12 января 2017
Обновлено 02.11.2021

Чем забракованный пилот «Шерлока» лучше всего остального сериала


Чем забракованный пилот «Шерлока» лучше всего остального сериала - фото 1

Главная сюжетная проблема сериала «Шерлок» не нова. Еще в «Секретных материалах» эпизоды делились на очень слабые «мифологические», развивавшие общий сквозной сюжет, и отличных «монстров недели», в которых Малдер и Скалли расследовали независимые дела.

Из-за ограничений британского формата «Шерлоку» приходится совмещать мифологию и отдельные расследования: все-таки в сезоне всего три серии! Из чистых одиночных «Шерлоков» можно назвать разве что малоудачных «Собак Баскервиля» Марка Гэтисса… ах да, там ведь тоже не обошлось без Мориарти.

Но если вы хотите посмотреть, насколько бы лучше «Шерлок» (Sherlock) смотрелся без притянутой за уши мифологии, у вас есть такая возможность. До официального пилота «Этюд в розовых тонах» создатели сериала сняли еще один, малобюджетный вариант пилота, который не понравился руководству BBC. Эта версия была выпущена бонусом на DVD первого сезона «Шерлока» и в настоящий момент широко доступна в Сети.

Первая версия пилота идет всего час вместо 90 минут, там нет знаменитой музыкальной темы от Дэвида Арнольда и Майкла Прайса, серия серьезно отличается от показанного «Этюда» в сюжетном плане. Ниже я объясняю, почему этот неофициальный, пропавший пилот получился настолько лучше всего остального сериала.

1. Никакого Майкрофта

Майкрофт Холмс Марка Гэтисса — воплощение мании величия и самолюбования. Это роль, написанная сценаристом «под себя» из тщеславия и желания покрасоваться. Майкрофт не продвигает сюжет, как Лестрейд, и не помогает Холмсу расследовать преступления, как Уотсон, ну а с комедийной поддержкой в сериале замечательно справляется Уна Стаббс в роли миссис Хадсон. Вспомните ваши любимые эпизоды «Шерлока»… а потом попробуйте ответить на вопрос: зачем в них нужен был Майкрофт?

В оригинальном пилоте «Шерлока» Майкрофта Холмса нет, что только подчеркивает его ненужность во всем остальном сериале. Динамика «Уотсон-Холмс» великолепна и без всяких отступлений с Майкрофтом и его ассистенткой. Охота на убийцу-таксиста идет куда более бодрыми темпами. Серия заканчивается трогательным и искренним моментом воссоединения главных героев, не разбавленным глуповатыми шутками про отношения братьев и отсутствие архиврагов в реальной жизни.

Ни у одного другого вымышленного детектива не было умного старшего брата. Артур Конан Дойл, придумавший Майкрофта, прекрасно понимал, что его участие в сюжете очень трудно оправдать: вот почему Майкрофт Холмс появляется лишь в трех рассказах Дойла и еще в одном упоминается вскользь. В «Шерлоке» Гэтисс появляется в одиннадцати эпизодах из тринадцати.

Чем забракованный пилот «Шерлока» лучше всего остального сериала - фото 2

2. Никакого Мориарти

Майкрофт Холмс появляется в переработанном пилоте в виде таинственного незнакомца, представляющегося инициалом «М». Разумеется, зритель сразу начинает видеть в нем Мориарти. У Конан Дойла профессор Мориарти появляется только в одном романе и одном рассказе, но в наше время персонаж известен не меньше Холмса и Уотсона. Все как в комиксах: если Шерлок — местный супергерой, то у него должен быть и архивраг, сверхзлодей с ничуть не уступающим герою набором способностей…

Оригинальный пилот «Шерлока» — детектив, а не комикс, и Мориарти в нем не упоминается. Главный злодей — маньяк-убийца Джефф Хоуп (блистательно сыгранный Филом Дэвисом в обеих версиях пилота), никакого «спонсора» у него нет, случайных людей он убивает по собственной инициативе, а не по наводке какого-то таинственного мега-преступника. Любое упоминание Мориарти разом убивает всякий реализм и превращает «Шерлока» из напряженного триллера в дешевую сенсационную мелодраму: вы представляете, если бы в финале фильма «Семь» Джон Доу признался бы Сомерсету и Миллзу, что за его действиями стоит кто-то еще?!

Мориарти упоминается в «Шерлоке» так часто, что кажется, что без его участия в Лондоне вообще никто не способен совершить серьезное преступление, а Шерлоку просто нечего было бы расследовать, если бы Мориарти раз за разом не отправлял на Бейкер-стрит все новых злодеев. Сам по себе Эндрю Скотт в этой роли очень неплох: но зачем было использовать его в СЕМИ эпизодах и упоминать вообще во всех?

Это опять-таки тяга к мелодраме и сенсационности, которая не дает «Шерлоку» стать из очень популярного сериала очень хорошим… и если вы думаете, что с Мориарти за кадром получилось лучше и страшнее, посмотрите оригинальный пилот.

3. Никакого Гэттиса

У «Шерлока» три сценариста. Три эпизода написал Стивен Моффат, четыре — Марк Гэтисс, два — британский драматург Стивен Томпсон, остальные написаны в соавторстве.

Как ни странно, самыми ровными получились два эпизода Томпсона: отличный «Слепой банкир» и эпичное «Рейхенбахское падение». Самые проходные эпизоды написаны Гэтиссом и Моффатом вместе, самые нелепые — Гэтиссом в одиночестве, сам Моффат то промахивается («Его прощальный обет»), то попадает точно в десятку. Его «Скандал в Белгравии» и «Шерлок при смерти» — это лучшее из того, что вообще когда-либо показывали на британском телевидении.

Обе версии «Этюда в розовых тонах» — это типичный сольный Моффат. Там очень современно и остроумно показывается дедуктивный метод Холмса, вместо кулаков используются мозги, весь эпизод — это интеллектуальный поединок Шерлока и умного, изобретательного и чрезвычайно опасного злодея. Во втором пилоте дуэль более психологическая: Хоуп держит Шерлока на прицеле пистолета-зажигалки, настоящей угрозы жизни героя нет, погубить Холмса может только собственная самонадеянность.

Чем забракованный пилот «Шерлока» лучше всего остального сериала - фото 3

В оригинальном пилоте это борьба не на жизнь, а на смерть. Хоуп вкалывает Шерлоку наркотик, Холмс физически ослаблен и в буквальном смысле не может противопоставить маньяку ничего, кроме своего интеллекта. В оригинале Моффат задумывал более камерный, бюджетный, атмосферный сериал. Практически весь первый пилот состоит из сцен «два человека разговаривают в комнате» — и поскольку визуальный ряд такой бедный, сценаристу приходится проявлять большую изобретательность, повышать ставки и нагнетать напряжение другими средствами.

Там нет блеска, паркура, погонь с видами Лондона. Все это принес Гэтисс, с самого начала видевший в «Шерлоке» приключенческий, развлекательный проект в духе фильмов про Джеймса Бонда или ужасных картин студии Universal с Бэзилом Рэтбоуном в главной роли.

Произведения Конана Дойла можно интепретировать и так: но если бы оригинальный пилот приняли, перед нами был бы куда более интеллектуальный и малобюджетный сериал, в котором страсти Гэтисса к мелодраме просто негде было бы развернуться. Конечно, шутки в духе «Теории большого взрыва» никуда бы не делись — но если бы под ними угадывались хоть какой-нибудь сюжет и работа мысли сценариста, их было бы проще терпеть.

Наши предыдущие материалы по «Шерлоку»:

Рецензия на «Шесть Тэтчер»

Рецензия на «Шерлок при смерти»

Разбор фанатских теорий по «Последнему делу»

Комментарии 68
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
ProfessorWho
ProfessorWho
По мне так за все это Шерлок и полюбился аудитории. Вся эта динамика, визуализация дедукции и так далее. Конечно, это попкорново, но смотрится здорово. А для интеллектуала и разговоров всегда можно Ливанова идти смотреть.