08 июня 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

Картриджи раздора

Кажется, сложно придумать две настолько же несовместимые вещи, как видеоигры (насилие, демоны, сквернословие и все смертные грехи) и религия (строгие правила и традиции, часто — контроль над тем, что ты смотришь, читаешь и вообще делаешь). Тем не менее, эти два культурных явления нередко соприкасаются, иногда — в странных, забавных и даже пугающих формах. «Канобу» изучает ассортимент христианского аналога Steam, убивает римлян, спасая пасхального кролика, и танцует под госпел.
Кажется, сложно придумать две настолько же несовместимые вещи, как видеоигры (насилие, демоны, сквернословие и все смертные грехи) и религия (строгие правила и традиции, часто — контроль над тем, что ты смотришь, читаешь и вообще делаешь). Тем не менее, эти два культурных явления нередко соприкасаются, иногда — в странных, забавных и даже пугающих формах. «Канобу» изучает ассортимент христианского аналога Steam, убивает римлян, спасая пасхального кролика, и танцует под госпел.

«Мы предполагаем заняться, в частности, компьютерными играми и собрать конференцию, им посвященную, чтобы определить компьютерные игры, которые будем рекомендовать молодому поколению, — полгода назад признавался руководитель правозащитного центра ВРНС религиовед Роман Силантьев.— Не все компьютерные игры вредны, не все душевредны».

Депутат Госдумы и член партии ЛДПР Роман Худяков, кажется, не возражал: «Я, во всяком случае, как депутат полностью поддерживаю их стремление разработать нормальные, хорошие игры для того, чтобы они развивали патриотический наклон и чтобы не было никакого насилия и террора. […] И вместе, я думаю, можно разработать нормальные, хорошие игры, которые бы пагубно не отражались бы на наших детях».

Любопытное начинание, казалось бы — отечественные православные игры без «насилия и террора», которые еще и не «душевредны». На Западе, конечно, церковь тоже не всегда одобряет подобные развлечения: освоившиеся в интернете пасторы нередко призывают публику бойкотировать, например, GTA. Разработчики неоднократно пытались исправить ситуацию, выпустив ряд игр с религиозным уклоном: за основу брались сюжеты из Библии, где обходились стороной все сцены насилия и кровопролития. Пока РПЦ составляет список одобренных игр (раньше они одобрили только одну, шутер «Правда о девятой роте»), мы решили предположить, какие экземпляры могли бы в нем оказаться.

В 1980-х большого разнообразия не было: на рынок вышло несколько электронных версий Библии, позволявшие ознакомиться со священным писанием прямо на домашних компьютерах вроде Apple II или Commodore 64. Единственным элементом взаимодействия в тех «играх» был тест на знание Библии, предлагавший угадать пропущенные в предложениях слова. Тогда же на Atari 2600 вышла Music Machine — интерактивный аудио-альбом христианских песен для детей.

Первой серьезной попыткой сделать так, чтобы и про Библию все правильно, и играть было интересно, стала Bible Adventures в 1991-м. Картридж для NES представлял собой сборник из трех игр, основанных на историях Ветхого Завета.

В Noah’s Ark игрок выступал за самого Ноя и спасал животных накануне потопа. Ему предстояло помещать в ковчег собранных по лесу зверей.

Baby Moses повествовала о Мириам, пытавшейся спасти своего брата Моисея от прислужников Фараона. Охотники за новорожденными мальчиками всячески пытались сбросить младенца в Нил.

Третья игра — David and Goliath — велась за Давида, спасателя овец от медведей и львов. Заполучив рогатку и обойдя вражеских скорпионов, игроку следовало одержать победу над самим Голиафом.

Сборник встретили холодно: его критиковали за откровенное заимствование из Super Mario Bros. 2, одинаковые уровни и попытку привлечь внимание за счет религиозной темы. В 2013 году Bible Adventures заняла 43-е место в списке худших игр всех времен по версии GamesRadar. Тем не менее, в начале 90-х она разошлась тиражом в 300 тыс. копий — клиенты религиозных лавок были в восторге.

Индейцы, японцы, египтяне, ацтеки, аборигены — в версии Konami Ной хладнокровно убивает всех, кто встает на пути между ним и бедным животным.

Япония — далеко не самая религиозная страна в мире и уж тем более далеко не самая христианская , но Konami отчего-то заинтересовались христианскими играми. В 1992-м на NES появилась еще одна трактовка приключений Ноя, Noah’s Ark. На протяжении семи уровней игроку приходилось спасать зверей, похищенных разными народами. Первое же задание — вызволить кролика из лап римлян, убивая всех остальных существ на своем пути.

Картриджи раздора - фото 1

Индейцы, японцы, египтяне, ацтеки, аборигены — в версии Konami Ной не щадит никого и хладнокровно убивает всех, кто встает на пути между ним и бедным животным. Более того, храброму защитнику зверей пришлось уничтожить бога Солнца цивилизации инков, а в конце игры сразиться с самим Сатаной.

Игра была невыносимо сложная, но из-за того, что в Konami не страшились противоречить сюжету Библии, играть в Noah’s Ark было интересно. Главное, что посыл книги сохранен!

В 90-х серьезнее всех религиозными играми занималась студия Wisdom Tree, которая собственноручно разрабатывала и издавала игры для разных платформ того времени. Интересно, что в основном работы студии, призванные найти отклик у верующих людей и одновременно наставить хардкорных игроков на путь истинный, продавались нелегально: Wisdom Tree решила избежать строгих проверок Nintendo и не пыталась получить их сертификат качества, продавая свои высокодуховные игры на черном рынке в обход бюрократических требований платформодержателя.

К тому же у американцев из Wisdom Tree любопытная история с ребрендингами. В 1989-м она называлась Color Dreams и одной из первых научилась обманывать чип лицензионной защиты в NES. Команда оперативно подпортила себе репутацию плохими играми и спряталась за логотипом Bunch Games, но дела лучше идти не стали. Тогда разработчики попытались найти не занятую никем нишу на рынке, открыли для себя Бога, занялись христианскими видеоиграми, и так родился злосчастный бренд Wisdom Tree.

Герой вооружен Мечом духовности, Щитом веры и электронной версией священного писания — все, что нужно для спасения города

Сегодня герои DC и Marvel уверенно захватили медиапространство, но 20 лет назад и у христианства был собственный супергерой: Капитан Библия! В обучающей adventure-игре Captain Bible in Dome of Darkness для MS-DOS злые роботы накрыли город людей куполом, обратив всех во «тьму лжи». Спасательная организация Корпус Библии отправила своего лучшего бойца в лице Капитана Библии на спасение человечества от механических злодеев. Герой вооружен Мечом духовности, Щитом веры и электронной версией священного писания — все, что нужно для спасения города.

Среди христианских видеоигр есть не только невинные платформеры и приключения. Шутер Ominous Horizons: A Paladin’s Calling стал самой дорогой религиозной видеоигрой: разработка стоила $1,6 млн. Была и попытка создать христианскую MMORPG Foundations of Hope Online. Она обещала перенести игроков на 400 лет в будущее и показать последствия Великой Бури, в ходе которой погибло большая часть населения Земли. Катастрофа забрала у человечества электричество, а также переместила на нее драконов из прошлого. Помимо стандартных баталий за добро и христианство, игроки участвовали бы в Войне духовенства, развивая свои навыки веры и прокачивая способности за нее постоять.

Главным продюсером игры был Литал Гроуди, американский автор романов по христианской тематике, которые и легли в основу сюжета MMORPG. В своем блоге Литал откровенничал: «Я не хочу делать скучную игру, которая надоедает нравоучениями, но в то же время желаю сделать ее приемлемой для верующих игроков. Чтобы она была одинаково увлекательной как для обычных людей, так и для праведных христиан. Это очень тонкая грань, но мне удалось балансировать на ней в моих книгах. Уверен, что что с игрой у меня тоже все получится». К сожалению или к счастью, проект закрыли, а Гроуди вернулся к писательству. Но никто не застрахован от его духовного наследника в лице «русского ответа World of Warcraft», что предложил Дмитрий Медведев пару лет назад.

Картриджи раздора - фото 2

Вы когда-нибудь слышали о ежегодной CGDC, Конференции разработчиков христианских видеоигр? А о том, что каждый год на ней проходит премия «Лучшая христианская игра года»? Как указано на сайте конференции, для религиозных разработчиков существует целый свод моральных правил:

  • Мастерство, артистизм и качество — отражения нашего Творца, они не подлежат обсуждению
  • Никогда, никогда, НИКОГДА не продавайте Бога как продукт
  • Хорошо налаженный бизнес, приносящий прибыль — это хороший и законный способ служения Богу
  • С жадностью нам не по пути

Все на том же сайте висят программы ежегодных конференций. В 2012 году, например, выступающие читали доклады на темы «Как получить благословение Господа в игровой индустрии» и «Учимся ждать Бога». С прошлого же года имеется целый ряд видеоматериалов: все желающие могут узнать, «как христиане должны вливаться в индустрию видеоигр».

В 2008 году студия с говорящим названием «Цифровая молитва» (Digital Praise) выпустила для PC христианский аналог Guitar Hero — Guitar Praise. Симулятор рок-гитариста на удивление неплохо приняли критики, посчитавшими его достойной альтернативой Guitar Hero для верующих семей, не желающих приобщать своих детей к зловещей тяжелой музыке. Также у «Цифровой молитвы» есть успешный цикл игр Dance Praise. Вдохновленные Dance Dance Revolution, игры сериала призывают всех пуститься в пляс под госпел, христианский поп и божественный хип-хоп.

Кульминацией 30-летней истории церкви с видеоигровой индустрией стало открытие цифрового магазина христианских видеоигр Christian Games! Now! На главной странице посетителей встречает табличка с одухотворенным текстом:

«Добро пожаловать в наш магазин! Наконец-то появилась альтернатива, которая окажется полезной для вас и членов вашей семьи. Мы благодарим вас за поддержку разработчиков христианских игр. Мы молимся, чтобы эти проекты послужили для вас благословением».

Ассортимент удивляет: тут вам и поиски райского сада в Adam’s Venture, и спасение оригинального писания Библии в упомянутом ранее шутере Ominous Horizons. Везде бережно указаны системные требования. Из каталога магазина можно узнать, что Капитан Библия — не единственный христианский супергерой.

Приключения Человека-Библии сопровождаются захватывающим описанием:

В Bibleman: A Fight for Faith игроки помогут Человеку-Библии и Девушке-Библии сразиться против Злобного Протестанта и его наемников! Используя строчки из Библии, а также решая головоломки и пазлы, пройдите девять познавательных уровней за Команду Библия в борьбе за веру!

Шутеры, стратегии, даже MMORPG — верующий игрок легко найдет себе развлечение на любой вкус. А то, что уже существует целый сервис цифровой дистрибуции христианских игр, говорит о том, что и церковь кое-как идет в ногу со временем. Возможно, этот опыт следует перенять РПЦ, и вместо составления списка «недушевредных» игр лучше открыть православный Steam.

Комментарии 36
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Number None
Number None
Стим по дефолту православен.
Number None
Number None
А вообще подзаголовок не в кассу.
kirpi4ova
kirpi4ova
До чего же крутой материал. Никита, ай молодец!