24 февраля 2014
Обновлено 09.05.2015

Забытые шедевры кинематографа №2: «Альфавиль»

Две недели назад вы могли лицезреть первый выпуск запущенной мною рубрики о классике кинематографа, которую обязательно стоит посмотреть. Тогда я сильно сомневался, что будет продолжение. Но вот оно, перед вами. Виновата в этом нынешний комьюнити-менеджер – @[kirpi4ova](user:850638). Спасибо ей за это. И не забывайте, что я не намереваюсь вдаваться в глубокий анализ и сыпать фактами. Моя главная задача – заинтересовать вас и склонить к просмотру, а здесь все средства хороши. Приятного чтения.
Две недели назад вы могли лицезреть первый выпуск запущенной мною рубрики о классике кинематографа, которую обязательно стоит посмотреть. Тогда я сильно сомневался, что будет продолжение. Но вот оно, перед вами. Виновата в этом нынешний комьюнити-менеджер – @[kirpi4ova](user:850638). Спасибо ей за это. И не забывайте, что я не намереваюсь вдаваться в глубокий анализ и сыпать фактами. Моя главная задача – заинтересовать вас и склонить к просмотру, а здесь все средства хороши. Приятного чтения.

Вы можете поддержать моё творчество, присоединившись к блогу в VK. На его просторах я пишу о видеоиграх, самом разном кино, задорной музыке и прочих интересных вещах.

Забытые шедевры кинематографа №2: «Альфавиль» - фото 1

Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution / Альфавиль(Франция, Италия, 1965 год)
Режиссёр: Жан-Люк Годар / Jean-Luc Godard
Жанр: нуар, фантастика
Продолжительность: 1 час 39 минут
Награды: Золотой медведь на Берлинском кинофестивале в 1965 году

Как самостоятельный киножанр, нуар появился в 40-ых годах прошлого столетия на просторах Северной Америки, когда-то давно принадлежавшей краснокожим племенам. И хотя корнями он уходит в кинематографию немецкого экспрессионизма, а термин «film noir» (черный фильм) родился в умах французских кинокритиков, окреп нуар исключительно благодаря американским зрителям, испытывавшим в те годы непреодолимое влечение к мрачным настроениям и детективам с проникновенным взглядом. Тяжело их за это винить. Ведь Вторая мировая война наложила на 40-ые глубокий след. Пессимизм, настороженность и непреодолимое разочарование. Слишком много было потеряно. Слишком мало приобретено. Но не одним американцам знакомы эти эмоции.

Недолго думая, нуар проник и в европейский кинематограф. Его отголоски можно найти в работах самых разных режиссеров. Одним из них является никто иной как Жан-Люк Годар. И он сумел выжать из «черного фильма» все соки. Что ему для этого потребовалось? Всего-ничего – частный детектив Лемми Коушен и мрачный город будущего, усеянный пронумерованными жителями.

Забытые шедевры кинематографа №2: «Альфавиль» - фото 2

Казалось бы, чем Альфавиль выделяется на фоне прогнившего Нью-Йорка или ветреного Лос-Анджелеса? Каждый кусочек суши, заселенный людьми, обречен на бесконечное гниение. Мы словно пожирающие самих себя микробы. Рак не способный затаить дыхание раз и навсегда, что поселился в венах бетонных гигантов. Но Годар добавил к этой истине одну важную деталь – выбранное им место действия страдает не только от людских пороков, но и от отсутствия тех редких светлых черт, что не позволили нашему виду окончательно сгинуть. Любовь, сострадание и взаимопомощь объявлены в Альфавиле вне закона. Даже поэзия и романтика подверглись запрету. Любое лишенное логики действие награждается смертной казнью. Общество окончательно лишилось человечности. Едва ли можно представить более страшного паразита, поразившего социум.

Ни о какой надежде и вере в светлое будущее не может идти и речи. Альфавиль – идеальное место для нуара. Отчаяние и безразличие проникли в самое его сердце. Многим режиссерам хватило бы и этого, но не Годару. Он пошел дальше – большая часть сцен в фильме лишена привычного звукового сопровождения. Зачастую вместо клацанья каблуков по асфальту или скрежета шин в ночи придется слушать волнующие и мрачные мелодии, добавляющие и без того жуткому городу дополнительной атмосферы. В проделанную Полем Мизраки работу тяжело не влюбиться. Уж больно филигранно она вписывается в происходящее.

Забытые шедевры кинематографа №2: «Альфавиль» - фото 3

Но ни один Поль Мизраки блеснул в данном произведении. Операторская работа Рауля Кутара также поражает. Камера в его руках словно живая. Ее непрерывный полет придает напряженной истории темпа, а завораживающие своей привлекательностью сцены воспринимаются не как бездушный набор кадров, а словно обворожительная красавица, полная чувств и желаний, то самозабвенно позирующая, то сбивающаяся на робкий бег. Наблюдать за этим представлением невероятно увлекательно.

«Вы не могли бы поторопиться с самоубийством? – вгрызлось жалкое подобие швейцара в одного из постояльцев, – нам нужна комната для кузена с юга». Разве такие мысли имеют право на жизнь? Но они часть человеческой природы. Их можно встретить не только в бесчувственных жителях Альфавиля, но и в окружающих нас обывателях. Годар не просто создал полный угрюмых физиономий нуар, он сумел предельно точно отразить безразличие современного общества. Это наше настоящее и будущее, оставлять без внимания которое чрезвычайно опасно. Иначе одна из мыслей Лемми Коушена легко может материализоваться – «Ты ничего не понимаешь, и в итоге это убивает тебя». И не говорите, что я вас не предупреждал.

Комментарии 6
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Джастин Бибер
Джастин Бибер
Истина где-то там
Bagryanaja
Bagryanaja
Да уж, самый нуарный нуар. Я после таких фильмов долго прихожу в себя...