124 46 21202

За стеклом: 10 игр-антиутопий

7 февраля 2013, 13:58
За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 1

В этому году исполняется 60 лет с момента первой публикации романа «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Наряду с «1984» Оруэлла, «О дивным новым миром» Хаксли, «Мы» Замятина и романами Айн Рэнд, работа Брэдбери стала одной из самых популярных антиутопий 20 века. В свою очередь, это литературное направление вдохновило и дало пищу для размышлений огромному количеству авторов видеоигр.

«Канобу» выбрал 10 игр-антиутопий и изучил их мир и источники вдохновения разработчиков.

Final Fantasy VI
SNES (1994), PlayStation (1999) и GBA (2006)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 2

Суть игры
Классическая jRPG для SNES, одна из лучших на платформе – переход серии от фентези к стимпанку.

Мир игры
За тысячу лет до событий игры в мире FF6 разразилась война между технологией и магией, которая обернулась катастрофой для мирного населения. На использование магии было наложено вето, и со временем она перешла в разряд забытых сказок.

Тем временем, могущественная Империя под руководством императора Гешталя и генерала Кефки захватывает мир, пытаясь вернуть магию в мир. Для этого злодеи ловят существ Эсперов, владеющих магией, и похищают людей для экспериментов – все это под регулярным гнетом армии. Против Империи выступает повстанческая организации «Возвращающие» (Returners).

Роль героя
В наше управление попадает целая группа «Возвращающих», у каждого из которых свои счеты с Империей. Например, рыцарь Кайен Гарамонде потерял свою семью из-за отправления водопровода, инициированного Кефкой.

Источники вдохновения
Как и вся серия, Final Fantasy VI берет мотивы из фольклора различных народов, но, в отличие от ранних частей, ее сеттинг отсылает нас к Второй промышленной революции. Некоторые персонажи игры впоследствии появлялись в других играх Square (в том числе Kingdom Hearts II и Secret of Evermore).

Mega Man Zero
GBA (2002)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 3

Суть игры
Запредельно сложный экшен с беспощадными боссами, первый платформер под вывеской Mega Man на Game Boy Advance.

Мир игры
Действие Zero разворачивается через сто лет после событий серии Mega Man X. Миром управляет государство Нео Аркадия под руководством клонированной версии главного героя Mega Man X – Икса. Бывший друг Зиро создал армию роботов с целью подавления реплоидов – андроидов со способностью к самоощущению. Ученая Сиэль собирает сопротивление с целью дать отпор Иксу.

Роль героя
В течение века после Mega Man X реплоид Зиро был отключен от питания. Сиэль находит героя и включает его – и Зиро становится главным оружием в борьбе с Нео Аркадией и бывшим напарником Иксом.

Источники вдохновения
Mega Man Zero – примерно пятнадцатая игра в серии Mega Man. Авторы вдохновляются исключительно прошлыми играми.

Beyond Good & Evil
PS2, PC, GameCube и Xbox (2003), Xbox 360 и PSN (2011)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 4

Суть игры
Переосмысление The Legend of Zelda и Ico креативным гением Мишеля Анселя – чуть ли не лучшее приключение предыдущего поколения.

Мир игры
Инопланетяне ДумЦ захватывают власть на планете Хиллис и регулярно похищают людей, транспортируя их на Луну. Захватчикам помогает космический спецназ «Корпус Альфа», который имитирует активную борьбу с инопланетянами, отвлекая внимание населения. Настоящие повстанцы – организация ИРИС – на протяжении игры пытаются открыть глаза мирным жителям.

Роль героя
Фотограф Джейд живет на маяке вместе с дядей-свиньей Пейджем и содержит приют для детей, чьи родители были похищены ДумЦ. Однажды, отбив атаку ДумЦ, Джейд привлекает внимание ИРИС и начинает собирать компромат на захватчиков и «Корпус Альфа».

Источники вдохновения
Мишель вдохновлялся мультфильмами Миядзаки, а также политикой и СМИ – в частности, телевизионным освещением событий 11 сентября 2001 года.

Jak II
PS2 (2003) и PSN (2012)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 5

Суть игры
Вторая часть серии Jak and Daxter, одна из ранних работ авторов Uncharted: Drake’s Fortune и The Last Of Us и резкий переход «Джека» на сторону экшенов.

Мир игры
Город Хэйвен-Сити находится под властью могущественного Барона Праксиса, который ставит эксперименты на жителях, облучая их энергией темного Эко. Самодуру противостоят повстанцы, но им явно не хватает героя.

Роль героя
Им становится Джек – в начале игры он попадает в тюрьму Праксиса, где в результате экспериментов получает возможность превращаться в безумного Темного Джека. Спустя два года заточения, Джек бежит из тюрьмы с помощью друга Декстера и начинает борьбу с Бароном.

Источники вдохновения
Хотя визуально Jak II и схож с Beyond Good & Evil, в игре нет таких глубоких отсылок к другим культурным типам – в первую очередь критики отмечали ее сходство с «Индианой Джонсом».

Half-Life 2
PC (2004), Xbox (2005), Xbox 360 и PS3 (2007), Mac OS X (2010)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 6

Суть игры
Игра 2004 года по версии десятка изданий и сайтов и игра десятилетия по версии VGA 2012 – нужно ли добавлять к этому еще что-то?

Мир игры
Инцидент в «Черной Мезе» из первой части привлекает внимание инопланетной империи Альянс, которая порабощает нашу планету в результате Семичасовой войны. Действие игры разворачивается в Сити 17, городом в Восточной Европе под управлением Уоллеса Брина – марионетки Альянса. В Сити 17 организовано постоянное слежение за жителями, улицы патрулируют силы гражданской обороны, пропаганда доносится из всех экранов и громкоговорителей, размножение запрещено, а на горизонте постоянно видна огромная Цитадель – штаб-квартира Альянса. Огромной машине подавления противостоят разрозненные силы Сопротивления.

Роль героя
Молчаливый физик-ядерщик Гордон Фримен появляется в городе по причинам, понятным только G-Man’у, но тут же становится ударной силой подполья и всячески рушит планы Альянса вместе со своей напарницей Аликс.

Источники вдохновения
Устройство Сити 17 практически дословно списано с Лондона из оруэлловского «1984»: Брин является аналогом Большого Брата, Цитадель копирует здания министерств, рождаемость находится под полным контролем – и так далее.

Crackdown
Xbox 360 (2007)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 7

Суть игры
Нелинейный шутер от третьего лица, один из первых важных эксклюзивов для Xbox 360.

Мир игры
Город Пацифик-Сити (Pacific City) охвачен войной между тремя группировками: Волк, Корпорация Шай-Ген и Лос-Муэртос. «Миротворцы» пытается остановить беспредел с помощью «Агентства», предоставляющего кибернетических солдат – стражей закона из будущего. Но вот незадача: на самом деле «Агентство» поддерживает и бандитов, чтобы запуганные жители полностью доверяли полицейской организации.

Роль героя
Нам достается безымянный агент – кибернетический солдат, запрограммированный на уничтожение бандитов. Все действия агента контролируются вышестоящей организацией и ее мистическим директором.

Источники вдохновения
Crackdown следует мотивам футуристических боевиков, в частности, «Судье Дредду» с Сильвестром Сталлоне.

TimeShift
PS3, Xbox 360 и PC (2007)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 8

Суть игры
Необычный, но весьма спокойно воспринятый прессой шутер, крутящийся вокруг концепта управления временем.

Мир игры
В будущем группа ученых изобретает специальный Альфа-костюм, который позволяет перемещаться во времени. Руководитель проекта, Эйден Крон, отправляется в прошлое и меняет историю, становясь тираном благодаря своим познаниям о будущем. Тайная полиция, культ личности, подпольное сопротивление – все, как положено антиутопии.

Роль героя
Безымянный герой надевает экспериментальный Бета-костюм, дополненный (в отличие от Альфа-версии) боевыми возможностями, и отправляется в прошлое вслед за Кроном. Но механизм перемещения во времени оказывается нарушен, и герой немного опаздывает на вечеринку – вместо того, чтобы заранее «поймать» Крона, он попадает в тоталитарную империю в ее расцвете. Придется пробиваться к злодею с силой!

Источники вдохновения
TimeShift основан на популярном мотиве изменения прошлого – смотрите, например, вторую часть фильма «Назад в будущее» (а также третий эпизод одноименного квеста от Telltale Games). А оформление игровых уровней отсылает нас к «1984» Оруэлла.

BioShock
Xbox 360 и PC (2007), PS3 (2008), Mac OS X (2009)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 9

Суть игры
Одна из жемчужин 2007 года – умнейший и многогранный шутер, духовный наследник System Shock.

Мир игры
Действие BioShock разворачивается в подводном городе Восторг (Rapture), построенном в начале 50-х годов XX века магнатом Эндрю Райаном, который задумывал его как утопию на 1500 человек – место, где каждый гражданин будет абсолютно свободным. Наука тоже не стояла на месте – на дне океана был найден плазмид АДАМ, лечивший любые болезни. Но он также изменял ДНК людей и даровал им сверхспособности.

Утопия быстро скатилась в ад: гангстер Фрэнк Фонтейн организовал черный рынок АДАМа и собрал армию мутировавших девочек-сирот – Маленьких Сестричек. Эндрю Райан силой подавил Фонтейна и его сподвижников, прибрал к рукам все его наработки – и неожиданно сам стал диктатором. Новым голосом низов стал некий Атлас – на новый 1960 год он устроил бунт, и Восторг окончательно скатился в хаос.

Роль героя
Через несколько месяцев после падения Восторга над Атлантическим океаном терпит крушение авиалайнер. Джек – единственный выживший – плывет к маяку, который оказывается входом в подводный город. С ним тут же связывается Атлас и просит Джека уничтожить Эндрю Райана.

Источники вдохновения
BioShock – это критика философии Айн Рэнд в форме видеоигры. Мотивы героев зачастую повторяют таковые у писательницы (в первую очередь ее ключевую работу – «Атлант расправил плечи»), а Эндрю Райан является отражением самой Рэнд. Имена Фонтейна и Атласа отсылают к «Источнику» (The Fountainhead) и, опять же, к «Атланту» (оригинальное название – Atlas Shrugged). Дополнительным источником вдохновения авторов служили классические антиутопии XX века, в частности, «1984» Джорджа Оруэлла.

Mirror’s Edge
PS3 и Xbox 360 (2008), PC (2009)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 10

Суть игры
Одна из немногих игр от первого лица, крутящихся вокруг паркура. Mirror’s Edge была весьма неоднозначно встречена игроками и критиками, но, тем не менее, с каждым годом требования выпустить продолжение звучат все чаще.

Мир игры
В безымянном городе из Mirror’s Edge нет преступности, а жизнь комфортна для всех жителей. Но в угоду безопасности была пожертвована свобода слова – государство контролирует как средства массовой информации, так и частные коммуникации. Единственный способ передать незаконное сообщение – доверить его «бегущему», нелегальному курьеру, который вручит письмо лично адресату.

Роль героя
Фэйт, одна из «бегущих», пытается спасти сестру от ложного обвинения в убийстве, но в итоге попадает в заговор, в котором участвуют бывшие коллеги: часть «бегущих» переходит на сторону государства и принимает участие в проекте «Икар», направленным на создание отрядов полицейских-трейсеров.

Источники вдохновения
Разработчики вдохновлялись сериалом «Светлячок» и фильмом «Миссия «Серенити»». По словам старшего продюсера игры Оуэна О’Брайена, Mirror’s Edge задает игрокам простой вопрос: как много свободы вы готовы потерять ради комфортной жизни?

Dishonored
PS3, Xbox 360 и PC (2012)

За стеклом: 10 игр-антиутопий - Изображение 11

Суть игры
Лучший стелс-экшен 2012 года, и, по мнению многих, и лучшая игра – в рецензии «Канобу» Dishonored получила максимальные десять баллов.

Мир игры
В результате государственного переворота (с убийством императрицы) в городе Дануолл устанавливается полицейский режим под руководством Хайрема Берроуза. Город поражен чумой, истребляющей бедноту, и власть использует болезнь как предлог к отделению элиты от остального населения: Дануолл разрезается на изолированные районы, улицы контролируются бронированной охраной. Голоса из громкоговорителей говорят, что все в порядке.

Роль героя
Бывший телохранитель императрицы Корво Аттано попадает в тюрьму по ложному обвинению в ее убийстве. Лоялисты вызволяют Корво из заточения, и герой сталкивается с Чужим, дарующим ему сверхъестественные способности. Так начинается история мести.

Источники вдохновения
Уникальный визуальный стиль Dishonored – заслуга Виктора Антонова, придумавшего Сити-17 в Half-Life 2. Дануолл списан с Лондона и Эдинбурга викторианской эпохи, а при разработке героев авторы вдохновлялись иллюстрациями к старому изданию «Одиссеи капитана Блада».

Текст: Егор Антоненков


Игры в материале
  • BioShock
  • TimeShift
  • Uncharted: Drake’s Fortune
  • Crackdown
  • Half-Life 2
  • System Shock
  • Beyond Good & Evil
  • Dishonored
46 комментариев