Впечатления от ужасной комедии «Килиманджара» — современной российской сказки
У каждой страны есть своя национальная особенность. Ярче всего она отражается в стереотипах и традициях со всеми сопутствующими праздниками. На втором месте стоит поп-культура — музыка, литература и, конечно же, кино. Индийский кинематограф известен благодаря феномену Болливуда, Корея ассоциируется с фестивальным кино, жестокими боевиками и мелодрамами, в США цветет эра супергеройских комиксмуви. В России тоже есть свои герои — и нет, они не спасают мир или защищают слабых. Они бухают.
«Килиманджара» сразу начинается с козырей: аутичный студент в общаге делает предложение своей девушке, после чего следует слайдшоу из красных лиц крупным планом, пьяного погрома и прочего трэшака.
В принципе, ничего другого в фильме и не происходит. Общая завязка: на следующее утро этот же студент (Артем Сучков) просыпается в кровати с другой, помолвка отменяется, а спустя несколько лет (длиной в секундную монтажную склейку) главная героиня (Ирина Старшенбаум) уже едет «спасать» своего пропавшего нового жениха в Баку. За ней, конечно же, увязывается компания из того самого бывшего, подруги, с которой его застукали, другой пьющей подруги и совершенно левого непросыхающего мужика (Тимофей Трибунцев). Все приключение кто-то пьет, кто-то просто тупит от природы, но в целом герои бушуют на улицах Азербайджана, демонстрируя эталонный российский менталитет.
Если вы думаете, что фильм — очередная глупая комедия ради гэгов, то вы ошибаетесь. Это ничто иное как современная российская классика, культурный срез России XXI века, пропагандирующий новых национальных героев — алкоголиков и идиотов. К черту богатырей. Плевать на сильных персонажей. В бездну оригинальных, уникальных героев. У нас есть свой культовый прообраз настоящего русского человека — умственно отсталый пьяница, истинное лицо отечественного кинематографа.
На самом деле это даже не смешно. Это страшно, потому что уже давно перестало быть просто шуткой. Мы игнорируем российские шаблонные сериалы на федеральных каналах, не обращаем внимания на очередное продолжение «Елок» и фильмы с Нагиевым, считая их не стоящими внимания.
Но пока мы насмехаемся над ущербностью отечественного кинопроизводства, эти же «Елки» становятся олицетворением целой эпохи — увековечиваются в культурной истории страны, как в свое время популяризировались сказки про богатырей и дружелюбных советских мультяшек.
Страшно и то, что никто не против. Люди толпами идут на «Килиманджары» с «Горько», в то время как шедевральные инди-жемчужины («Лето», «Теснота», «Аритмия») на родине собирают единицы зрителей и лишь за границей получают должное внимание. Это видно даже по статистике на нашем сайте: рецензия на «Лето» еле-еле наскребла 7,5 тыс. просмотров, когда у последних «Елок» их под 20.
Мало кто хочет смотреть что-то действительно качественное — зато над карикатурами реальной жизни с бухими свадьбами и мальчишниками покатывается весь зал, не подозревая, что это открытый стеб над зрителем.
Другая сторона подобных фильмов — они не несут какой-либо художественной ценности. Это приторные кадры, неумелый монтаж и совершенно кривые диалоги, которые даже талантливые актеры (та же Старшенбаум, которая очаровывала всех в «Лете») не могут передать с нормальным выражением лица и интонацией. «Килиманджара» похожа на фарсовую постановку, где нет ни логики, ни толики профессионализма. Лишь голый трэш ради трэша — с одними и теми же шутками и перекошенными лицами.
Сам фильм позиционируется как совместный проект России и Азербайджана, а один из продюсеров высказал такую мысль:
«Мы пришли к выводу, что нужно снять фильм о приключениях россиян в Азербайджане, тем самым популяризируя свою страну, культуру, достопримечательности, историю, музыку и все, что связано с нашим прекрасным городом Баку».
В «Килиманджаре» действительно большинство сцен снято на фоне памятных мест Баку, но никакой культуры, истории, а тем более музыки здесь нет. Замени столицу Азербайджана на любой другой город или даже страну — разницы никакой. Это история об эгоистичных русских, которые громят и оскверняют все на своем пути — и неважно, человеку какой национальности они перешли путь. Главное, что они снова оставили после себя негативное впечатление и (в данном случае образную) стену с надписью «х*й».
Иными словами, трэш-комедии — это рак российского кинематографа, который будет жить вечно. Снимаются они дешево, актерского, сценарного, режиссерского и прочего мастерства не требуют, а придумывать что-то новое не приходится — прямо как Marvel, из года в год следующий одному шаблону. Разве что в российской версии вместо костюмов супергеров меняется повод для пьянки.
Примечательно, что все эти фильмы выходят параллельно историческим военным и спортивным лентам, продвигающим патриотический настрой и гордость за страну. Которые уже через неделю сводятся на нет премьерой какой-нибудь «Килиманджары».