47 20 12876

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами

13 декабря 2013, 20:18
Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 1
Герои видеоигр часто заняты странными вещами, но иногда к безумству подключается и сам игрок. «Канобу» вспоминает игры, которые толкают к подозрительным, а иногда и страшным поступкам.

Сесть за приборную панель шагающего танка: Steel Battalion (2002)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 2

В начале нулевых Capcom выпустила на Xbox симулятор шагающего боевого танка, который запомнился в основном благодаря специальному контроллеру, без которого поиграть в Steel Battalion просто нельзя. Вернее, это не просто контроллер, а целый пульт управления, на котором можно найти два джойстика и около 40 кнопок. К слову, чтобы катапультироваться, нужно открыть специальную крышку-предохранитель— настолько все серьезно.

Heavy Armor, третья часть серии, вышла в 2012 году для Xbox 360 и потребовала сенсорный контроллер Kinect. Который в конечном итоге все и испортил. Часто игра неправильно или с задержкой воспринимала движения игрока, а еще там можно в попытке почесать задницу случайно запустить механизм самоуничтожения танка.

Поговорить с человеком-рыбой: Seaman (1999)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 3

По сути, Seaman — обычный тамагочи для Sega Dreamcast. Нам вверяют существо, которое эволюционирует из икринки в рыбу-лягушку с головой человека. За питомцем необходимо пристально следить. Если на день забыть о его существовании и не включить консоль, существо вполне могло погибнуть.

Отличало игру другое — с питомцем можно было разговаривать, для чего в комплекте с игрой поставлялся специальный микрофон, который следовало поместить в слот на геймпаде. Самая известная форма существа — рыба с человеческим лицом — в западной версии игры говорила голосом Леонарда Нимоя, крайне неуклюже реагировала на команды игрока и с переменным успехом поддерживала простейшие диалоги. Зато можно было назвать существу дату своего рождения и рассчитывать на специальное поздравление.

Схожую идею с голосовым управлением студия SCEI реализовала в футуристическом экшене Lifeline (PS2, 2003). Отдавая голосовые команды, игрок косвенно управляет попавшей в беду героиней Рио. Можно приказать девушке двигаться, стрелять (и даже выбирать нужные мишени), решать с помощью голоса головоломки и взаимодействовать с игровым миром. Хотя Lifeline поддерживала около 500 голосовых команд (включая некоторые забавные), героиня часто путает приказы.

Гуглить и читать в википедии о том, что вам совершенно не интересно: In Memoriam (2003)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 4

В 2003 году малоизвестной французской студии Lexis Numérique удалось изобрести жанр интернет-расследования. На первый взгляд In Memoriam — обычная детективная adventure-игра. Маньяк похищает журналистов и оставляет взамен подсказки. По сюжету отчаявшаяся полиция распространила диск с материалами дела в надежде на помощь случайных людей.

Но не все так просто. Начиная собственное расследование, мы указываем адрес электронной почты и регистрируемся в специальной социальной сети сыщиков. А дальше начинается самое интересное. Игрок пытается решить первые загадки маньяка и понимает, что без помощи интернета и других пользователей обойтись очень сложно. В поисках нужной информации придется посещать как настоящие ресурсы вроде википедии и картографических сервисов, так и специальные «подставные» сайты, которые, впрочем, выглядят очень убедительно. А еще во время расследования на электронную почту игрока начинают приходить послания от маньяка и других игроков.

В рамках серии вышло четыре игры. Затем Lexis Numérique выпустила еще один новаторский проект, eXperience112, в котором игроку досталось роль наблюдателя за единственной выжившей после крушения корабля. Девушкой можно управлять только косвенно — динамики в комнатах не работают, в лучшем случае мы можем слышать героиню, но не наоборот. Приходится утвердительно или отрицательно кивать камерой, мигать лампочками, открывать двери, копаться в личных делах бывших коллег и вместе искать ответы.

Прикладывать консоль к настольной лампе: Uncharted: Golden Abyss (2012)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 5

Портативная Uncharted: Golden Abyss старалась максимально использовать возможности PS Vita. По сути, привычное кнопочное управление можно почти полностью заменить жестами. Например, достаточно просто наметить траекторию движения на экране, и герой Дрейк сам преодолеет нужные препятствия.

Естественно, новые возможности управления не могли не отразиться на игровых головоломках. Очищать реликты теперь можно пальцами, точно так же срисовываются в блокнот древние символы. Кроме того, здесь есть одна хоть и совсем несложная, но по-настоящему изящная и оригинальная загадка. Герою достается пустой на вид пергамент. Чтобы его прочитать, нужно поднести консоль камерой к источникусвета, например, обычной настольной лампе. Спустя мгновение на пустом листе начнет проявляться скрытая надпись.

Позвонить на загадочный (и платный) номер: Who Framed Roger Rabbit? (1988)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 6

Если в 90-х Rare были одной из сильнейших команд в мире, то в 80-х они занимались странным. Например, игрой по мотивам фильма «Кто подставил Кролика Роджера?», совершенно непереносимым adventure-упражнением. Зато в игре есть любопытная ситуация, которая поставила многих игроков в тупик

В одной из локаций можно встретить Джессику, жену кролика Роджера, которая просит найти номер ее телефона и позвонить. Когда номер вы все-таки нашли, быстро выясняется, что применить его негде и нужно что-то придумать. Разгадка по-своему красива — берем трубку настоящего телефона, набираем найденный номер (кстати, звонок платный) и слушаем аудиосообщение от Джессики с информацией для дальнейшего прохождения.

**Фотографировать привидений в собственном доме: Spirit Camera: The Cursed Memoir (2012)

**

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 7

В комплекте с Nintendo 3DS можно найти специальные AR-карточки. Если положить такую на любую поверхность, запустить приложение и навести на карту камеру портативной консоли, начнут происходить странные вещи. Например, прямо посреди любимого ковра появится дыра, из нее вылезет дракон, а игроку придется расстреливать существо, используя в качестве прицела все ту же камеру.

Принцип лег в основу Spirit Camera: The Cursed Memoir — ответвления хоррор-серии про приключения маленьких девочек с фотоаппаратом среди враждебно настроенных призраков. Только на этот раз главным героем выступает сам игрок, а фотоаппарат заменяет консоль. Вместе с игрой пользователю достается AR-дневник, вокруг которого строится вся механика. Как и в случае с AR-картами, глядя через «фотоаппарат» на нужные страницы, мы начинаем видеть дополненную реальность. Загадочная напарница, капли крови, отпечатки, загадки, подсказки и, конечно, призраки, которые не стесняются летать вокруг игрока в привычной для него обстановке. Чтобы победить злой дух, нужно удерживать его в фокусе (для чего приходится поворачиваться с консолью во все стороны) и фотографировать перед нападением.

Кататься по городу: StreetPass и Metal Gear Solid: Portable Ops (2006)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 8

StreetPass — оригинальная функция Nintendo 3DS, которая позволяет обмениваться данными между владельцами консолей. Работает это так: запускаем на портативке специальный режим, берем консоль с собой и просто гуляем по городу. Если рядом с вами окажется еще один владелец 3DS, консоли начнут обмениваться информацией. Можно узнать, во что играют другие люди, просмотреть их профиль, написать сообщение, получить уникальные предметы или помощь в какой-нибудь игре. Например, если вы играете в Animal Crossing: New Leaf и встретите еще одного владельца игры, можно обменяться друг с другом дизайном своих жилищ.

Похожую идею использовал Хидэо Кодзима в Metal Gear Solid: Portable Ops (PSP). В отличие от предыдущих выпусков серии, Portable Ops необязательно проходить только главным персонажем. В игре появился микроменеджмент, и можно вербовать наемников. Причем найм можно проводить как в игре (захватываем вражеских солдат во время миссий), так и в реальном мире. Достаточно взять с собой консоль и искать Wi-Fi-точки. Нашли точку — получили новобранца. Если докупить GPS-модуль, солдат можно искать по радару на экране консоли.

Принять звонок на контроллер: No More Heroes (2007)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 9

Динамик, встроенный в пульт Wii, используется во многих играх, но в No More Heroes дизайнера Гоити Суды — особенно интересно. Трэвис Тачдаун, наемный убийца, стремящийся подняться на вершину профильного рейтинга, принимает заказы на очередную жертву по телефону. И когда заказчик в очередной сообщает новые подробности, работает одно из изобретений Суды — игроку нужно приложить контроллер к уху и прослушать информацию через внутренний динамик устройства. Если к уху не приложить — ничего разобрать не получится.

Перезагрузить приставку: X-Men (1993)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 10

На пятом уровне этого экшен-платформера для Mega Drive после победы над боссом игроку предлагают перезагрузить компьютер до того, как закончится отсчет таймера. Проблема в том, что найти что-то подходящее на уровне очень сложно. Игроки тщетно пытались изучить локацию, заново проходя и без того непростую игру. Одни не выдерживали и звонили в службу поддержки Sega (где им ничего не могли подсказать), другие просто отложили прохождение до лучших времен. Как оказалось, решение проблемы лежало за гранью самой игры — нужно было физически перезагрузить компьютер, то есть нажать кнопку Reset на консоли. Отсчет времени останавливался, игрока пропускали на следующий уровень. Причем нажимать на кнопку нужно быстро, если вовремя ее не отпустить, перезагрузится сама консоль, и все придется начинать заново.

Действительно прочитать руководство пользователя: Metal Gear 2: Solid Snake (1990)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 11

Хидэо Кодзима часто любит заигрывать с поклонниками. При этом он не ограничивается аллюзиями на фильмы и свои прошлые игры, но придумывает новые способы взаимодействия с игроками. Впервые геймдизайнер захотел удивить публику в конце 80-х. В одном из интервью Кодзима рассказал о разработке приключенческой киберпанк-игры Snatcher. Проект делали для домашних компьютеров PC-8801 и MSX2 и выпускали на дискетах. Геймдизайнер планировал оставить скрытое послание для игроков прямо на корпусе носителя. По задумке надпись должна была проявиться при нагревании дискеты, спустя какое-то время после запуска игры. Но устроить такую шутку Кодзиме не разрешили.

Побаловаться геймдизайнер смог в следующей игре, хотя и не таким оригинальным способом. В одном из моментов Metal Gear 2 полковник Кэмпбелл предлагает игроку дешифровать радиочастоты, используя специальную таблицу из руководства пользователя. В другом случае нужно сменить частоту кодека, причем найти нужные цифры можно на коробке с самой игрой. Примечательно, что в руководстве к североамериканской версии Metal Gear Solid 3: Subsistence (переиздании третьей номерной части саги, включающей, среди прочего, MG и MG2) этих записей нет. Ситуацию исправили только с выходом Metal Gear Solid: HD Collection. Коды допечатали, и те американцы, которые не нашли или не стали искать нужную информацию в интернете, наконец смогли пройти игру.

Переподключить геймпад: Metal Gear Solid (1998)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 12

В первом трехмерном выпуске шпионской саги Кодзима продолжил издевательства. Старая задумка с термической надписью воплотилась в виртуальном ключе, который может принимать различные характеристики в зависимости от окружающих условий (обычная, пониженная и повышенная температура). Остался трюк с радиочастотами — чтобы связаться с Мерил, игроку нужно было найти нужный код на коробке с диском.

Благодаря новой платформе Кодзима смог устроить кое-что поинтереснее. Наверняка все помнят Психо Мантиса — игрового босса, который не стеснялся изучать содержимое карты памяти (а также делать выводы и сообщить об этом игроку), демонстрировать способности, управляя вибромоторами геймпада и устраивать прочие сюрпризы. Благодаря своей силе Мантис предсказывал действия пользователя, и бороться с этим пришлось достаточно оригинальным способом. Чтобы помешать боссу «читать» игрока, нужно было физически отключить геймпад от консоли и подключить его к другому разъему.

Тянуться к солнцу: серия Boktai

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 13

Воплотить идею с необычными картриджами Кодзиме удалось в 2003 году. На Game Boy Advance вышла The Sun Is in Your Hand, первая игра экшен-серии Boktai, рассказывающей о противостоянии людей и вампиров. Солнце здесь — один из главных элементов вселенной и важный геймдизайнерский инструмент. Солнечный свет помогает персонажам восстанавливать силы, использовать специальные умения и ослабляет врагов-вампиров. А приток солнечной энергии обеспечивает сам картридж с игрой. Kojima Production разместила в корпусе носителя датчики, которые реагируют на ультрафиолетовые лучи и меняют обстановку в игре. То есть в игровом мире солнце светит тогда же, когда и в реальном. Понятно, что в захваченной вампирами вселенной куда безопаснее играть ярким днем.

Lunar Knights (2006), последняя часть серии, вышла для следуюшей портативной приставки Nintendo — DS. Из-за особенностей консоли на этот раз не удалось разместить датчики в картридже, но повлиять на игровой мир все-таки можно благодаря W-Gate — слоту обратной совместимости с картриджами от GBA. Если вместе с Lunar Knights использовать картридж с одной из трех предыдущих игр, можно рассчитывать на серьезные преимущества, В зависимости от выбранной игры можно восстановить персонажу одну из характеристик. Кроме того, с GBA-картриджем возвращается реальная смена дня и ночи, а игроку дают дополнительное оружие. Еще в Lunar Knights можно дуть в микрофон консоли и привлекать внимание врагов.

Перемотать время на консоли: Metal Gear Solid 3 (2004)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 14

Внутри третьей части MGS спрятано немало разных отсылок и секретов, для нахождения которых придется пройти игру не один раз. Среди них есть одна занимательная и неочевидная идея, которая связана с одним из самых интересных боссов серии.

По легенде The End — не просто дряхлый старик в инвалидном кресле, но великий снайпер, встреча с которым может доставить новичку немало хлопот. Дело в том, что механика битвы настойчиво предлагает игроку действовать предельно аккуратно и не совершать ошибок. Но Кодзима предусмотрел способы, с помощью которых можно разобраться с древним снайпером гораздо быстрее. Один из вариантов — попросту сохраниться во время битвы с The End и отдохнуть от игры пару недель (или просто перевести системные часы консоли). В результате старец просто не дожидается возвращения игрока и умирает собственной смертью.

Намочить письмо: StarTropics (1990)

Во все тяжкие: какие игры заставляют вас заниматься странными вещами - Изображение 15

Воплотить идею Кодзимы с предметом из реального мира, который нужен для прохождения игры, удалось Nintendo. В 1990 году студия выпустила приключенческий экшен StarTropics, в комплекте с которым покупатель получал стилизованное письмо от одного их игровых персонажей. Казалось бы — ничего особенного, просто расширенное издание с памятной мелочью. Но не все так просто.

В одном из игровых эпизодов игроку приходит послание с просьбой поместить какое-то письмо в воду. Какое-то время пользователи пытались безуспешно выполнить этот трюк в самой игре. Самые догадливые вспоминали о приложении к картриджу. И действительно — стоило опустить бумагу в воду, на ней проявлялся код, необходимый для дальнейшего прохождения. Тем, кто купил подержанную версию игры или выбросил документ за ненадобностью, повезло меньше. В версии для Virtual Console (2008) письмо вошло в цифровое руководство по игре.

Текст: Виталий Симонов


20 комментариев