29 января 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Virtue’s Last Reward. Рецензия

Virtue’s Last Reward. Рецензия - изображение обложка

Безликий до поры до времени мужчина по имени Сигма приходит в себя в камере, напоминающей кабину лифта. Компанию герою составляют белокурая дева анимешной наружности, огнетушитель и сейф. Двери заперты, оба персонажа мало что помнят о себе и понятия не имеют о том, куда и зачем попали, и что же теперь делать.

Virtue’s Last Reward. Рецензия - фото 1

Оригинальным такое начало игры, вернее, визуальной новеллы, назвать сложно, а для знакомых с приквелом (вышедшей в 2010 году 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors для Nintendo DS) здесь и подавно территория дежавю. Снова коварный некто устраивает марафон на выживание, заключив в бункере девять человек и нацепив на них браслеты-убийцы. Снова в час по чайной ложке действующим лицам скармливают подсказки про контекст происходящего и возможные дальнейшие действия. Virtue’s Last Reward — свернем название до VLR — не спешит поражать воображение, она медленно, лениво раскручивается, требуя от игрока нечеловеческого запаса терпения, маринуя черепашьей анимацией открываемых дверей (доставшей всех еще лет пятнадцать назад в первой Resident Evil), типичными квестовыми головоломками и многословными монологами местного церемониймейстера с аватарой в виде кролика, воспитанного троллями с нехороших сайтов.

Правила Nonary Game, «девятеричной игры» на выбывание, в которой вынуждены участвовать герои, объясняются в аниме-короткометражке, нарисованной к релизу VLR. В основе правил лежит так называемая дилемма заключенного — о том, что это такое, можно почитать в Википедии.

Сквозь густо пересыпанные дверями километры текста приходится именно что продираться, мирясь с не самым комфортным управлением и скудной визуальной частью — она сведена к простым 3D-моделям героев, открывающим рты под японскую речь (в американской версии был англоязычный дубляж, но из европейского релиза он испарился) на фоне серо-ржавых интерьеров подземной базы. Герои на первый взгляд — пестро выряженный табор JRPG-штампов. Кроме уже названной пары, в число узников входят смазливый циркач, розововолосая лолита, мальчик в дурацкой шляпе, хмурый старик, египтянка с большой грудью, няша-скромняша с медицинским дипломом и некто в доспехах, вещающий оттуда вежливым баритоном. Не успеваешь обрадоваться, что обошлось без животных-помощников, как возникает чертов кролик.

Virtue’s Last Reward. Рецензия - фото 2

И эти пазлы. Возьми книжки с полок, вывихни голову, расставь тома на новый лад. В ящике ждут бутыль растворителя, отвертка и серебряный ключ. Совмести фольгу с ножом для картона, полученные отрезки используй на подносе — узнаешь код к сейфу с монеткой, соскреби ею краску на плакате с купальщицей, проступившие цифры помогут разжиться кассетой для автоответчика. Вассерман позвонит, натурально. Это на Западе игровые гайдбуки душит GameFAQs.com, в Японии же до сих пор популярны красочные книжки-руководства по разгадыванию таких вот квестов, и наивно думать, будто авторы VLR трудились только в расчете на людей, носящих фамилию Друзь, — совсем без подсказок прохождение рискует растянуться примерно навсегда.

Virtue’s Last Reward. Рецензия - фото 3

Зачем же мучиться? Да потому что Virtue’s Last Reward, с ее длиннотами, хершел-лейтоновским садизмом, пиксель-хантингом и нелогично размеченными кнопками — совершенно обалденная. Это ювелирно сконструированный объект игрового, если позволите, искусства, замечательный прежде всего своей сложнейшей структурой. Здесь две дюжины ключевых сюжетных развилок. Здесь несколько таймлайнов. Здесь двадцать четыре финала — половина из которых позволяет, откатившись к исходной точке, переживать сюжет заново, но с учетом ранее полученных знаний, что всячески влияет на происходящее. Здесь затрагиваются положения теории игр, азимовские законы робототехники, тест Тьюринга и перпендикулярный ему эксперимент Джона Сёрля с «китайской комнатой», здесь перепета «Синяя птица» и не обошлось без кота Шрёдингера — а за анекдотической завязкой «студент, альбиноска и трубочист просыпаются в запертой комнате» следует двадцатичасовая доза нарратива, куда автор сценария Котаро Утикоси вложил, кажется, вообще всё на свете: герметичный детектив с вычислением убийцы в узком кругу, семейную драму, трагедию отдельного андроида, побег с условной субмарины, подробное исследование темы предательства, триллер с разминированием, ядерную атаку, историю революционной секты, ученых разной степени сумасшествия, временные петли, снос «четвертой стены», «Lost», «Host» и бактериологический холокост. Строение игры настолько грандиозно, что всерьез тяготиться скудной анимацией и дефицитом эффектных картинок — ну как-то совсем мелко. Куда интереснее зарисовывать таймлайны, выискивая парадоксы; строить гипотезы относительно будущей третьей игры цикла (ее разработка идет в данный момент) или спорить на форумах, пытаясь объяснить несколько нестыковок. Нестыковки можно пересчитать по пальцам руки — фантастически мало, учитывая колоссальный объем и сложную взаимосвязь событий.

Virtue’s Last Reward. Рецензия - фото 4

Оцените курьез: несмотря на далекий от идеала игровой процесс — 20% времени бьешься над загадками, остальные 80% проводишь, прокручивая реплики одной кнопкой, — VLR по сути стала убедительным триумфом видеоигры как медиа, способа рассказать ветвистую историю с сильнейшим эмоциональным зарядом. История эта плохо работала бы в кино, неестественно смотрелась бы в качестве бумажной книги (недаром нелинейную литературу Милорада Павича удобнее читать с экрана, когда она снабжена гипертекстовой разметкой), и только формат визуальной новеллы позволяет полностью раскрыть ее потенциал. Рецензент на сайте Eurogamer в этой связи цитирует Сида Мейера, что, мол, хорошая игра представляет собой цепочку интересных выборов, — именно так, а еще вспоминается пажитновское: «Есть книги, но чтение — как и просмотр телевизора — занятие пассивное. Оно просто будит воображение, но человек ничего не создает сам. Единственное конструктивное развлечение, помимо спорта, это игры». Даже с ходульным геймплеем VLR вовлекает, заставляет сопереживать своим героям на более глубоком уровне, чем неинтерактивные произведения. И — масштаб, разумность, связность: Virtue’s Last Reward красива, как бывает красиво уравнение или химическая формула. Довольно-таки грандиозная штука, не похожая ни на что из предлагаемого сейчас другими игровыми студиями.

Оценка:8,5 (Очень хорошо)
Текст: Валерий Корнеев
Рецензируемая версия: PS Vita

Об авторе: Валерий Корнеев — редактор сайта Otaku.ru. В прошлом выпускал журнал «АнимеГид», работал заместителем главного редактора «Страны Игр» и «Official PlayStation Россия». Один из авторов «Великого Дракона» — легендарного игрового журнала девяностых.

Комментарии 50
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
4checking
4checking
хуже нет ничего, чем "примени коробку на пьяном сержанте", бежать надо от таких игр
kipia57
kipia57
Теперь еще и авторы с Отаку.ру - нашли, блин, у кого просить рецензию *facepalm*