13 февраля 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

"Ведьмак 3" и все-все-все: 5 пересечений игр и литературы

"Ведьмак 3" и все-все-все: 5 пересечений игр и литературы - изображение обложка

На днях польские разработчики из CD Projekt RED сначала заявили, что The Witcher 3 будет последним «Ведьмаком», а затем поспешно опровергли это заявление — игра только завершит трилогию про Геральта, но поляки продолжат всячески развивать франшизу. К игровому «Ведьмаку», если честно, всегда были вопросы — особенно к прополке багов и оптимизации — но одного у него не отнять: более тщательной и бережной «игроизации» книжной вселенной мы еще не видели. «Канобу» вспоминает, какие еще игры вдохновлялись литературными первоисточниками, и что из этого получилось.

1. American McGee’s Alice

Первый и, по всей видимости, главный опыт Америкена МакГи по превращению классического литературного произведения в извращенную, мрачную игровую вселенную. Худая и бледная Алиса с огромным кухонным ножом, по лезвию которого стекает кровь. Чеширский кот с острыми, как иглы, зубами и горящими красным пламенем глазами. Разрушенная детская психика? Не забудем, не простим.

Ведьмак 3 и все-все-все: 5 пересечений игр и литературы - фото 1

С момента выхода оригинальной American McGee’s Alice уже прошло 12 лет: после нее была и разбитая на эпизоды American McGee’s Grimm, и сиквел Alice: Madness Returns, а сам МакГи давно уже перебрался в Китай и начал делать free2play-проекты. К счастью, не изменяя своему чувству стиля — его новая Akaneiro: Demon Hunters представляет собой вариацию на тему Красной Шапочки.

2. S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

О «Сталкере» нам напомнил недавний скандал с пресс-релизом компании BitComposer, в котором утверждалось о приобретении прав на игровую лицензию S.T.A.L.K.E.R. у Бориса Натановича Стругацкого. И хотя в действительности у Стругацкого не было никаких прав на бренд S.T.A.L.K.E.R., а bitComposer Games пошли на открытую ложь в пресс-релизе, нет никаких сомнений в том, что при разработке того самого, первого «Сталкера» GSC Game World вдохновлялись именно книгой «Пикник на обочине» (а также культовым фильмом Тарковского «Сталкер»).

Ведьмак 3 и все-все-все: 5 пересечений игр и литературы - фото 2

Зона, аномалии, артефакты — все это было перенесено из романа Стругацких, но с одной важной оговоркой. В книге речь шла вовсе не о зоне отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС, а о том, как Землю посетили инопланетяне, оставив после себя несколько «Зон Посещения». GSC Game World добавили к концепции ровно столько оригинальных идей, чтобы она перестала быть копированием литературного первоисточника — ну а что было дальше, вы и сами прекрасно знаете. S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl в России ждали как никакую другую игру — и дождались. Вокруг бренда сформировался мощнейший культ, который частично повлиял на успех другого проекта — Metro 2033.

3. Metro 2033

Дебютный роман журналиста Дмитрия Глуховского впервые появился в интернете в 2002 году на бесплатном хостинге — автор выкладывал главы постепенно, постоянно участвуя в обсуждениях с читателями. Отзывы первых фанатов во многом повлияли на конечный облик книги. Впрочем, для первой печатной публикации (2005 год, «Эксмо») Глуховскому все равно пришлось переписать концовку — в исходном варианте главный герой погибал в конце романа от шальной пули.

Ведьмак 3 и все-все-все: 5 пересечений игр и литературы - фото 3

Но настоящий успех книге Глуховского принесет только повторная публикация в издательстве «Популярная литература» — сразу немыслимым тиражом в 100 000 экземпляров и с хорошей маркетинговой поддержкой. И даже этот тираж несколько раз допечатывался, а вскоре последовал сначала сиквел — «Метро 2034», — а затем и целая серия книг под брендом «Вселенная Метро 2033» от разных российских фантастов.

Примечательно, что за игровую версию «Метро 2033» взялись ушедшие из GSC Game World разработчики «Сталкера» — включая главного программиста и создателя движка X-Ray Олеся Шишковцова и руководителя проекта Андрея Прохорова. Результат получился весьма достойный — игра аккуратно следовала сюжетной линии книги, геймплей был напряженным, а графика — одной из лучших на момент выхода проекта как на PC, так и на Xbox 360.

4. Enslaved: Odyssey to the West

Сценарий второго проекта британской студии Ninja Theory писал Алекс Гарланд — известный киносценарист, в числе последних работ которого — «28 дней спустя» и «Судья Дредд 3D». Однако его история про яркое и солнечное постапокалиптическое будущее на самом деле основана на романе XVI века «Путешествие на Запад», одном из «Четырех великих творений» — столпов китайской литературы. Этот сатирический роман повествует о путешествии монаха в Индию, однако главным действующим лицом является не сам монах, а его спутник — Царь обезьян (главного героя Enslaved зовут Monkey). Также по пути им встречается «комический получеловек-полусвинья» (и в Enslaved действительно есть такой персонаж — смешной полусвин Pigsy).

Ведьмак 3 и все-все-все: 5 пересечений игр и литературы - фото 4

Конечно, Enslaved — далеко не буквальный пересказ. Из китайского произведения взята лишь сюжетная основа и образы героев, а само действие перенесено на 150 лет в будущее. Но знакомые с первоисточником смогут найти в игре еще много отсылок. Остальным же придется довольствоваться просто хорошим слэшером про роботов-убийц.

5. Dante’s Inferno

Dante’s Inferno появилась после успеха оригинального Devil May Cry, в котором японцы назвали своих персонажей в честь героев «Божественной комедии» Данте Алигьери, но в остальном ограничились схожестью общей тематики (ад, демоны и все такое). Спустя некоторое время в том же жанре возникла отличная серия God of War, основанная на мифах и легендах Древней Греции. В EA посчитали, что грех не совместить одно с другим, и сделали Dante’s Inferno — неплохой клон God of War в декорациях поэмы Алигьери.

Ведьмак 3 и все-все-все: 5 пересечений игр и литературы - фото 5

«Божественная комедия» входит в программу филологических вузов, и в наши дни она довольно тяжело читается, однако она была одним из главных произведений своего периода, от которого невозможно оторваться. Все дело в изумительной фантазии автора: главный герой Данте путешествует по всем кругам Ада, и в каждом из них с грешниками творят что-то все более ужасное и отвратительное. Создатели Dead Space попытались воссоздать это в рамках видеоигры, но особого успеха среди игроков она не снискала. Dante’s Inferno с трудом дотянула до 1 миллиона проданных копий, и теперь разработка сиквела находится под большим вопросом.

Как видите, пересечение игр и литературы по-прежнему остается спорной идеей. С одной стороны - заметил бы кто-нибудь “Ведьмака”, не будь она основана на блестящей книге Сапковского? С другой - пригодилась ли серии Halo книжная серия “Мир-кольцо”? Мы рады будем увидеть ваши мысли на этот счет в комментариях.

Комментарии 82
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Krome
Krome
А как же Betrayal at Krondor?