7 7 1973

"В субботу". Выходной как предчувствие

26 марта 2011, 23:04
"В субботу". Выходной как предчувствие - Изображение 1
"Кино не для всех" – подобным девизом руководствуется почти каждый фильм, имеющий хоть какое-то отличие от всеобъемлющего мейнстрима. Проблема в том, что когда картина с подобным лозунгом начинает нравиться абсолютно всем, смысл заявления сейчас же теряется. Однако в случае с фильмом Александра Миндадзе "В субботу", ему подходит другая, исключительная характеристика - "фильм для фестиваля".

26 апреля 1986-го года — первый день после аварии на Чернобыльской АЭС. Суббота «незнания». Суббота, когда жизнь нельзя отменить, когда девушки надевают выходные туфли на каблуках — потому что суббота — выходной день. События фильма разворачиваются в первые 24 часа с момента аварии. Главный герой картины становится невольным свидетелем катастрофы. Случайно он узнает всю правду о трагедии и оказывается перед моральным выбором: спасти людей или выполнить приказ «сверху» и не сеять панику.

"В субботу". Выходной как предчувствие - Изображение 2

По первым ощущениям, исходящих из мнений посетителей Берлинского международного кинофестиваля и кадров из трейлеров, нас ожидала некая художественная документалистика с поворотом на модные live-съемки. Спустя несколько минут просмотра, в это почти начинаешь верить, но соль происходящего в том, что после двадцати "документальных" минут, нас ждала почти обыкновенная драма, хоть и со своими фестивальными замашками. Не знаю как другие зрители, но я, как любитель всех фильмов с участием Антона Шагина, уже начинал смотреть картину несколько иначе - все больше и больше воспринимая события на экране, как некую целую эмоцию, за которую нужно держаться, дабы фильм не бросался в тебя унынием. Возможно, это было некое самоуспокоение, а возможно и что-то иное.
Сюжет практически никак не связан с событиями на АЭС Чернобыля. Данный момент здесь обыгрывается, как некое предзнаменование грядущих перемен, из-за которых главные герои фильма должны разобраться в своих ценностях и сберечь то, что им дорого. Герой Антона ШагинаВалерий, или попросту Джонни, переживает далеко не лучшие события. Он одним из первых узнает, что надвигается катастрофа. Сначала возникает дилемма, а затем появляются извечные вопросы о жизни?

"В субботу". Выходной как предчувствие - Изображение 3

Очень эффектно и ярко показана свободная и счастливая субботняя жизнь города. Если в большинстве подобных фильмов мы наблюдаем смерти, разрушения и горе, то здесь все события сплетены, словно в один большой праздник и лишь где-то там, вдалеке, совсем незыблемо, витает угроза. И верить в нее совсем не хочется.
"В субботу" - как одна большая эмоция, здесь нет выводов и морали. Кусочек одного дня, показанный в преддверии страшной катастрофы. Из минусов хочется отметить ужасную операторскую работу и излишнюю затянутость сцен, которые в конце фильма превращаются в некое подобие "Стиляг" и кружат голову своими обрывистыми съемками и неадекватными ракурсами. Совершенно непонятно, хочет ли оператор поставить зрителя на место героя, или постоянные крупные планы должны работать как единый захват эмоций героев – это для меня останется загадкой. В итоге, весь позитив, который накапливался в течении всех событий, сливается в никуда буквально за пять минут.

"В субботу". Выходной как предчувствие - Изображение 4

В конце просмотра появляются противоречивые ощущения. С одной стороны – скучно, не зрелищно, безыдейно. С другой – ярко, незабываемо, с эмоциональной концовкой, которая в каком-то смысле может разрушить представления о показанных событиях.

И снова повторюсь – это фильм-эмоция, нежели законченное художественное произведение, которое в большинстве своем не будет оценено широким зрителем. Наверное, оно и к лучшему. В таких случаях нельзя быть категоричным.

Скорее всего, именно таким должно быть "кино не для всех". Спорным, эмоциональным и слегка странным.


С 24 марта во всех кинотеатрах.


7 комментариев