У шамана три руки...
Алексей Балабанов продолжает свою излюбленную тему о том, что добро должно быть с кулаками. В картине мы снова видим странных людей, которые тянутся к огню на фоне бесконечной зимы. Стилистика снова играет на сюжет, и все окружение героев: мебель, одежда, все, пропахшее копотью, рваное и грязное, но такое обыденное, лишний раз намекает, что в России не все гладко. Скорее даже, все плохо и не исправимо.
“Кочегар” - это фильм-притча. Главный герой – якут, человек, близкий природе – снегу, огню. Он как шаман, который сохраняет равновесие в мире, хранит очаг. И как Харон, который отправляет мертвых на тот свет. Он не хороший и не плохой. Такой же и мир вокруг. Но равновесие это нарушается, и клубок преступлений рвет свою нить. Злом отвечают на добро, и все законы настолько же просты как фраза «шаг в сторону – расстрел».
Это тринадцатый фильм режиссера, и складывается впечатление, что теперь Балабанов совсем ничего не боится. Ему все равно, что он показывает в кадре. Разве что не допускает еще крупных планов, чтобы картину не сочли за порнографию. Он так рад, что его превозносят до небес, и каждый новый фильм вызывает волную дискуссий, крики обвинителей и восторженных поклонников, что, похоже, начинает играть на публику.
Существует момент, когда талантливый режиссер исчерпывает себя. Он начинает буксовать. Его все больше начинают интересовать «внутренности» человеческой души, и хочется вылить все помои наружу. Потому начинают появляться странные половые связи, немотивированные поступки и неоправданная жестокость. Для чего это все? Балабанов уже 12 раз рассказал нам о том, как все плохо, во всех вариациях и с разными актерами. Он хоть раз пояснил нам, что из этого есть выход, и все можно исправить?
Для чего этот фильм? Образы, правда. занимательные. Автор долго пек героев, чтобы вышли понаваристей. Каждому создал легенду, характер, таракана, а то и двух. Но все эти «гадкие люди» и дети, которые тянутся к огню и рассказам о гадких людях, - не более чем выдумка автора. Ну не бывает столько маньяков на один квадратный кадр. Они у Балабанова просто кучкуются, как микробы в прыще. И вот этакий прыщ мы любовно вскрываем. И это даже интересно и захватывает.
Режиссеру не откажешь в мастерстве. Фильм смотрится от начала и до конца на одном дыхании. Даже бесконечные пустые проходы героев, кадры без смысла и ненапряжные сцены убийств без кетчупа и истерик. Все сделано очень здорово, все по делу, в чернушной манере Балабанова. Что ж, пусть будет. Только не надо делать из этого культ. Это кино 90х, и оно в малых дозах будет популярно и актуально всегда, но не для всех. Мне не нравится этот режиссер, и я еще раз убедилась, что его малобюджетные проекты годятся только для домашнего просмотра. Это не женское кино и не то кино, на котором можно воспитывать. Балабанов снимает для своих. А когда максималистичная молодежь поднимает его на щит, это всего лишь дань тому, что режиссер смог вылить наружу всю грязь, что у него накопилась, а ведь это осуждается обществом.
Очередной фильм-протест, тихий, разрыхляющий общество, остающийся в памяти, как заноза. И не приносит ни радости, ни вдохновения, ни мысли о том, что все можно изменить. Он очень талантливо прививает нам ненависть к людям. Не только к криминалу, но и вообще. Даже главного героя жалко, но тоже постольку-поскольку. Пессимистичное кино о том, как все плохо. Снятое очень талантливым режиссером. Лучше бы Балабанов сделал еще одного “Брата”, где есть хотя бы поиск истины…
В последних работах его только тьма беспросветная, которую не осветит огонь ни из одной кочегарки.