32 66 6422

Twitch-убийца

Пришло время менять авторское право на музыку

11 августа 2014, 20:01
Twitch-убийца - Изображение 1
6 августа на фоне слухов о скорой продаже компания Twitch Interactive начала борьбу с пиратской музыкой на своем сервисе. Подключенные к этой священной битве церберы из Audible Magic установили технологию, которая глушит все незаконные аудиозаписи. Но делает это драконовским способом: если в течение 30 минут музыкальный киллер Audible Magic «услышит» мелодию из стоп-листа, то он отключит всю музыку на этом отрезке. Так некоторые популярные Twitch-каналы превратились в решето, где музыкальное сопровождение в роликах то возникает, то затухает.

Владельцы этих каналов не стали молчать. Поднялся скандал с проклятиями и стрелами, несущимися в адрес руководства Twitch. Но топ-менеджмент на попятную не пошел, предложив пользователям прислать документы, подтверждающие наличие у них авторских прав на заблокированные музыкальные произведения. Естественно, таких бумаг ни у кого нет, да и быть не могло, как прекрасно знает руководство Twitch. 

Прежде чем читать дальше, ответьте сами себе на простой вопрос: вы стали бы слушать альбом вашей любимой группы с гремящими на заднем фоне взрывами и выстрелами, а также криками какого-нибудь американского подростка? Конечно, нет. Странно, но музыкальная индустрия считает иначе. Ее представители, в конец поплывшие мозгом на тему «У нас все-все-все воруют!», в режиме взбесившегося принтера рассылают письма счастья всем живым и популярным сервисам. В свое время YouTube массово банил каналы за нарушение авторских прав, теперь этим грешит Twitch в надежде закрыть миллиардную сделку. 

Twitch-убийца - Изображение 2
Twitch-убийца - Изображение 3

Google в свое время нашел способ смягчить эту проблему. В админ-панели YouTube появился функционал, который позволяет автору согласиться, что в его видео используется интеллектуальная собственность других компаний. В дальнейшем такое видео обладатели авторских прав могли самостоятельно монетизировать, зарабатывая на рекламе. Twitch, возможно, пойдет этим же путем. Проблема в том, что это не решает проблему.

Я абсолютно убежден, что индустрия готова к следующему шагу — общественному обсуждению проблем авторских прав на музыку. Ведь Twitch-трансляция — это полноценное произведение, для создания которого автор использует такие инструменты, как видео (взятое, допустим, из игры), аудио (подборка любимых музыкальных композиций) и, что куда важнее, авторский текст. Все это по отдельности может подпадать под различные нормы авторского права: разработчики могут запрещать использовать видео из игры (как это было во время закрытого бета-тестирования Titanfall), музыкальная индустрия может требовать выпиливать отовсюду музыку, так как это нарушает их коммерческие интересы. Но когда все это объединяется в одном месте и подчинено авторскому замыслу — это перестает быть набором отдельных инструментов и превращается в полноценное произведение искусства, которое живет своей жизнью и развивается по своим законам. 

Но глобально мнение по этому поводу индустрией не выработано. Отсюда возникают постоянные конфликты. Пока ты маленький и еле-еле живой, каким был Twitch еще несколько лет назад, то с радостью закрываешь глаза на нормы авторского права. Когда приходит время уйти в кэш и наконец-таки заработать свой миллиард, начинаются бодания с правообладателями. Удивительно, но в этот момент компаниям резко становится плевать на тех, кто привел их к успеху. Они не пытаются даже договориться с пользователями и решить проблему на взаимовыгодных условиях. 

Twitch-убийца - Изображение 4 Coub
Piracy vs DRM
Twitch-убийца - Изображение 5

К примеру, руководство Twitch могло сказать: «Использовать музыку в видео без авторских комментариев — нарушение авторского права, так как никакого произведения искусства здесь нет, а есть банальная нарезка видео под музыку, на которую у вас нет никаких прав». В таком случае появляется пространство для маневра, когда производители контента для сервиса и правообладатели могли бы выработать выгодную обеим сторонам схему сотрудничества. Вместо этого мы видим очередной каток, который бездумно несется, уничтожая все живое на своем пути. 

Это было бы не так обидно, если бы музыкальная индустрия действовала одинаково и в Интернете, и на телевидении. На последнем мы видим тысячи программ, где одни люди поют песни других, на фоне вечно играет чья-то музыка, которая удостаивается в лучшем случае короткого упоминания в титрах. И скандалов с запретами почему-то не разгорается. Наверное, потому что без доступа к зомбоящику музыкальной индустрии уже не существовало бы. А Twitch… А что Twitch? Служить бы рад, прислуживаться — тоже.

Twitch-убийца - Изображение 6 YouTube
TOP 10 X FACTOR AUDITIONS 2013/2014 HD (UK/USA)

66 комментариев