5 лучших выпусков Final Fantasy
У большинства игроков Final Fantasy ассоциируется с чем угодно, только не с MMO. Обсуждая номерные части, онлайновые Final Fantasy 11 и Final Fantasy XIV фанаты чаще всего даже не вспоминают. Справедливо ли это? Касательно FF 11 можно поспорить, но вот FF XIV оказалась катастрофически провальной – поклонников серии легко понять. Главе Square Enix даже пришлось извиняться, а руководители разработки игры были уволены. Но компания не сдалась и бросила все ресурсы на перезапуск проекта, который неожиданно для всех получился удачным.
Обновленная Final Fantasy XIV, в отличие от своей предшественницы, делает все для того, чтобы игроку было удобно. Она не заставляет тратить десятки часов на нудную прокачку и позволяет пройти почти весь свой контент самостоятельно, без «статика» с голосовым чатом.
Игра взяла лучшие наработки World of Warcraft и переосмыслила их; она не принуждает, но предлагает присмотреться к огромному количеству побочных заданий; тут всегда найдется чем заняться.
И несмотря на свой жанр, это определенно Final Fantasy. Особенно это видно в сюжетной линии единственного на данный момент дополнения Heavensward. Это линейное путешествие по новым удивительным местам в компании необычных и проработанных персонажей – с полагающимися поворотами сюжета, зрелищными кат-сценами и запоминающимися сражениями. Для фаната Final Fantasy это, пожалуй, лучшее, что выходило в серии за последние десять лет.
И на этом список достоинств Final Fantasy XIV: A Realm Reborn не заканчивается. Здесь и отличная локализация, и уморительно смешные сайд-квесты, и множество сложных опциональных боссов с интересными механиками, и красивейший мир с детально проработанной историей и культурой. И, что самое важное, истории предыдущих Final Fantasy органично вплетены в сюжет. Например, ключевые действующие лица Final Fantasy 3 здесь стали героями необязательного задания, которое растягивается на три рейда. Фактически это переосмысления финальных этапов третьей части, чувствуете, какой подарок фанатам? И замечательно тут то, что перезапущенная Final Fantasy XIV остается самостоятельной игрой, а этими «ремиксами» старых частей лишь дополняет и расширяет собственный мир игры.
Игра, подарившая серии и жанру безумную популярность, неплохо держится и 20 лет спустя. Забавно, но все те вещи, которые принесли ей успех в 97-м, больше не актуальны. В те давние времена игроков заманивали заставки и графика, а затем покоряли блокбастерность и пафос.
Это была одна из первых игр, которые мы сегодня называем «ААА»: огромный бюджет, максимальная зрелищность, невероятная маркетинговая кампания, попытка охватить максимально широкую аудиторию.
FF VII впитала в себя многие характерные для популярнейшего жанра сенен черты, ведь в первую очередь создавалась она для тинейджеров. Подростки были в восторге от двух безбожно крутых персонажей, хмуро машущих своими мечами непомерных размеров. История начиналась с экологического терроризма и заканчивалась спасением планеты от огромного метеорита, а приемы персонажей (и особенно призываемых существ) в бою смотрелись невероятно зрелищно.
Всем этим сейчас, конечно же, никого не удивишь.
Но FF VII есть чем порадовать и современного, куда более взрослого геймера. В ней практически все аспекты на удивление хороши – кроме перевода, в котором грамматические и смысловые ошибки встречаются на каждом шагу. Несмотря на низкую сложность, в игре очень глубокая боевая система, позволяющая пробовать десятки подходов к игровым ситуациям. Почти каждый этап тут предлагает собственную механику, разнообразящую прохождение.
Что особенно интересно, в FF VII почти все действия героя выведены непосредственно в игровой процесс силами мини-игр. И это задолго до эпохи QTE!
А еще Final Fantasy VII удивительным образом сочетает и балансирует совершенно разные вещи: тематическую целостность и эмоциональную непостоянность, линейность и открытость.
Несмотря на типичное для JRPG построение основного сюжета, игра очень часто отпускает героев на свободу, позволяет им найти один из множества секретов, отправиться выполнять сайд-квест или просто вернуться в начало игры, чтобы узнать, что жители мира думают о последних событиях. И при том, что FF VII постоянно мечется от комедии к трагедии, на всем ее протяжении прослеживается раскрытие одной темы, ради которой даже концовка игры была оставлена открытой. А это большая редкость не только для Final Fantasy, но и для всего жанра в целом.
Final Fantasy VII не просто хороша во всем – этого было бы мало. Она поистине уникальна, она полна таких решений, которых больше не встретишь нигде.
Во всех предыдущих частях мы шлялись по миру вместе с группой героев, которых свела вместе судьба, но именно Final Fantasy X нашла идеальную нарративную оболочку для такого путешествия. В Спире, мире игры, протагонист – такой же гость, как и мы. Вместе с ним мы познаем сеттинг и знакомимся с персонажами.
Final Fantasy X выстроена как роуд-муви, где каждый пункт в пути, каждая встреча и каждое событие все глубже раскрывают особенности этого странного мира. Игра концептуально целостна и, в отличие от FF VII, идеально выдержана и в эмоциональном плане. Спира обречена – позитивные сцены тут существуют лишь для того, чтобы оттенять всеобщую безысходность.
А еще в Final Fantsy X есть очень грамотно поданная любовная история с отличным финалом. Это редкость для видеоигр вообще.
Что до геймплея, Final Fantasy X отбросила пережиток старых времен – систему ATB, пытавшуюся добавить искусственной динамичности в сражения. Игра перешла к максимально честным пошаговым боям.
«Десятку» часто упрекали в чрезмерной линейности, которая, впрочем, была сюжетно обоснована и отчасти иллюзорна. Мир игры был целостным, свобода передвижения по нему часто не была ограничена. Это все та же Final Fantasy, что и раньше, только более сжатая, насыщенная.
FF X смогла нащупать грань, за которой игра не превращалась в коридорное «кинцо», но становилась еще ближе к современным блокбастерам.
Во всю эту красоту, к слову, можно без проблем поиграть сегодня – на PS3, PS4 и PS Vita доступен HD-ремастер как оригинальной Final Fantasy X, так и ее продолжения Final Fantasy X-2. Вторая часть далеко не так хороша, как первая, но она идет с ней в комплекте.
В цикле Final Fantasy очень много спин-оффов – больше, чем номерных частей. Некоторые из них превосходят основную линейку: на мой взгляд, фансервисные Dissidia и Theatrhythm гораздо лучше многих выпусков серии, которым они отдают честь. Но по большей части все эти ответвления так себе – не самые худшие выпуски, но и не лучшие. За исключением одного.
Final Fantasy Tactics я уже расхваливал совсем недавно, когда рекомендовал ее к покупке на мобильных устройствах.
Повторюсь: FF Tactics – это одна из наиболее серьезных и взрослых историй в серии. Это интриги, заслуживающие сравнения с «Игрой престолов». Это потрясающая локализация, которая позволит вам открыть для себя новые грани английского языка.
И это, конечно же, тактика, в которой на ход боя влияет огромное множество факторов, а каждому из нескольких сотен умений можно найти применение. FF Tactics – невероятно глубокая и вариативная игра, дающая безграничный простор для тактического самовыражения. И, хоть она и не выходила на PC, для нее уже есть множество модов, корректирующих баланс, вносящих новые элементы, повышающих сложность – все что душе угодно. В Final Fantasy Tactics можно играть вечно.
Ясуми Мацуно, создатель Final Fantasy Tactics, так и не завершил свой magnum opus: в середине разработки Final Fantasy XII он был вынужден уйти с поста сценариста и режиссера игры, покинув Square Enix. Компания же выкинула из FF XII половину запланированного контента – игру нужно было поскорее выпустить.
Даже в таком виде Final Fantasy XII оказалась самой масштабной и самой прорывной JRPG своего времени.
Final Fantasy XII фокусировалась на своем мире – большом, открытом, детально проработанном и густонаселенном. Здесь чувствовались масштабы городов, а их окрестности кишели местной живностью: игра отказалась от рандомных боев, и встречи с врагами происходили там же, где эти враги непосредственно находились. Геймплей больше не прерывался каждые несколько секунд на форсированную битву на арене – при желании можно было просто пробежать мимо агрессивных противников, не тратя лишнего времени.
Final Fantasy XII показала, как JRPG могут расти, эволюционировать, не теряя при этом своей идентичности, своих ключевых элементов. Она сохранила условную пошаговость и тактическую глубину, создав благодаря системе гамбитов настоящую, а не симулированную динамичность. Действия всех членов команды автоматизировались, настраивались лично игроком и адаптировались под конкретные ситуации. А при желании всегда можно было взять в свои руки контроль над любым из бойцов. И это самый большой шаг вперед в истории всего жанра JRPG.
В сюжете Final Fantasy XII так же, как и Tactics опиралась на дворцовые интриги, однако сместила фокус на личные истории двух ключевых персонажей.
Final Fantasy XII – одна из редчайших JRPG, где сюжет подается очень тонко, где игроку нужно внимательно следить за повествованием, чтобы уловить все его важные нюансы.
И даже несмотря на непостижимое количество выкинутого контента, Final Fantasy XII по его количеству уступает разве что ММО-выпускам серии. Полсотни уникальных опциональных боссов, огромный мир для исследования, сотни NPC, не стесняющихся комментировать все происходящие события, куча секретов…
В начале следующего года дополненное издание Final Fantasy XII впервые официально выйдет на английском языке в виде HD-ремастера. Лучшего подарка и не придумать.