08 апреля 2018
Обновлено 22.04.2018

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 3 (​80​-71)

Редакция «Канобу» продолжает рассказывать о комиксах и манге, попавших в наш топ 100. Во третьей (с конца) десятке по результатам нашего голосования несколько комиксов от Джонатана Хикмана, культовый супергеройский комикс Роберта Киркмана, манга с безумными поединками на мечах, приключенческий эпос про Скруджа Макдака и несколько очень личных авторских комиксов.
Редакция «Канобу» продолжает рассказывать о комиксах и манге, попавших в наш топ 100. Во третьей (с конца) десятке по результатам нашего голосования несколько комиксов от Джонатана Хикмана, культовый супергеройский комикс Роберта Киркмана, манга с безумными поединками на мечах, приключенческий эпос про Скруджа Макдака и несколько очень личных авторских комиксов.

О том, почему, как и кем отбирались кандидаты в список, мы рассказывали в первой части нашего топа 100 комиксов и манги. Там же мы рассказывали о том, почему не стоит критично относиться к позициям комиксов в списке, гораздо важнее, что они в принципе попали в него. Места в списке будут иметь значение в самых последних (с конца) десятках.

Денис Варков

80. Invincible

  • Годы выхода: 2003-2018;
  • Пишет Роберт Киркман, рисуют Кори Уокер и Райан Оттли;
  • Издательство: Image;
  • На русском языке выпускался издательством «42». За 2013–2015 года вышло тридцать четыре выпуска «Неуязвимого», после чего выход серии был приостановлен.

Работу над «Неуязвимым» Роберт Киркман начал пятнадцать лет назад еще до старта «Ходячих мертвецов». Подробнее об этом комиксе я рассказывал в отдельном материале, приуроченном к его финалу — к 144 выпуску серии.

«Неуязвимый» — это комикс, существующий сразу в нескольких жанрах, каждый из которых вписан в супергеройский сеттинг. Это история становления Марка Грейсона с первого проявления способностей до его превращения в знаменитого на всю Галактику супергероя.

Этот комикс обыгрывает различные тренды современных супергеройских комиксов, где-то издеваясь над ними, где-то представляя иные пути развития этих популярных механик, а где-то откровенно их критикуя.

Главная фишка «Неуязвимого» в том, что это непредсказуемый комикс, полный клиффхенгеров. Многие ключевые персонажи погибают по ходу сюжета. Здесь нет стандартной для Marvel и DC практики с версиями этих персонажей из параллельной вселенной, которые подменяют героя, пока он не воскреснет, или клонов героев. Если кто-то умирает, то это навсегда.

Этот комикс выходил пятнадцать лет и отразил собой все изменения, произошедшие в жанре супергероики. «Неуязвимый» и сам заметно изменился, эволюционировав из подростковой супергероики в комикс о межпланетных войнах и борьбе за существование Земли.

Это полностью самодостаточная история, которая не требует от читателя никакого предварительного чтения (у нее, кстати, есть ряд спин-оффов, но их чтение опционально).

«Неуязвимый» может стать как отличной возможностью начать знакомство с жанром, так и глотком свежего воздуха для тех, кто устал от однообразия Marvel и DC. Это один из лучших комиксов Роберта Киркмана, который достоин вашего внимания.

А еще в нем потрясающий рисунок от художника Райана Оттли. Он никак не был ограничен в изображении персонажей и их взаимодействий, поэтому смог создать удивительно красочные, брутальные и насыщенные сражения с огромным количеством деталей, включая кровь и расчлененку. Оттли рисует захватывающие бои супергероев реалистичными, и за ними действительно интересно следить.

79. Mouse Guard

  • Годы выхода: 2006-2015;
  • Пишет и рисует Дэвид Питерсон;
  • Издательство: Archaia Studios Press;
  • Одна из мини-серий — Mouse Guard: Fall 1152 — была выпущена на русском языке издательством Jellyfish Jam в 2017 году.

Mouse Guard состоит из нескольких мини-серий: Mouse Guard: Fall 1152, Mouse Guard: Winter 1152, Mouse Guard: Spring 1153, Mouse Guard: Black Axe, Mouse Guard: Weasel War of 1149, Mouse Guard: Legends of the Guard.

Что вы представляете, когда вам говорят о комиксах, в которых действие разворачивается в эпоху Средневековья? Скорее всего, воображение сразу рисует неприступные замки, яростные баталии, дворцовые интриги и прочие «радости жизни» того времени. В комиксе Mouse Guard этого всего в достатке, но у него есть одна особенность. — все главные герои здесь — маленькие мышки.

Но не спешите думать, что произведение от этого сразу попадает в категорию детских, ведь Средневековье в нем изображено крайне реалистично. Автор Дэвид Петерсен относится к своей выдуманной вселенной с почти пугающей дотошностью.

Почти весь первый том «Осени 1152» он потратил на описание персонажей и мироустройства, не забыв при этом и про повседневный уклад разумных мышей.

А вынесенная в название Мышиная Гвардия — это вовсе не обычные солдаты. Маленьким мышкам угрожает множество опасностей в лице самых разных хищников и природных условий, и представители Гвардии становятся своеобразными проводниками своего народа к миру и покою.

Они знают тайные, безопасные тропы, способны воодушевить и подбодрить, ну и их первоклассных боевых навыков никто не отменял. Можно даже сказать, что именно они дают возможность сородичам полноценно жить, а не существовать в качестве добычи для хищников.

Чем дальше идет сюжет, тем сильнее переплетаются судьбы персонажей, всплывают все новые интриги и скелеты в шкафах героев, и оказывается, что мышиному народу грозят вовсе не змеи или совы, а представители своего же рода. Потому что корысть, жажда наживы, желание прославиться и отомстить у мышей временами так же сильна, как и у многих людей.

Людей, кстати, в комиксе нет вообще. Перед нами не какой-нибудь постапокалипсис или фэнтези. Дэвид просто решил изобразить все тягости Средних веков глазами мышат. Получилось необычно и стильно.

А еще в комиксе очень красивая визуальная составляющая. Она не перенасыщена деталями, не слишком реалистична, но при этом сцены сражений в ней удалось изобразить красочно и в меру кроваво, а пейзажи завораживают взгляд. Ближайший аналог — цветные гравюры, вполне соответствующие духу произведения.

У «Мышиной Гвардии» есть несколько томов, но среди них тяжело выделить лучший. Потому что сказания о Черной Секире, войне с хорьками, чести и предательствах связываются воедино настолько прочно, что друг без друга их представить уже никак нельзя.

Возможно, автор в своем комиксе хотел донести мысль, что даже самое слабое существо способно дать отпор любым невзгодам, если сумеет найти внутри себя силы. А может, Петерсен просто хотел создать первоклассный, проработанный мир, населенный мышатами. И это у него получилось.

И все же какие же тут милые главные герои, это же невозможно!

Денис Варков

78. Manhattan Projects

  • Годы выхода: 2012-2015;
  • Пишет Джонатан Хикман, рисует Ник Питарра;
  • Издательство: Image;
  • На русском языке выпускается издательством «Комильфо». За 2015–2017 года вышло три тома «Манхэттенских проектов». Серия продолжается.

«Манхэттенские проекты» — это научно-фантастический комикс, где настоящие ученые, гении науки (Альберт Эйнштейн, Джозеф Оппенгеймер, Энрико Ферми, Ричард Фейнман и другие) получают неограниченный бюджет со словами «творите» (а прикрытием становится ядерная программа США).

И отсутствие границ приводит их на другие планеты, в параллельные миры и даже в глубины человеческого разума.

В комиксе появляются многие исторические личности — Юрий Гагарин, Гарри Труман, Джон Кеннеди и другие, — и сценарист комикса Джонатан Хикман меняет их биографии, представляя знакомых по учебникам истории людей совершенно иначе, он совмещает реальные факты их биографии с вымыслом, создавая свой альтернативный мир, где возможно вообще все. То же и с учеными — один безумнее другого, и сложно сказать, кто из них наиболее яркий, — все хороши и уникальны, каждый по-своему.

В этом комиксе нет положительных персонажей — у каждого ученого или второстепенного героя есть свои недостатки. Некоторые из них очевидны, некоторые держатся в тайне и раскроются не сразу, но подобный подход сразу создает недоверие к безумным гениям, стремящимся изменить мир.

«Манхэттенские проекты» поднимают множество этических и моральных проблем об устройстве мира и роли человека во вселенной. Все это подается через призму гениев, воспринимающих мир не так, как простые люди. Они готовы рискнуть жизнями миллионов ради чего-то, что в перспективе продвинет науку вперед.

Хикман издевается над гениями науки, представляя их в порой совершенно неожиданном виде. Например, Энрико Ферми оказывается пришельцем, но, как вы можете помнить из истории, именно он создал теорию о том, что жизнь за пределами Земли невозможна. И подобных парадоксов здесь множество. Они и делают ее столь уникальной на фоне другой научной фантастики.

Нарисовал комикс художник Ник Питарра, чей неординарный стиль отлично дополняет историю об ученых «не от мира сего», готовых на любые сумасшедшие исследования.

Кому-то такой рисунок может показаться слишком гротескным, но его внимание к деталям развивает эту историю, дополняя ее различными мелочами, которые призваны разнообразить эту необычную историю.

77. Blankets

  • Год выхода: 2003;
  • Пишет и рисует Крэйг Томпсон;
  • Издательство: Top Shelf;
  • На русском языке выпущен издательством «Бумкнига» в 2017 году.

«Бумкнига» — одно из важнейших явлений в нашей индустрии комиксов. Издательство с абсолютно безупречным вкусом, признанное всеми книгами показывать, насколько комиксы «больше» стандартного супергеройского жанра. Оно выпустило «Персеполис», «Палестину», «ШУВ» (один из самых серьёзных «графических романов» от российских авторов). Из нишевого издателя и организатора фестивалей преимущественно европейских комиксов оно за десять лет выросло в главного поставщика работ, которые принято называть «культовыми», «независимыми», «шедеврами».

Все три эпитета подходят под главную книгу «Бумкниги» прошлого года: графический роман Крейга Томпсона «Одеяла». Надо сказать, это был также один из самых долгожданных комиксов нашего рынка, так как работа над ним велась филигранно и довольно долго.

Но что из себя представляет комикс? Это автобиографический комикс о первой любви, если вкратце. На деле — многогранная coming of age-история, затрагивающая темы семьи, принятия себя, религии и сексуальности. С каждой темой Томпсон работает виртуозно, постепенно раскрывая множество деталей человеческого взросления на протяжении более 500 страниц — и все подводит к сильнейшему катарсису.

Благодаря тому, что у комикса нет ни капли претензии, он очень легко воспринимается — сотни страниц спокойно читаются за день, а простой, но мастерской историей проникаешься всем сердцем.

Денис Варков

76. Alias

  • Годы выхода: 2001-2004;
  • Пишет Брайан Майкл Бендис, рисуют Майкл Гэйдос;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпускается издательством «Комильфо». За 2017–2018 года вышло два тома «Элиас». Серия продолжается.

Сегодня Джессика Джонс стала популярна благодаря сериалу от Netflix, но в далеком 2001 году Брайан Майкл Бендис придумал ее, вписав во вселенную Marvel и представив очень бодрый и максимально откровенный комикс Alias. В нем девушка-детектив, супергерой в прошлом, расследовала различные дела.

Alias — это хорошо написанный детектив в супергеройском сеттинге с живыми персонажами и интересными диалогами (и монологами самой Джонс в том числе), местами удивительно откровенными.

В комиксе очень много мата, но он почти везде уместен, так как передает ощущения Джессики и ее усталость от жизни. Иногда просто нет иных слов, чтобы описать, что она чувствует.

Именно благодаря успеху Alias издательство Marvel запустило так много серий в рамках направления Marvel MAX, так как увидело, что спрос на взрослые истории без цензуры есть, а следовательно, авторам можно позволить писать истории, не ограничивая себя привычными нормами супергеройских комиксов.

Джессика Джонс оказалась настолько западающим в душу персонажем, что прочно прописалась во вселенной Marvel, впоследствии попав во многие комиксы издательства.

Она была близка читателю, потому что не хотела быть героем — ей хотелось быть нормальной, вести обычный образ жизни, быть как все. Но не получалось, и этим Alias был близок аудитории — таким же простым, как она, людям.

Во многом успех комикса — заслуга художника Майкла Гэйдоса, не боящегося экспериментов с композицией, например, с расположением «пузырей» с диалогами и мыслями героев. А еще он потрясающе изображал эмоции героев: казалось, что он несколько раз дублирует один и тот же кадр, но при этом «повторы» ощущались по-разному из-за мелких деталей, незаметных с первого взгляда.

Если вам понравился этот комикс и вы бы хотели чего-то еще подобного, то обязательно ознакомьтесь с Pulse от Бендиса и Марка Багли, а также с продолжением Alias — серией о Джессике Джонс, вышедшей в 2017–2018 годах.

Сай Есенбаев

75. Secret Wars и «Мстители» Джонатана Хикмана

  • Годы выхода: 2013-2016;
  • Пишет Джонатан Хикман, рисует Эсад Рибич, Стив Эптинг, Майк Деодато, Жером Опенья и другие;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпускается издательством Jellyfish Jam. За 2015–2018 года вышло два тома «Новых Мстителей» и четыре тома «Мстителей». Серии продолжаются.

Джонатан Хикман охватил общим сюжетом внушительное количество номеров: The Ultimates vol. 5 #1-12, Avengers vol.5 #1-44, New Avengers vol.3 #1-33 и Secret Wars #1-9.

Все умирает. Вы, я, все на этой планете. Наше солнце, галактика, и в конечном счете, вся вселенная. Это неизбежно. Вот так, одной фразой, сценарист Джонатан Хикман в первом же номере одной из своих серий про Мстителей поднял ставки на небывалые ранее высоты и заставил всех пристально вглядываться в каждый кадр, вчитываться в каждую реплику и натурально впадать в шок от происходящего. Во вселенной произошел катаклизм (ага, вот так просто), и теперь планеты циклично сходятся друг с другом, как бы конкурируя за место.

И жителям планет предстоит нелегкий выбор — либо уничтожить другую планету, либо умереть самим. Если же никто ничего не сделает, уничтожаются обе. Вы наверное уже догадываетесь, что будет дальше…

Но начать стоит с другого. Джонатан, пришедший на серию сразу после веселого парня и любителя кухонных диалогов Брайана Майкла Бендиса, подхватил идею, оставленную напоследок его предшественником, — Мстителям надо стать больше. Миру грозят бесчисленные угрозы самых разных масштабов, и классическому составу просто не справиться с таким количеством задач.

И сценарист показывает это, проверяя эту красивую идею на жестокой практике, он привлекает столько персонажей, что иногда удивляешься, из каких мохнатых 70-х он достал того или иного героя.

Мстители в его руках действительно преображаются до неузнаваемости — прошли времена поимки беглых преступников, битва за акт о регистрации кажется уже детской шалостью по сравнению с тем, что происходит на страницах комиксов. И пока одна часть команды под предводительством Стива Роджерса решает классические проблемы, вторая, Иллюминаты, втихаря ото всех занимается вопросом спасения земли от неминуемой гибели, омывая руки кровью, раздирая себя внутренними конфликтами, закапывая все глубже свои моральные принципы и заключая один за другим контракты то ли с совестью, то ли с дьяволом.

Не удивляйтесь, если ближе к середине серии вы не узнаете своих героев, таких близких и привычных с детства. Не удивляйтесь, что когда правда вскроется, друг пойдет на друга насмерть, и не ради сомнительного права носить маску без документов. Не удивляйтесь, что авторы используют глобальное событие с несколькими тай-инами и целым Таносом с командой приспешников (которые, к слову, перекочевали в фильм прямо отсюда) лишь в качестве пролога к еще более жутким и вопиющим событиям. И не удивляйтесь, когда спустя в общей сложности более сотни номеров из двух разных вселенных (ах да, Хикман очень элегантно решил вопрос существования Ultimate-вселенной), вы наконец подойдете к развязке из 9 номеров, название которой вынесено в заголовок этой позиции топа, Джонатан сделает еще один, последний ход конем.

В результате кое-каких событий (спойлеры!) команда героев оказывается на планете, которой правит… Доктор Дум. Торы — его полиция, Доктор Стрэндж — его шериф, Сьюзан Шторм — его консорт, а сам он — всемогущий бог, создатель всего сущего, а планета поделена на секторы со своими «лордами».

Очень сложно будет описать без спойлеров (да и спойлерить такое — просто преступление века), что будет происходить на страницах комикса дальше вот такого нетривиального начала и как наши герои выпутаются из сложившейся ситуации. Но одно можно сказать с уверенностью — это однозначно очень захватывающий, гениально написанный и божественно нарисованный комикс, один из лучших представителей жанра супергероики и идеальный финал для всей истории, какой только можно придумать.

Во время его прочтения вы обнаружите, что историю вам рассказывали немного не ту, о которой вы думали, а конфликт между главными действующими лицами не просто глубже, чем можно себе представить на первый взгляд, но еще и в чем-то даже сентиментален.

И к окончанию комикса вы полюбите всю историю всей душой. Так же, как в свое время полюбили его те, кто читал его во время выхода (в том числе и я), кто ночами наверстывал предыдущие номера, боясь не успеть к финалу вовремя, кто часами обсуждал его с друзьями и на форумах (поверьте, там есть что обсудить). Я постарался максимально избегать спойлеров, чтобы вы лично насладились этим шедевром. Джонатан Хикман взял недостижимую ранее планку и поднял ее настолько, что мы вряд ли когда-нибудь увидим хоть что-то близкое к этому.

И плевать, что вселенную позже перекроили еще несколько раз, правила игры изменились, а чуть ли не единственный, кто с уважением относится к истории и держит все произошедшее в уме при написании своих сюжетов, — это опять-таки Брайан Бендис. Плевать. Мы получили историю, которую давно заслуживали. Все живет.

Максим Чумин

74. Earth X

  • Годы выхода: 1999-2000;
  • Пишет Джим Крюгер и Алекс Росс, рисует Джон Пол Леон;
  • Издательство: Marvel;
  • Не издавался на русском.

Почему-то так повелось, что есть четкое распределение, за чем идти в Marvel, а за чем — в DC. Ну и обычно в DC идут за мрачными, серьезными историями; философскими сюжетами; графическими, с большой буквы, романами. Marvel будто всегда был чем-то попроще, более детским…

Это, как и всякие стереотипы (мы с ними тут часто сталкиваемся), с реальностью имеет очень мало общего, так как во вселенной Marvel полным-полно «взрослых» комиксов в самых разных смыслах слова. Earth X — один из таких, а «взрослый» он по своему настроению, размаху, амбициям.

Выросшая из скетчей легендарного Алекса Росса вселенная «Земли Икс» представляет собой доисторическую версию привычного супергеройского мира — в некоторых чертах доведенную до абсурда. Аарона Стака, «Человека-Машину», в одночасье приглашают стать высшим существом — одним из наблюдателей, которые будут следить за событиями на Земле.

Весь комикс — эпическая сага — это лишь то, что ему показывают другие Наблюдатели «сверху». Главный герой и повествователь намеренно дистанцируется от событий и поочередно обращает свой взор на самые разные уголки вселенной…

Это был очень и очень смелый эксперимент, за которым пошли другие серии, раскрывающие вселенную, но они, к сожалению, не были настолько успешными. Почему? Все просто: «Земля Икс» приобрела свою ценность и размах благодаря тому, что ставит в центр истории маленькую человеческую (человеческо-машинную, ха) судьбу. И читатель комиксов вместе с ней наблюдает за знакомыми героями — в надежде на счастливый конец.

Денис Варков

73. Комиксы о Торе Майкла Стражински

  • Годы выхода: 2007-2011;
  • Пишет Майкл Стражински, рисуют Оливье Куапель, Марко Джурджевич, Билли Тэн, Даг Брэйтвайт, Паскаль Фэрри и другие;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпускался издательством «Комикс» в 2011 году, вышло два тома, но серия была не закончена. Затем в 2014 году были изданы первые шесть номеров серии в рамках «Официальной коллекции Marvel», том 12.

После событий, описанных в Thor vol.2 #80-85 от Майкла Оеминга, Майкл Стражински воскрешает Тора, поставив ему важную задачу — возродить Асгард, запустить новый цикл жизни богов. Теперь Одинсон путешествует по США в поисках переродившихся богов, забывших о своей прошлой жизни. Стражински в этом комиксе вернулся к истокам — к концепту доктора Дональда Блейка, с которым неразрывно был связан Тор на Земле.

А еще он строит новый Асгард в Оклахоме, поместив его прямо над землей. Так боги и люди начинают жить бок о бок, что приводит ко множеству курьезных, забавных и милых ситуаций, которых не было ранее ни в одном комиксе о Торе. Магия проникает в реальный мир, меняя Оклахому и принося угрозы, каких они раньше не видели, в этот тихий штат, в котором раньше никогда не было ничего подобного.

Это, в частности, проявляется в неожиданной любовной линии между простым человеком и богиней — они из разных миров (в буквальном смысле), но все равно решаются на чувства вопреки всему.

Стражински адаптирует линию из норвежской мифологии о перерождении Асгарда и вечном цикле жизни и смерти богов, исследуя это явление, выставляя Тора связующим звеном в цикле, тем, кто способен запустить его заново, принеся асгардскую магию в реальный мир.

Действие этого комикса, кстати, происходит после «Гражданской войны», и в камео даже появляется Железный человек, желающий уговорить Тора зарегистрироваться согласно новому закону. Но у бога грома есть дела поважнее, а еще он помнит о своем клоне, которого Тони Старк и Рид Ричардс создали, чтобы победить Капитана Америка. И он это нескоро забудет.

Потрясающую работу проделывают и художники, которые работали над этой серией. В особенности Оливье Куапель и Марко Джурджевич. Они смогли передать величие Асгарда и построить тот удивительный контраст с обычной жизнью Оклахомы, о котором говорилось выше.

72. The Life and Times of Scrooge McDuck

  • Годы выхода: 1992-1994;
  • Пишет и рисует Дон Роса;
  • Издательство: Egmont, журнал Anders And & Co., 1992–94 (датское издание), Gladstone Publishing, серия Uncle Scrooge, 1994–96 (американское);
  • На русском языке выпускался издательством «АСТ» в 2017 году. Пока издан только один том. Серия продолжается.

Комиксы о родственниках Дональда Дака — племянниках Хьюи, Дьюи и Луи и дядюшке Скрудже Макдаке — это огромная индустрия, существующая с конца 40-х годов. Наибольшую известность эти герои получили после мультсериала «Утиные истории», в том числе и на российском телевидении, где племянники превратились в Билли, Вилли и Дилли. Но и без мультфильма комиксы серии Uncle Scrooge продолжают выходить и в наши дни, разменяв десяток издателей.

Самые лучшие выпуски в серии — их всего 12, — написал и нарисовал американский художник Дон Роса через без малого 50 лет после появления Скруджа, причем вышли они не в официальной серии (в США в то время как раз разорилось издательство Disney Comics), а в совершенно левом датском журнале.

Качество этой работы оказалось такое сумасшедшее, что историю не только переиздали в Uncle Scrooge после очередного воскрешения серии, но и выпустили отдельной книжкой, которая в 1997 году получила высшую награду американских комиксов — премию имени Уилла Айснера. Истории с завлекательными названиями в духе The Prisoner of White Agony Creek рассказывают о приключениях молодого Скруджа до его первого появления в 1947 году в одном из комиксов Карла Баркса. Приключения начинаются в 1877 году в Шотландии, где Скрудж зарабатывает свой первый, легендарный удачливый десятицентовик, и продолжаются в Северной Америке с экскурсами в Южную Африку, Австралию, Индонезию и Панаму.

Но сердце истории — это именно приключения молодого, отчаянного Скруджа на Диком Западе со всеми полагающимися перестрелками, погонями, поисками золота, похищениями и подставами.

Хотя оригинальные комиксы Баркса были рассчитаны на совсем юную аудиторию, работу Росы никак нельзя назвать детской — это бессмертная классика, аналог лучших произведений Роберта Луиса Стивенсона и Редьярда Киплинга, сюжетная и визуальная филигрань для всех возрастов. Я не буду описывать невероятно детальный и реалистичный (это в комиксе про человекоподобную утку!) арт Росы — просто посмотрите картинки. Но про сюжет пару слов скажу — ведь именно он, на мой взгляд, делает The Life and Times of Scrooge McDuck лучшим приключенческим комиксом и заодно с артом ставит эту историю выше признанной классики вроде The Adventures of Tintin или Calvin and Hobbes.

В основе приключений (да и всей личности) Скруджа лежит биография реального человека — американского мультимиллионера Эндрю Карнеги, который тоже родился в Шотландии, а разбогател в США, где успел поучаствовать в Гражданской войне Севера и Юга и ряде совершенно безумных приключений, прежде чем построить знаменитый Карнеги-холл и основать Университет Карнеги-Меллона.

Формально события The Life and Times опираются на детали из жизни Скруджа, вскользь упомянутые в оригинальных комиксах Баркса. Но в историях про Монтану и Клондайк вполне аутентично отражена реальная жизнь будущего филантропа, ныне сорвиголовы и без пяти минут бандита, пытающегося отстоять деньги и репутацию в жестокой конкуренции с такими же, как он, молодыми и дерзкими капиталистами.

Весь комикс — сборник самых трудных и криминальных событий из жизни Скруджа, не расстающегося с револьвером и не вылезающего из седла, и то выходящего с голыми руками против медведя гризли, то спасающего жизнь будущему Президенту США, то крутящему роман с прекрасной златокудрой аферисткой.

Жизнь шахтерских городков, в которых Скрудж сколотил свой первоначальный капитал, отражена не менее подробно, чем в каком-нибудь Дэдвуде, ну, а быт отшельников-первопроходцев в американских (и около-американских) горах так лихо не отображали даже «Иеремия Джонсон» Джона Милиуса, «Выживший» Алехандро Иньярриту или «Сокровища Сьерра-Мадре» Джона Хьюстона.

Мало добыть гризли или намыть самородок — главное, суметь донести их до цивилизации под носом у предприимчивых конкурентов! И в комиксе это ощущение отчаянной опасности и сверхчеловеческой (сверхутиной?) целеустремленности главного героя прекрасно передано — без всяких убийств, скальпирований и тому подобного эпатажа.

Денис Варков

71. Shigurui

  • Годы выхода: 2003-2010;
  • Пишет Норио Нандзе, рисует Такаюки Ямагути;
  • Издательство: Akita Shoten;
  • Не издавался на русском.

«Одержимые смертью» — это манга с безумным экшеном, созданная по мотивам романа писателя Норио Нандзе. По мотивам манги вышло аниме от студии Madhouse, о котором Александр Трофимов рассказывал в отдельном материале. Главный герой — однорукий мечник Гэнносукэ Фудзики, в 1629 году принимающий участие в турнире японских феодалов-дайме.

Одним из неожиданных элементов этой манги становится участие в подобных турнирах калек. Казалось бы, человек, лишенный руки или глаз (второй главный герой — слепой Ирако Сэйгэна), не может быть так же хорош во владении мечом, как полноценный мастер, но как бы не так! Гэнносукэ Фудзики доказывает, что никто не сравнится с ним и он в свою очередь не уступит никому — даже самому искусному мастеру.

Чем дальше вы читаете, тем сильнее меняется ваше отношение к главному герою. Если сначала он вас поражал своей исключительностью, то спустя какое-то время вы поймете, как калека стал машиной смерти — все дело в том, чего он лишился на пути к этому — своей человечности и многих черт характера, которые делают человека тем, кто он есть.

И чтобы показать этот путь, читателя отправляют в самое начало, когда у Фудзики были обе руки, а Сэйгэна мог видеть. Тогда они были молоды и наивны, а все ужасы и беды были впереди. Но герои просто не знали о них. И в том, что читателю решают показать путь становления мастеров меча, и есть особенность этой манги — этот момент часто опускается в подобных историях, чтобы сразу представить героев талантливыми воинами. Но «Одержимые смертью» идут иным путем, показывая усердные тренировки и освоение техник.

И постепенно желание стать лучшим непревзойденным мастером побеждает все остальные стремления героев. Их не интересует ничего, кроме соперничества друг с другом, безумного желания остаться лучшим. Это впечатляет и ужасает одновременно.

Александр Трофимов в своей статье очень точно писал:

Поначалу ждешь, что эти мастера будут стремиться к совершенству ради великой цели. Думаешь, они хотят стать непобедимыми, чтобы помогать беспомощным, защищать обиженных, бороться с тиранией или хотя бы нести свои знания новым ученикам. Но оказывается, что никакой миссии нет, нет никакого Приключения, никаких идеалов или морали. […] Они являются на этот турнир, потому что их давно уже не волнует ничего, кроме соперничества друг с другом. Все их могущество не играет никакой роли, они такие же беспомощные винтики в этой системе, как и простолюдины

Комментарии 29
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Volodko21
Volodko21
мне вот интересно, чем "Мстители" и Тор лучше аж на 10ку позиций Сэндмена или "Убийственной шутки"? ну и вкусы же у вас...
Salt017
Salt017
А можно этот цикл не продолжать? Не очень интересно, честно. Лучше про игры пишите