84 92 22445

Главные оружейные мифы в играх

Сверхтихий глушитель, неубиваемый бронежилет и другие «условности» от создателей шутеров

20 ноября 2014, 18:25
Главные оружейные мифы в играх - Изображение 1
Ни для кого не секрет — далеко не все из нас проходили службу в армии. Еще меньше из нас, кажется, любит после работы или учебы захаживать в ближайший тир. А ведь так хочется пострелять из этих гигантских блестящих машин смерти! На помощь спешат шутеры, где в руки игрока дают роскошный выбор орудий на любой вкус. Но зачастую впечатления от работы с виртуальным арсеналом сильно разнятся с тем, что происходит с этими же пушками в действительности. Канобу разбирается в игровых штампах об огнестрельном оружии и вносит капельку реализма в разговоры о со свистом летяших гильзах и реках крови.

Автомат на безгильзовых патронах HK G11 кажется незаменимым оружием для шпиона, ведь расстреляв пару десятков врагов вы не оставите на месте стрельбы море из отработанных гильз. Мы держали в руках это чудо техники в Call Of Duty: Black Ops, Syphom Filter 2, Fallout 2, Counter Strike Online, Jagged Alliance 2 и еще в паре десятках игр рангов поменьше. Причина появления в играх простая: винтовка смотрится просто потрясающе.

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 2

Но несмотря на схожесть с винтовками имперских штурмовиков и способность выплевывать до 2000 выстрелов в минуту, эту модель постигла печальная участь перспективной, но отмененной разработки. После 30 лет тестов и исследований немецкий автомат HK G11 не был принят на вооружение, хоть и показывал неплохие результаты на испытаниях. С 1960 по 1990 немцы снова и снова переделывали автомат и каждый раз их сталкивались с постоянном меняющимися требованиями НАТО к огнестрельному оружию. То масса слишком велика, то длину следует укоротить то емкость магазина увеличить…

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 3

К сожалению, треть века работ над подающим большие надежды моделью не привели немецкую компанию Heckler & Koch GmbH к успеху их проекта, так полюбившегося геймдизайнерами наших дней. Не последнюю роль сыграло и амбициозное решение использовать безгильзовые патроны, так как сам формат боеприпасов такого рода был слабо распространен и не успел доказать свое экономическое преимущество над обычными патронами. Зато Хидэо Кодзиму эти детали, кажется, совершенно не смущали — в Metal Gear Solid: Peace Walker автомат прошел боевые испытания на «отлично».

Что ответит подавляющее большинство людей на вопрос «зачем нужен глушитель»? Видеоигры и кино давно извратили понятие этого прибора, превратив его в необходимый аксессуар шпиона и тайного агента. Ведь принято считать, что глушитель нужен для того, чтобы в абсолютной тишине перестрелять по одиночке ничего не подозревающих врагов, не издав ни малейшего шума. 

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 4
Главные оружейные мифы в играх - Изображение 5

Глушитель стал настоящей волшебной палочкой для Сэма Фишера из Splinter Cell. Вон его пистолет стреляет с грохотом, но стоит нацепить «глушак» и все, дело в шляпе. Стреляй сколько хочешь, звук будет не громче писка комара. Будешь стрелять без него — на звук выстрела сбегутся враги; будешь стрелять с ним — ничего не услышит даже солдат, стоящий в двух метрах от точки выстрела.

Для людей, которые захаживают в тир или связаны с военной службой не будет открытием настоящая задача глушителя — не дать стрелку оглохнуть от невероятно громкого звука стрельбы. Люди в тирах одевают наушники перед тем, как расстреливать мишени, ведь список последствий грохота не самый приятный: кровь из ушей, проблемы со слухом и временная глухота. Глушитель же предназначен для стрельбы в тех случаях, когда на стрелке не одеты защитные наушники. Он ни в коем случае не спасет стреляющего от обнаружения вражескими солдатами, вовсе нет.

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 6 YouTube
The Myth of the Silencer - RagnarRox

В ролике доступно объясняется истинное предназначение глушителя

Звук выстрела пистолета приблизительно 160 Дб, что по громкости сравнимо с рёвом взлетающего самолета. Использование глушителя снижает громкость примерно до 125 Дб, что ровно звуку бензопилы или отбойного молотка. Он делает выстрел на 20-25% тише, что уже более-менее безопасно для человеческого уха, но ни в коем случае не надо считать глушитель панацеей и идеальным приспособлением для удачного шпионажа. Выстрела через глушитель будет достаточно для того, чтобы каждый человек в здании услышал звук стрельбы. Так что, если кто-то хвалит игру за «реалистичное звуковое оформление и правдоподобные звуки выстрелов и рев мотора», то, скорее всего, автор слов не слишком близко знаком с симфониями огнестрельного оружия.

Но не звуком единым. Физические свойства оружия тоже терпят изменения во время разработки видеоигр. Подавляющее большинство моделей пистолетов и пулеметов могут преобразиться до неузнаваемости при переносе на виртуальный полигон. За примерами далеко ходить не нужно, благо игровые стереотипы об оружиях плотно засели в наши головы. 

Можно вспомнить легендарный для видеоигр автомат XM8, из которого мы расстреливали вражеских юнитов в Saints Row 2, Metal Gear Solid 4, Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas 2, Warface и еще куче других игр. Эта же модель была и в Call Of Duty: Black Ops II, правда под названием M8A1. Да даже в Mass Effect есть практически точная копия XM8, выполненная в футуристичном дизайне и носящим названием M-8. После такого широкого распространения в мире игр может сложиться впечатление, что XM8 активно используется американскими морпехами и хранится на каждом оружейном складе всех военных баз мира.

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 7
Главные оружейные мифы в играх - Изображение 8

На самом же деле XM8 не то, чтобы не шибко распространена — эта модель вообще не взята на вооружение. Совместная разработка американцев и немцев в 2003 году подавала надежды, но так и осталась нереализованным проектом: на свет было произведено всего лишь 7000 прототипов винтовки, после чего разработка была закрыта. Несложно догадаться, почему геймдизайнеры так полюбили эту модель. Только взгляните на эту винтовку — до чего же красиво, современно и агрессивно выглядит дизайн ствола, напоминающий челюсти акулы.

Пулеметы стали восприниматься как машины смерти после фееричной сцены в «Рэмбо: Первая кровь 2». Бесперебойный огонь, направленный во все стороны и несущий за собой реки крови поверженных врагов и неминуемую победу.

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 9

 В видеоиграх пулеметные установки встречаются довольно часто, и дабы добавить капельку реализма, разработчики вынуждают игрока следить за индикатором перегрева пулемета. Если не делать паузы во время стрельбы, установка перегревается, индикатор мигает красным цветом и игрок должен подождать, пока ствол остынет. Неиссякаемый запас патронов, кажется, совсем никого не смущает.

Хотя именно об этом следует позаботиться стрелку: после минуты реальной стрельбы боец раскладывает пулемет пополам и заменяет боеприпасы, после чего возвращается к стрельбе. Ситуация с перегревом — не самая острая проблема у пулеметчиков. Дело в том, что пулеметы сконструированы для краткого огня, но никак не для безостановочной пальбы. «Черт, эта штука перегрелась, надо подождать, пока остынет» — голова солдата забита не такими вещами, а вероятностью постоянной перезарядкой оружия прямо под вражеским огнем.

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 10 YouTube
LSAT Light Machine Gun Test Fire Demonstration

Любителей засесть в темном углу крыши и пострелять по ничего не подозревающим врагам, к сожалению, тоже вводили в заблуждение. Одной из самых популярных снайперских винтовок в видеоиграх служит немецкая Walther Automat 2000, с помощью которой игроки положили ни одну сотню трупов в Rainbow Six: Rogue Spear, Point Black, Rainbow Six 3: Raven Shield, Hitman: Blood Money, Hitman 2: Silent Assassin, Hitman: Contracts, Hitman: Codename 47, Modern Warfare 2, Call of Duty: Black Ops, 007: Legends... Ух, продолжать можно долго. Но стоит ли, если учесть, что в реальном мире из этой винтовки практически никто не стрелял? 

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 11

Мюнхенский инцидент с захватом заложником на Олимпийских играх 1972 года доказал острую необходимость высокоточного снайперского оружия, которого на тот момент просто не было. После этого случая разработка снайперских винтовок заметна активизировалась и Walther 2000 стал одним из результатов этих разработок. Но на свет было выпущено всего 176 прототипов, после чего разработку свернули. Помимо слишком малой популярности патрона .300 Win. Mag, под который винтовка и создавалась, причиной снятия с производства модели служила и слишком высокая себестоимость. Несмотря на это, каждый игрок, стрелявший из Walther 2000, хотя бы в виртуальном мире может почувствовать себя обеспеченным человеком: в наши дни эта модель считается коллекционным раритетом, а стоимость винтовки достигает $75 000.

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 12

Кинофильмы и видеоигры наградили волшебными свойствами не только глушитель, но и такую вещь, как бронежилет. Странно критиковать современные игры, в которых после ранения здоровье автоматически восстанавливается через несколько секунд, но мы сейчас говорим не о биологии, а о физике. Кевларовые жилеты в умах миллионов людей ассоциируются с непробиваемой защитой, способный спасти жизнь от очереди АК-47 в живот. Этакий спасательный круг для перестрелок. В фильмах, обычно, враги не стреляют в голову главного героя, а стараются изрешетить пулями его туловище. Не стреляют даже по ногам и рукам, словно это своеобразный кодекс чести бандитов.

В играх же, как правило, при ношении бронежилета полоска здоровья игрока увеличивается вдвое, и на этом все заканчивается. Никого не смущает, что защитная броня весит 15 килограмм и должна сильно замедлять носящего ее человека, а также серьезно сковывать его движения. 

В действительности же бронежилеты защищают тело только от двух типов угроз: стрельба из пистолета с дальнего расстояния и летящие в солдата осколки гранат. Во время других атак от бронежилета пользы нет, а иногда и наоборот: при попадании в место, где нет брони, пуля может пройти сквозь тело под углом и угодить в заднюю стенку бронежилета, а оттуда отрикошетить и полететь в другую сторону и попасть в переднюю стенку брони, отрикошетив снова. 

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 13 YouTube
Testing Kevlar

Таким образом, вместо того, чтобы пройти навылет и оставить шансы на спасение, пуля способна рикошетить внутри бронежилета и превращать тело носящего его человека в фарш.

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 14

Минутка патриотизма. Мы можем гордиться своим Тульским конструкторским бюро, чей пистолет-пулемет 2004 года ПП-2000 постоянно фигурирует в играх. Пострелять из отечественной разработки можно в Watch Dogs, Call of Duty: Modern Warfare 2, Battlefield: Bad Company, Battlefield: Bad Company 2, Battlefield 3, Ghost Recon: Future Soldier. Где-то историческая подоплека соблюдена, где-то нет — принято считать, что ПП-2000 можно увидеть исключительно в руках солдат российской армии, хотя модель свободно предлагается на экспорт в другие страны. 

На западе вокруг ПП-2000 бытует мнение, что это оружие разрабатывалось для Спецназа и предназначено для борьбы с терроризмом, хотя это не совсем так: эта модель широко используется в МДВ, да и вообще зачастую позиционируется как средство личной обороны. Также этим же пистолетом-пулеметом вооружают отряды «Грома» во время налетов ФСКН. Грубый и дерзкий внешний вид в совокупности с колоритом исконно русского оружия создает неслабый романтизм вокруг этой модели, но главная причина ее добавления в арсенал виртуальных армий заключена в том, что ПП-2000 служит хорошей альтернативой пистолетам-пулеметам в духе MP7, находящихся на вооружении американской армии.

И, конечно, нельзя не вспомнить о самом известном пистолете в мире. Да, речь идет о Desert Eagle, самом «альфасамцовом» стволе в истории игр и кино. Пистолете, способном уничтожать целые армии врагов и доводить всех остальных до состояния панической атаки. Словом, недосягаемый пик шарлатанства поп-культуры и пример самого большого искажения реальной популярности и практичности оружия. 

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 15

В Far Cry 2 и Far Cry 3 доступ к Desert Eagle открывался в поздних этапах игры, а классифицирован он был как наилучший пистолет в игре. Во всех трех частях Max Payne главный герой и его противники неизменно вооружены «пустынным орлом». Каждая Counter-Strike с гордостью вручает в руки игрока DE. В Fallout и Fallout 2 эта модель считается очень даже неплохим пистолетом, как и в Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas. Если вы получите этот «ствол» в Resident Evil, то знайте — в ваших руках орудие невероятной мощности, вы в миг становитесь One Man Army и с одного выстрела уничтожаете практически любого противника. В Serious Sam 3 «орел» идет в комплекте с бесконечным боезапасом, а в Watch Dogs игрок получит возможность ощутить себя восточным террористом и получить легендарный пистолет аж в позолоченном варианте.

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 16

В реальности же разработка израильской оружейной компании никогда не стояла и не будет стоять на вооружении ни одной армии мира (за редким исключением некоторых специальных подразделений). Причин уйма: слишком тяжелый для того, чтобы быть частью стандартного снаряжения солдата; невероятно длинный корпус мешает маневрам на пересеченной местности; емкость магазина требует постоянных перезарядок, что выглядит проигрышно на фоне других моделей (9 патронов DE против 33 у Glock 19); слишком громкий звук выстрела, который вместе с гигантским пламенем из ствола при выстреле выдает местоположение стрелка… Desert Eagle позиционируется как охотничье ружье, максимум — для самозащиты от бандосов с вашего района.

Кстати, о преступниках. Desert Eagle идеально показан в играх GTA: SA, GTA IV и 25 to life. Широко распространенное, ненадежное и непрофессиональное оружие часто используется уличными гангстерами всех рангов. Массивный устрашающий дизайн оружия всегда производил впечатление не только на геймдизайнеров, но и на бандитов всех мастей, предпочитающих внушать угрозу в том числе внешним видом.

Главные оружейные мифы в играх - Изображение 17

На самом деле, продолжать можно очень долго. Можно вспомнить дробовики, способные убить одним выстрелом сразу нескольких врагов (хотя такое уже становится редкостью в играх). Можно коснуться средневековых игр: в реальности щиты не так часто делали целиком из метала, а большинство мечей не выдержало бы бесконечного парирования. Разумеется, сделать полностью реалистичную игру интересной — тот еще квест, ведь для интерактивных развлечений куда важнее баланс, красочность и эмоции, получаемые игроком от происходящего.

Исключения, разумеется, есть — упор на реализм делается в ARMA, Insurgency и других играх, но до полностью реалистичного Call Of Duty нам еще примерно как дистанционно управляемым собакам до обретения полной свободы передвижений. А до тех пор — просто не думайте, что поиграв в компьютерные игры и насмотревшись фильмов по книгам Тома Клэнси вы становитесь настоящим экспертом по оружию и военному делу.