14 апреля 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

The Last of Us: есть ли повод восхищаться?

Давно собирался написать свой обзор о Last of Us, все откладывал, но вот опять в текущем году Last of Us получает приз Игры года на GDC 2014. Сразу скажу, да, я тоже восхищался детализацией созданного мира разработчиками. Но этого в итоге не хватило, чтобы отвлечь меня как игрока, или лучше сказать потребителя, от основной части игры - её сюжета.
Давно собирался написать свой обзор о Last of Us, все откладывал, но вот опять в текущем году Last of Us получает приз Игры года на GDC 2014. Сразу скажу, да, я тоже восхищался детализацией созданного мира разработчиками. Но этого в итоге не хватило, чтобы отвлечь меня как игрока, или лучше сказать потребителя, от основной части игры - её сюжета.

Если коротко с моей точки зрения весь сюжет игры построен на анти-утопичной идее - “Никто Ни С Кем Не Договаривается”. Может быть у авторов сценария как раз и была цель - показать игроку, что наш мир рухнет, если люди не самоорганизуются и начнут договариваться друг с другом, но в это верится с трудом ибо до этого нужно додуматься самому, ибо никаких предпосылок для этого нет. А то количество наград полученных этой игрой, лишь подтверждает отсутствие каких-либо мыслей о том, что сюжет никак не соотносится с текущей реальностью. В итоге большинство восхищаются историей с идеями, лет которым сорок-пятьдесят.

Сделано красиво, но со сценарием решили не заморачиваться?

Пробежимся быстренько по всему сюжету, чтобы как раз на основных моментах показывать всю нелепость происходящего в сценарии.

Акт Вступление

События игры развиваются в мире охваченным эпидемией превращающей людей в агрессивных “Мико”-зомби. И вот спустя 20 лет после начала эпидемии, ГГ Джоэл с его компаньонкой по сделке с террористическо-оппозиционной организацией «Firefly» должен вывезти из города 14-летнюю девочку Элли.

Сразу надо сказать пару слов о конфликте между военными и «Firefly». В игре вообще сразу же выстраивается схема - “плохие” военные прибравшие власть к рукам и оппозиционеры пытающие изменить мир к лучшему. Тема их взаимоотношений совершенно в игре не раскрыта. Есть Военные - они убивают «Firefly», ибо те им перечат, а «Firefly» в ответ убивают Военных. Смысла в этом противостоянии нету никакого, потому, что зачем возвращать основы демократии, когда мир рухнул к чертям собачьим. Именно демократия оплачивала эти военные силы и их действия определены правилами созданными демократией. И если нужно защитить большинство, они пожертвуют жизнями смутьянов, которые сами не понимают, чего хотят.

Кстати на примере эпизода с “бандитами на дороге” ярко показана ошибочность этого противостояния - «Firefly» подняли людей свергнуть военных, и в итоге из этого восстания люди превратились в разбойников на дороге.

И нет, я не защищаю ничью сторону в данном описании.

На “Военных” имеет зуб и ГГ ибо Военные убивают его дочь, когда ГГ пытался сбежать из города пораженного вирусом. Окей, вполне “стандартная” ситуация - мы тут город оцепили и решили стрелять во всех кто приближается к полосе оцепления. Слишком наиграно, но поначалу ведь ведёшься на это.

The Last of Us: есть ли повод восхищаться? - фото 1

Понятно что, этот момент сделан лишь для укрепления мысли о военном произволе - но стойте, как известно не бывает решений без одобрения высшей инстанции - элиты демократии. За возвращение которых, так борется сопротивление… Но даже дело не в этом. В первой части все действия военных выглядят вполне логично, если исключить тот расстрел всех подряд в начале эпидемии.

_(P.S. Опять же повторю, эта сцена сделана просто для создания образа ГГ. Но с другой стороны тогда ведь армия была под контролем государства, и уже после того как паника распространилась по всей планете, военные взяли контроль над ситуацией в свои руки и ввели военное положение. И тогда уже они начали осмысленно охранять людей от вируса, ибо существующая система не могла справиться с этой проблемой.) _

Да-да, если смотреть на том же примере Бостона - территория отлично охраняется, проблем с пайком нет. Кто-то скажет, а как же убитые два бомжа? Есть сцена с убийством одного из четверых бродяг, которые забрались в зараженный спорами дом, но его вполне “цивильно” убили шприцом (перед этим убедившись, что он заражен). Ну да, последний дурак побежал не ожидая результата проверки и его застрелили, но это было крайне глупо с его стороны.

Давайте смотреть правде в глаза - судя по всему увиденному: никого военные в итоге не убивали без причины - заражен - вакцины нет - скоро станешь распространителям - смерть или не заражен - свободен. Никого они не держали - все могли спокойно покинуть город. А вот с другой стороны были жители городов, которые считали, что им обязаны предоставить паек именно военные, а сами делать-производить-выращивать “мы не хотим”.

(P.S. Кстати в сценарии есть пример существования общины вне влияния военных, нет, я не о городе людоедов, а про город в котором жил брат ГГ - и никто там не жалуется на отсутствия пайка, все работают сообща и без системы демократии - но у меня есть подозрение о том, что сценаристы и сами не поняли как создали пример реализации идеи о взаимодействии между людьми.)

Вернемся к сюжету. Походу игры выясняется из-за чего столько жертв брошено на эвакуацию девочки из города - Элли имеет иммунитет к инфекции и «Firefly» хотят сделать в своей лаборатории вакцину на основе её невосприимчивости к вирусу. (И, конечно же, нельзя допустить, чтобы военные до нее добрались. А они в итоге вообще не в курсе о существовании девочки. Военные сначала гнались за ними потому, что те убили двоих постовых, а потом из-за того, что те пришли к обнаруженному лагерю террористов). По приходу в Капитолий герои обнаруживают только трупы «Firefly», которые должны были их встретить. Компаньонка ГГ Джоэла сообщает, что её укусил инфицированный, и просит его выполнить её последнюю просьбу - отвести Элли, в лабораторию «Firefly» самому.

The Last of Us: есть ли повод восхищаться? - фото 2

Акт Путешествие

В ходе путешествия длиной в год Джоэл и Элли встречаются с толпами инфицированных, бандами мародёров и каннибалов.

Вообще всю середину игры авторы показывают насколько все человечество “extremely fucked up”. Донося идею - это не нужно спасать - Джоэл в конце все “сделает правильно”. Даже описывать это бессмысленно, но есть все же две момента, которые нельзя пропустить, ибо в них явно совершенно случайно закралась идея, противоречащая основной линии сюжета.

The Last of Us: есть ли повод восхищаться? - фото 3

Первый момент - встреча с двумя афроамериканцами братьями. И я хочу обратить ваше внимание именно на сам факт их знакомства - если бы они не начали говорить, то прибили бы друг-друга, чем собственно игрок и занимается всю игру - бьет морду, душит, раскалывает череп вдребезги, перерезает глотку, стреляет из разного вида оружия, сжигает живьем, без разбору и диалога. Опять же скорее всего вся эта сцена получилась совершенно случайно - ведь в итоге эта парочка нужна была для создание ощущение “безысходности” из-за которой старший брат себя пристреливает. Нужно было, чтобы они встретились и не убили друг-друга - ну покажем, что это произошло из-за детей. А по сути - они просто договорились о сотрудничестве, общаясь. Вот оказывается как все просто.

The Last of Us: есть ли повод восхищаться? - фото 4

Второй момент - встреча Элли с Дэвидом, главой общины перешедшей на каннибализм. Опять же проблема голода, одна из старых страшилок-мифов, конечно обязательно маленькая община будет голодать и поэтому решится жрать людей. Все в курсе, что проблема голода в Африке решена? Нет? Google вам в помощь.

Зацепило меня совсем другое. В этой встрече, все поведение ГГ показано с другой стороны. “Какой-то психопат убил много моих людей, и представь себе с ним еще была девочка”. И тут я подумал - “Ух ты, не уж что, авторы решили показать игроку, что все это время он не задумывался над тем в кого стреляет?”. Но я ошибся.

The Last of Us: есть ли повод восхищаться? - фото 5

Признаться, я все время думал, что от моего поведения будет зависеть исход игры. Основной фактор исхода зависит от психики девочки. Если много убиваю людей, она станет жестокой и в итоге бросит Джоэла в одиночестве. Если убиваю, только в случае крайней необходимости (т.е. по минимуму), она будет доброй и в конце будет нормальный Happy End. И на этой сцене я забеспокоился - “Черт, неужели нужно было еще меньше травмировать детскую психику?”

Но от игрока здесь ничего не зависит, а альтернативная концовка отснята только в драфте, да и та double facepalm (кто не видел “уморительную” “шутку” про мюзикл - Google в помощь). К сожалению, сценаристы не хотели показать игроку, что это плохо всех убивать без взаимодействия, а сделали в итоге из Дэвида, еще большого психопата - любителя маленьких девочек. И сделали они это опять же в целях успокоить психику игрока, он все делает “правильно”, человечество - “extremely fucked up” с ним нельзя взаимодействовать. А ведь если бы Джоэл хотя бы попытался договорится с людьми встреченными в заброшенной больнице с ними то как раз можно было вполне мирно разойтись, и никто бы из этой деревни не требовал бы кровной мести.

_ (P.S. Вы мне скажете, что они первые выстрелили, но и это могло быть полным недоразумением. Те несчастные могли принять ГГ с Элли за мародеров, а как мы уже видели по встрече из первого момента - так в “этом” мире люди реагируют на других людей вне общин. Вместо общения начают стрелять без разбору.)_

Эти два момента демонструют на сколько игра односторонняя, а ведь столько похвал сказано об игре, которая поощряет замкнутость человека…

Акт Заключение

После всего увиденного, Джоэл доводит Элли до Солт-Лейк-Сити. Там Марлин, лидер «Firefly», рассказывает Джоэлу, что их доктора собираются синтезировать вакцину, используя грибок, выросший в мозгу Элли, но сама девочка погибнет при операции. Естественно ГГ с этим не соглашается и решает спасти Элли, хотя и он сам понимает Элли бы пошла бы на это. С боем добравшись до операционной, он забирает её с операционного стола и сбегает с ней на руках. В гараже лаборатории Джоэл снова встречает Марлин и убивает ее, опасаясь, что Марлин не бросит попыток искать девочку.

The Last of Us: есть ли повод восхищаться? - фото 6

Конечно же, я не буду обсуждать бредовость этой скорой операции по вырезанию мозга, без каких-либо других способов изучения этого уникального случая. Вы не заметили, что они сразу решили её резать? Без анализов и прочего, что заняло бы как минимум несколько суток, если не недель. Опять же, пример акта тупого не взаимодействия. Совершенно понятно, в случае если Марлин выложила Элли “все карты на стол”, то Джоэл просто бы её не смог бы вытащить или если и вытащил бы, она бы ему этого не простила и сбежала бы от него. Марлин ошиблась - она решила договорится с Джоэлом…

И нет, тут проблема не в человечестве, которое как раз не-“extremely fucked up”, проблема в сценаристах, ибо им нужно было дать бедному психопату Джоэлю новую дочь. Это так чудесно, что Джоэл решает за Элли как распорядится своей жизнью! Это совершенно “правильно”, ибо она маленькая и не способна сделать правильный осознаный выбор!

И когда Элли пришла в себя, Джоэл тупо соврал, заявив, что она не единственный человек с иммунитетом и «Firefly» бросили попытки создать вакцину. И тогда Элли чувствуя подвох, рассказывает о том, как её укусили - она была не одна и на её глазах погибли все её друзья. И она попросила Джоэла поклясться в том, что его история о «Firefly» правда. На что он ответил: “Клянусь” и она ему поверила, ибо верила - Джоэл не такой как все.

Вообще как не странно Элли все время совершенно случайно пыталась взаимодействовать с другими людьми, но ей все время затыкали рот взрослые, которым дай волю повоспитывать и научить уму разуму, либо просто её игнорировали.

The Last of Us: есть ли повод восхищаться? - фото 7

Под конец хочется вспомнить второй разговор между Элли и Дэвидом.
“Ну, а нам, что остается?” “Убиваем, чтобы выжить. Как и все”. Это слова каннибала Дэвида. Ведь именно так в сценарии олицетворяют человечество. Но не стоит забывать, как шел Джоэл на протяжение всей игры - сначала можно убивать военных, ибо они плохие, потом людей Дэвида, ибо они плохие, потом людей из «Firefly», ибо они плохие. “Договариваться с кем-то? Пффф, зачем, когда у меня есть огнемет и дробовик!”

И ничего, что Джоэл, тот же Дэвид, обоим нужна была покорная дочь, оба убивают, чтобы выжить. “Тут любые способы хороши”. Отличный ГГ и отличный сценарий - ничего не скажешь.

The Last of Us: есть ли повод восхищаться? - фото 8

(P.S. Еще раз повторю игра сделана отлично и я получил удовольствие от её прохождение. Но то как глупо эту игру пропитали идеей про “extremely fucked up” человечество, все просто испортило.)

Комментарии 183
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Бессмысленный и беспощадный
Бессмысленный и беспощадный
Кхм, кхм - "что сюжет никак не соотносится с текущей реальностью", "ведь история мягко говоря попахивает идеями, лет которым сорок-пятьдесят." - товарищ вы о чем вообще?! Все возможные истории рассказаны "1000" лет назад, любая новая история - старая, только в другой обертке.