16 января 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

Телевизор - новая консоль

Прошедшая в Лас-Вегасе выставка потребительской электроники CES показала миру две вещи. Первое - планшетов не бывает слишком много и второе - телевизор снова превращается в главное устройство в доме.
Прошедшая в Лас-Вегасе выставка потребительской электроники CES показала миру две вещи. Первое - планшетов не бывает слишком много и второе - телевизор снова превращается в главное устройство в доме.

Одно из важных преимуществ телевизоров в сравнении с прочей электроникой заключается в том, что их покупают надолго. Люди, которые меняют ноутбуки, мобильные телефоны и планшеты раз в два года зачастую не спешат отказываться от старого “ящика” - да, был период замены ЭЛТ-телевизоров стандартного разрешения на LCD и HD, но второго такого двигателя торговли пока не придумано - ни 3D, ни телевизионный интернет покупателей не прельщают.

Почему я назвал это преимуществом? Ведь выходит сплошная головная боль - устройства дорогие, меняются редко, технический прогресс для каждого конкретного потребителя выглядит как какие-то скачки: только что казалось смотрел “Поле чудес” и рекламу макарон, как в новом телевизоре есть ютуб, скайп, доступ к фильмам в домашней сети и по слухам даже приемник телесигнала.

Но одновременно это означает, что при правильном подходе телевизор может стать отличной платформой для компаний, которые не побоятся развивать какую-то свою среду - если смартфон с неугодной ОС психологически легко сменить на новый, то от телевизора так просто не избавишься, придется терпеть. Тем более, что со своей основной функцией - показывать картинку - большинство устройств справляются нормально. Отличия теперь начинаются в программном обеспечении и любимом мобильными “аналитиками” термине “экосистема”.

Вы неверняка слышали про термин “облачные вычисления” - он стал популярен в мире тяжелого софта лет пять назад, когда обнаружилось, что стоимость развертывания дорогой системы у клиента можно существенно сократить, если вместо установки целого программно-аппаратного комплекса предложить ему использовать сервера разработчика, на которых и будут производится все расчеты. Первым делом в “облака” ушли CRM и ERP, затем приложения полегче - почта, офисные пакеты и даже некоторые графические редакторы. Формально ваш любимый Gmail - хороший пример облачного сервиса, где все данные и расчеты ведутся на сервере, а клиент получает только интерфейс.

Облачные вычисления были интересны разработчикам и издателям игр не меньше, чем тем, кто занимается ПО. Сначала их видели как просто еще один метод защиты от пиратства - вспомните старые версии Ubisoft DRM, например. Нужно сказать, что Ubisoft запустила свою систему защиты тогда, когда остальные уже поняли, что “облака” могут дать играм сильно больше.

Встречаем Onlive и Gaikai, два конкурирующих сервиса стриминга игр. Идея та же, но на совершенно новом уровне - вместо переноса части вычислений на сервер с интерфейсом у клиента, они переносят на сервер вообще все, оставляя пользователю лишь экран и джойстик. Это ультимативное решение, которое сейчас имеет недостатков больше, чем преимуществ: удовольствие от игры зависит от каналов связи, загруженности серверов, расстояния до ближайшего дата-центра и прочих факторов, на которые клиент повлиять не в силах. Все-таки покупка консоли домой дает определенные гарантии того, что в игру можно будет играть комфортно, что в случае с Onlive/Gaikai сейчас невозможно.

Но стриминговые сервисы не живут нынешним днем, они воюют за долю рынка, который появится через несколько лет. Можете смеяться над ними, но точно так же смеялись над Steam в 2005-м (“Покупать игры по Интернету? Смешно!”), из-за чего Valve тихо и незаметно стала монополистом на довольно большом рынке.

Получается, что телевизоры и Onlive/Gaikai должны стать лучшими друзьями. Естественно, сейчас из этого сотрудничества ничего особенного не выйдет - Интернет не дорос, игр мало, сервера не тянут. Но через несколько лет, когда широкополосный доступ в Сеть станет доступнее многие люди с удивлением обнаружат, что оказывается свежую Call of Duty: Future Warfare 3 необязательно покупать на диске в бандле с Xbox Hoop, достаточно подключить геймпад к купленному когда-то давно телевизору. Иначе говоря Onlive и Gaikai надеются проникнуть в вашу гостиную на троянском коне.

Собственно. на CES мы наблюдали как раз это. В умные телевизоры LG теперь встраивается сервис на основе Gaikai, а во всех будущих версиях Google TV (ОС для телевизоров и телеприставок) будет доступен Onlive. Возможно это не повлияет на решение о выборе телевизора при его покупке - диагональ и качество картинки важнее. Но если стриминговым компаниям удастся встроить свои приложения везде, это не будет иметь никакого значения.

Стоит понимать, что встраивание стриминговых сервисов в телевизоры отнюдь не гарантирует им победы над обычными приставками - даже если проблема с качеством связи будет решена, остается вопрос с нагрузкой на сервера и их количеством. Игры имеют тенденцию требовать все больше и больше ресурсов, а значит постепенный рост мощности компьютеров не даст Onlive/Gaikai никакого преимущества перед домашними консолями. Мы уже наблюдали это в прошлом - стоило в декабре вывесить ссылку на демо-версии игр EA на Gaikai на не самом популярном блоге, как сервис тут же сломался. А буквально пару дней назад на iPad вышел Onlive Desktop, который позволяет запускать офисные приложения через виртуализацию - и он тоже не работает, потому что слишком много человек пытаются его опробовать. Представьте себе, в какой кошмар превратится запуск той самой Call of Duty: Future Warfare 3, если компании не смогут решить проблему с масштабированием.

И напоследок про приставки. Ходит любопытный слух, что на E3 покажут мгновенные демо-версии на основе Gaikai под Playstation 3 как сервис для американских пользователей PS Plus. Может быть очень интересно.

Комментарии 111
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
mark_ablov
mark_ablov
Телевизор? Не, не слышал.Самая большая проблема - это не ширина канала, а пинги. Меня совсем не радует двойная задержка отклика между нажатием кнопки и изменением картинки.