Судьи #GamesJamKanobu: Михаил Кузьмин (AIGRIND)
Почему лучше показать и обсудить проект на джеме, чем сидеть с идеей взаперти? Инди-движение последних лет как раз культивирует образ разработчика-затворника.
**Кузьмин:**Обычно этим вопросом задаются разработчики с жизненной позицией «если я расскажу о своей идее, то вдруг ее кто-нибудь украдет, сделает игру и заработает миллионы?». Такая позиция уже морально устарела — на дворе 2014 год, и все идеи надо проверять на игроках сразу же, как только они появилась. Джемы как раз помогают получить такой отклик об идее от сообщества еще на ранней стадии, и, в случае чего, исправить то, что в дальнейшем может оказаться причиной провала проекта. Или, может быть, вообще не тратить на нее время.
Как делать выбор между коммерческой и творческой составляющей?
**Кузьмин:**Зависит от ваших личных целей и опыта, конечно — занимайтесь тем, что больше по душе. Но очень не хочется советовать начинать делать игру «от монетизации», пока вы не найдете достаточно игроков, которым понравится ваша работа. И вряд ли они будут восторгаться тем, как вы собираетесь зарабатывать на своей игре.
Как узнать, что игра получается хорошей или плохой, на ранней стадии?
Кузьмин: Только играть в нее самому и давать играть другим. В одном из наших подкастов «Как делают игры» был предложен вариант плей-теста «с бананом»: рядом с устройством, на котором запущена ваша игра, кладется банан. И если испытуемый в какой-то момент отвлекся и взял банан, то придется над ней еще потрудиться. Конечно, это в какой-то степени шутка, но вы сами можете придумать много способов провести тестирование игры на друзьях или знакомых.
Когда и у кого нужно начинать искать инвестиции?
**Кузьмин:**С инвестициями есть правило: если есть возможность их не брать — то лучше не брать. Деньги нужно искать не для того, чтобы они были, а только для выполнения конкретной задачи по игре - как маркетинговой, так и связанной с разработкой. Хотя, в последнее время, появились тенденции делать стартапы только ради получения этих самых инвестиций, что очень расстраивает, особенно инвесторов. Не надо так.
Какой бы жанр-направление-идею вы бы выбрали, если бы сами сегодня делали свою первую игру без гроша в кармане?
**Кузьмин:**Очень сложный вопрос, потому что я не могу представить себя без гроша в кармане, сидящим у компьютера и делающим ИГРУ МЕЧТЫ. Скорее всего это была бы игра, которая помогла мне выбраться из этой ситуации и начать зарабатывать деньги как можно быстрее, и уже только потом вложить полученные средства в разработку того, что хочется.
Какой совет вы бы дали себе самому, если бы сейчас начали делать свою первую игру на джеме?
**Кузьмин:**Верить в свои силы настолько сильно, чтобы в вас начали верить другие.