Смерть FIFA Manager: почему монополия на рынке спортсимов полезна
Начав с преимуществом в виде полноценных трансляций (главный конкурент, Championship Manager, до 2003 года обходился текстовыми комментариями), сериал очень пытался быть как все, но местами это откровенно не получалось. К наиболее интересным местам FIFA Soccer Manager добираться приходилось через страшные дебри меню, а когда футболисты вешали бутсы на гвоздь, на их место приходили дефолтные игроки, и через пятнадцать лет игрового времени команды состояли из одинаково одаренных клонов. Добавьте сюда невозможность сменить один клуб на другой, и вы поймете, что у FIFA Manager все было плохо с самого начала.
К середине двухтысячных сериал – к тому времени сменивший
название на Total Club Manager, – подошел на крепком втором месте – спорный результат для ниши, в которой соревнуются в основном два имени. Sports Interactive, к тому времени сменившие Eidos на Sega, ставили на глубину и выигрывали. У Football Manager была простейшая графика с круглыми фишками, но каждый старт в нем давал начало новому миру. Турецкий «Фенербахче» мог обойти «Реал» в плей-офф Лиги Чемпионов, а сборная Колумбии взять Кубок мира, и это не вызывало вопросов, потому что даже за удивительными победами здесь стояли причины, вполне обоснованные множеством игровых факторов. Но играть в FM было интересно главным образом потому, что в нем не все зависело от вас. Мир жил сам по себе, в нем постоянно что-то происходило, игроку отводилась роль умной детальки в большом механизме.
Вместо Арсена Венгера лондонским «Арсеналом» несколько итераций подряд руководил выдуманный француз
В Total Club Manager творилась в основном ерунда. Очень скромная «Томь» могла вдруг купить выступавшего тогда за «Зенит» Фатиха Текке, а вместо Арсена Венгера лондонским «Арсеналом» несколько итераций подряд руководил выдуманный француз, и нетрудно представить, какой разброд творился в клубах поменьше. Игра, претендовавшая на какой-то реализм, постоянно страдала от дыр в базе данных (в это время скауты английского «Болтона» пользовались FM, чтобы найти новых футболистов для клуба), вдобавок заниматься строительством стадиона или устройством личной жизни в ней было интереснее, чем, собственно, футболом – для победы в чемпионате достаточно было не менять сильнейший состав.
Серию переименовали в FIFA Manager и отдали педантичным немцам, но крах стал неизбежен, когда Football Manager ввел удобные туториалы, а на трехмерные трансляции стало возможным смотреть без боли. Bright Future пытались что-то изменить, но главным развлечением в игре по-прежнему оставалась расстановка леденцов и ластиков на рабочем столе. Свой путь сериал закончил точно так же, как начал – с превосходством в графике и беспомощностью во всем остальном.
Новая NBA Live оказалась чуть ли не худшей игрой на старте PS4
Освободившиеся ресурсы EA может формально перебросить на доработку новых FIFA. Сериал перешел в новое поколение, и, несмотря на то, что упор в нем в последние годы делается в основном на онлайн, достаточно простой, но интересный режим тренерской карьеры (вместо того, что есть сейчас) может быть очень кстати. А заодно он сработает трамплином для тех, кто хочет управлять командой, но еще не готов к спартанским условиям Football Manager.
С другой стороны, закрытие сериала стало еще одной неудачей спортивного отдела ЕА. Новая NBA Live оказалась чуть ли не худшей игрой на старте PS4 – и это после того, как разработку NBA Live 13 отменили как раз из-за низкого качества. На фоне такого провала – баскетбол когда-то был одним из приоритетных направлений EA Sports, – размолвка компании с Тайгером Вудсом кажется чем-то незначительным. В конце концов, вокруг конкретного спортсмена серия никогда не крутилась, и новый гольф уже в разработке – нужно только сменить название и лицо на обложке.
2K спокойно свернули свой хоккей, и об этом никто не жалеет
О том, что делать с умирающими сериалами, хорошо знают в 2K Sports. Несколько лет компания выпускала NHL 2K, серию хоккейных симуляторов, которая в конечном итоге не смогла тягаться с NHL от EA. NHL 2K10 провалился на всех платформах, за исключением Wii (там была отличная от других версия), 2K11 вышел только на Wii и iPhone, а следующей игры не дождался никто. 2K спокойно свернули серию, и об этом никто не жалеет, тем более что примерно в то же время начался рассвет NBA 2K – как известно, лучшего баскетбольного симулятора современности. Компания разумно решила не распыляться, сосредоточилась на одном проекте, и всего за несколько лет добилась того, что NBA 2K14 – самый красивый и самый детальный спортивный симулятор, а ЕА, не выдержав конкуренции, забивается в щель. Очевидный рецепт успеха: если у тебя не получается с одним видом спорта, попробуй другой. С чистой совестью оставив баскетбол, в котором проиграно почти все, ЕА может сконцентрироваться на хоккее с футболом, и в конечном итоге превратить эти ниши в исключительно свою территорию.
О каком состязании может идти речь, когда тираж FIFA 13 превысил продажи PES почти в семь раз?
В определенный момент такой подход может привести к тому, что в каждом спортивном жанре останется только одна игра, но очевидно, что времена, когда на любой более-менее известный вид состязаний приходилось несколько игр, довольно быстро становятся прошлым. В девяностых сделать еще один футбол считал своим долгом каждый издатель. Сейчас делать футбол могут позволить себе только две компании в мире, и не исключено, что через несколько лет такая компания останется одна.
При этом футбольные симуляторы, кажется, единственные, кто сохранил конкуренцию – которая, правда, существует исключительно в головах профильных журналистов. О каком состязании может идти речь, когда тираж FIFA 13 превысил продажи PES почти в семь раз? Konami лишили свою игру самобытности примерно тогда же, когда убрали из нее всех велоцирапторов, и если однажды весь Pro Evolution Soccer уйдет ко дну, мы просто потеряем бледную тень FIFA.
В конечном итоге выживают сильнейшие. Что потеряет индустрия, в которой не останется вторичных симуляторов? Набор посредственных игр. Что получит? Лучшие симуляторы спорта, между которыми не придется мучительно выбирать, и у которых не будет проблем с лицензиями только из-за того, что конкуренту достались эксклюзивные права. Любители хоккея купят хоккей, любители футбола – футбол. Без альтернатив, сомнений и глупых споров о том, в какой игре лучше прыгает мяч и скачет шайба. В монополии на виртуальный спорт нет ничего плохого, и окончательная победа Football Manager это доказывает невероятно убедительно.
Текст: Сергей Колокольников