Стрим-центр10 в эфире
Что же ты делаешь? (советы приветствуются) kination стримит Beyond: Two Souls
Водкаст реквестов. Пожелания по водкастам в лс kuzakuza BrowJey стримит Retro
[ЗАПИСЬ] Стримы из 2015 Nuke73 стримит Kingdom Hearts HD 1.5 ReMIX
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

56 63 23559

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах»

4 полнометражки, 2 сериала

30 марта 2017, 19:07
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 1
30 марта на экраны выходит еще одна экранизация экранизации – голливудский киновариант «Призрака в доспехах», основанный не столько на оригинальной манге, сколько на аниме Мамору Осии и на других анимационных проектах франшизы, о которых я и хочу подробно рассказать. Если перед или после фильма вам захочется подробнее изучить эту вселенную (а она, безусловно, того стоит), вы будете знать, с чего начать и куда двигаться.

Название

Франшиза «Призрака в доспехах» началась в 1989 году с манги Масамунэ Сиро (он же создал и еще одну знаменитую мангу, ставшей основой популярных аниме-полнометражек – Appleseed). Оригинальное японское название звучит совсем не поэтично: «Спецподразделение по предотвращению захвата оболочки», английский вариант – Ghost in the shell – при этом был дан самим автором. Переводится оно скорее как «Дух в оболочке», «душа в стальной плоти», «сознание в машине», подразумевая единство человеческого и электронного в одной сущности, присутствие искры жизни, человеческой интуиции и личности в кибермозге, которые и отличают его от робота.

Ни о каких бронированных привидениях речи, конечно, не идет, но именно этот кривой перевод прижился и стал ассоциироваться с легендарной историей Майора Кусанаги. Надо признать, несмотря на неточность, он звучный и при желании его можно расшифровать в духе франшизы.

На самом деле, Масамуне просто немного переиначил название философского эссе Ghost in the machine Артура Кестлера, посвященного дуальности сознания и тела, утверждающего, что разум не стоит мыслить как нечто абстрактное, отдельное от тела и биологии, наше мышление и тело перевязаны куда сильнее, чем мы привыкли думать. 

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 2
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 3

Волосы у Мотоко меняют цвет даже на разных обложках одной и той же манги

Майор

Главным героем манги и ее экранизаций стала майор Мотоко Кусанаги, хакер высочайшего класса и искусный боец. Она потеряла свое тело еще в детстве, живого в ней осталось немного – мозг и позвоночник, все остальное – синтетика. Так как создание и поддержание такого сложного и дорогого тела стоило государству огромных денег, долгое время Мотоко не принадлежала себе буквально – она обязана была работать на правительство, пока ей не помогли выкупить ее оболочку.

С этого момента майор Кусанаги делала все, чтобы создать собственный независимый отряд, который правительство сможет нанимать и предоставлять ему полномочия, но не контролировать напрямую. Поиск себя, осознание своей человечности и сохранение независимости стали ее главными целями.

По «Призраку» вышло множество игр для разных платформ, а еще больше игр создавались под непосредственным впечатлением от манги и аниме. В том числе обожаемая мной Oni от Bungie – главная героиня которой, Майя/Коноко Хасегава и выглядит почти как Мотоко Кусанаги и сходство имен неслучайное; истории героинь тоже очень близки. Но в этой статье мы оставим в стороне оригинальную мангу и игры, сосредоточившись на анимационных экранизациях. 

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 4
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 5

Сколько всего экранизаций?

Существуют 2 фильма Мамору Осии, первый из которых («Призрак в доспехах» 1995 года) собственно и сделал историю Мотоко такой популярной. Также существуют 2 сериала – «Синдром Одиночки» и «Зарождение». Они довольно близки по качеству, концепции, уровню анимации и целевой аудитории, никакого резкого контраста между ними нет, проблема в другом – дилогия Мамору и два сериала существуют отдельно друг от друга, в трех параллельных вселенных, манга – как бы в своей, поэтому это немного сбивает с толку.

В любом случае, пытаться смотреть все мультфильмы по хронологии развития событий особого смысла нет, даже просмотр по порядку выхода фильмов и сериалов будет более здравой идеей, и вот почему.

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 6

«Призрак в доспехах» Мамору Осии 1995 года 

Это единственное аниме из франшизы, которое я безоговорочно советую посмотреть всем. Неважно, любите ли вы аниме и интересен ли вам конкретно «Призрак» – это шедевр, по которому написано сотни академических работ, разбирающих его философию, режиссуру, героев.

Здесь есть потрясающая композиция кадра, изобретательные ракурсы, чарующие и мистические пейзажи города, плывущие перед камерой под завораживающую музыку, запоминающиеся боевые сцены и многое другое. Именно ему обязаны своим появлением и сериалы, и новый фильм с Йоханссон, где присутствует множество визуальных отсылок к этому аниме, вплоть до максимально точно воссозданных сцен, который при этом вряд ли сможет превзойти работу Осии. Им же вдохновлялись Вачовски при съемке «Матрицы», как и создатели множества других фильмов.

Похоже, что фильм со Скарлетт копирует ряд сцен из первого фильма Осии, но при этом злодей и, соответственно, главный сюжет у картины совсем другой. Впрочем, перемешивать разные сюжеты и переназначать сцены – не впервой для франшизы. Сам Мамору в свое время сделал то же самое.

Кукольника можно было считать главным «злодеем» манги и сюжетом в наибольшей степени напоминающим сквозной, основную линию, но при этом появлялся он в манге всего два раза – в середине и в конце. Осии взял историю Кукольника как основную, убрал промежуток между первым и вторым его появлением, а некоторые вещи, включая легендарную начальную сцену с прыжком с небоскреба в камуфляже, изначально не имеющую к линии Кукольника никакого отношения, привязал к его сюжету. То же самое касалось и истории мусорщика, который взламывал чужие мозги – в манге он никак не связан с Кукольником.  

Визуальные отсылки к фишьму Мамору в «Матрице»

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 7

«Невинность» Мамору Осии 2004 года 

Все остальные экранизации выполнены на очень достойном уровне и среди нет ни одной, от просмотра которой хотелось бы отговаривать, но следует понимать, что подобного вау-эффектка как от первого аниме, скорее всего, у вас больше не будет уже ни от одной экранизации. Если вы смирились с этой мыслью и вам по-прежнему интересно изучать вселенную дальше, следом я советую смотреть прямой сиквел того же режиссера – «Призрак в доспехах 2: Невинность», вышедший через 9 лет после оригинала, в 2004.

Несмотря на то, что это тот же мир и прямое продолжение истории первой части, надо понимать, что смотрится картина уже чуть по-другому. 

Осии по-прежнему созерцателен и находит пейзажи еще более мистические и монументальные, чем в оригинале, но главными героями становятся Бато и Тогуса. Майор появляется совсем ненадолго, даже собаке Бато посвящено больше времени, что отлично раскрывает персонаж старомодного киборга. «Невинность» можно назвать менее цельной, драйвовой, запоминающейся и более запутанной, но она все равно приносит большое удовольствие от просмотра, от возвращения в этот мир и наблюдения за дальнейшей судьбой героев.

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 8
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 9
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 10

Сериал «Синдром одиночки» (Stand alone complex) 2002 года 

Этот сериал был посвящен будням Девятого отдела и знакомых нам героев: майора Мотоко, глазастого Бато, лишенного кибернетических частей Тогусы, шефа Арамаки и остальных. В 2004 вышел второй сезон, причем в мире сериала тоже прошло два года с того момента, когда мы в последний раз видели героев.

В 2006 вышел полнометражный фильм «Синдром одиночки – Сообщество Стабильной Государственности» (вариантов перевода Solid State Society тоже много. Кто считает, что имелась в виду закостенелость, кто – твердотельность, в значении полупроводников, то есть электронное общество).

В ней тоже присутствует пробел в два года, за которые майор успела уйти из отдела и пропасть из жизни друзей, Тогуса занял ее место в качестве лидера подразделения, так как Бато отказался.

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 11
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 12
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 13

Спойлеры

Поначалу я решил, что это намек на то, что события «Сообщества» происходят после первого или обоих фильмов Мамору Осии – именно их сюжетом и объяснено отсутствие Майора, но в этой версии не все сходится. Если два сезона «Синдрома одиночки» были перед фильмами Мамору, а «Сообщество стабильной государственности» – после, то получается, что Тогуса проработал с Кусанаги несколько лет (за два сезона) перед тем, как они встречают Кукольника в фильме, но у Осии майор и Тогуса вроде как только встретились. Да и Мотоко в «Сообществе» никак не проявляет своего слияния с Кукольником.

На этом моменте я понял, что пытаться склеить эти две вселенных («Синдром одиночки» и дилогию Осии) бесполезно – авторы явно не заботились об этом. Независимые так независимые, черт с ним.

Конец спойлеров

В полнометражке команда борется с новым злодеем под ником Кукольник, вот только парадоксальным образом никакого отношения к Кукольнику из фильма 1995 года он не имеет, и никто из героев не удивляется тому, что подобное имя мы уже где-то слышали.

Всего вышло по 26 эпизодов в каждом из двух сезонов. Злодеем первого сезона был Смеющийся человек, который по слухам стал и главным антагонистом фильма с Йоханссон. Если вас интересует только его сюжетная линия – не обязательно смотреть все 26 эпизодов сезона, история Смеющегося Человека была пересобрана и выпущена отдельным трехчасовым фильмом (2 часа 40 минут). Центральный сюжет второго сезона, посвященный Одиннадцати Индивидуалистам, так же вышел отдельной сборкой.

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 14

Сериал «Призрак в доспехах: Зарождение» (Arise) 2013 год

Arise изначально был выпущен в виде четырех фильмов по часу каждый, а затем перекомпилирован в десятисерийный проект с эпизодами около 23 минут – фильмы распилили надвое (это первые 8 эпизодов) и досняли две новые серии. Эти две серии потом тоже склеили в один фильм, пятый, чтобы все сюжеты были доступны в обоих вариантах – и часовых фильмов и стандартных эпизодов сериала.

«Зарождение» – это приквел ко всем предыдущим мультфильмам (хоть мы и не можем достоверно убедиться, что он существует в одной вселенной с «Синдромом» или дилогией полнометражек, но тут хотя бы ничего не мешает так считать), так как нам показывают ранние годы, знакомство персонажей и формирование Девятого отдела.

Мотоко в их первую встречу с Аранаки наставляет на него пистолет, знакомство с Бато тоже быстро скатывается в драку (к удовольствию зрителя), причем с будущим другом и тайным воздыхателем Кусанаги какое-то время вообще воюет по разные стороны. 

Тут же мы видим и рекрутирование остальных знакомых героев, которых Мотоко называет «хорошими запчастями моего отряда» и мотивирует их идти за ней, так как больше им идти некуда. Лидер из нее вообще очень любопытный.

В 2015 вышла новая полнометражка, известная как «Призрак в доспехах: Новый фильм» – уже по рисовке и упоминаниям вируса «Поджигатель» становится ясно, что она существует во вселенной «Зарождения» и становится его финалом так же как «Сообщество стабильной государственности» завершал первый сериал. 

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 15
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 16
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 17

Различия и сходства

Несмотря на хорошую анимацию, сложные и неплохо закрученные детективные сюжеты, отлично продуманные, зрелищные бои киборгов оба сериала и завершающие их полнометражки слепляются в голове в огромный ком историй, которые в итоге тяжело отличить друг от друга.

Рисовка персонажей в сериалах разная, они берут разные временные периоды, и все равно подход ко вселенной и подаче истории у них слишком похож, поэтому отличить по памяти их сложно.

Обе версии – это прежде всего детектив, везде расследуются чрезвычайно запутанные дела с участием какой-либо манипуляции с призраком – то есть с сознанием в кибермозге. 

Их взламывают, внедряют ложную память, управляют дистанционно, заставляют хакнутых людей убивать по указке или вышибать себе мозги. Жизни простых людей этого мира мы практически не видим, сюжет вечно крутится вокруг продажных чиновников, террористов, тайных агентов и таинственных хакеров.

Во всех аниме эти расследования имеют столько поворотов и нюансов, что несмотря на проговаривание окончательной версии, сюжет все равно остается довольно мутным и понять до конца, что все-таки произошло, зачастую сложно – даже если смотреть несколько раз. 

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 18

Оба сериала уделяют не так много внимания развитию персонажей и личным историям, как фильмы Осии. В эпизодах часто встречаются отсылки к дилогии и к манге – Мотоко в начале серий частенько пафосно стоит на какой-нибудь верхотуре, а затем еще более пафосно прыгает в низ, как в начале фильма Мамору и самой манги.

У киборгов часто отрывают руки, Майор постоянно горит желанием залезть на какую-нибудь машину и вырвать ей люк, при этом чуть не разрывая мышцы рук как в легендарной сцене с танком. Ее отряд то и дело взламывает зрение противника или обманывает его иллюзией, подходит сзади и втыкает провод в порты на шее, чтобы взломать кибермозг противника или нырнуть в него. Частенько при этом их самих взламывают или заражают каким-нибудь вирусом.

В какой-то момент становится сложно провести черту между отсылками и однообразием, бесконечными повторениями одних и тех же действий. Когда в одной из сцен трем персонажам отстрелили по руке, это выглядело уже не смешно. Ну что у вас тут, «Звездные войны» что ли?

Сериалы сделаны неплохо, умно, зрелищно, пусть динамика и не всегда мощная, а сюжет со всеми многочисленными твистами неясен до конца, но без созерцательности фильмов Осии, без внимания к философским вопросам, которых эта франшиза поднимает множество, без раскрытия персонажей с тем же терпением и вниманием, как это делал Мамору – истории бледнеют. 

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 19

Это смотрится просто как очередное аниме про будни боевой группы. Еще одно дело, еще один террорист. Взломы, вирусы, заговор, подлог, погоня, танки, оторванные руки, занавес, потом заново с той же точки. Мы вроде как узнаем больше о наших героях, видим развитие их отношений, проводим время в мире «Призрака», но это не то чтобы сильно обогащает наше понимание этих героев и этого мира, не углубляет его по-настоящему, и от этого становится обидно.

В какой-то момент я понял, что процесс скорее обратный – все эти новые истории своим однообразием и холодной фиксацией на делах отдела Майора начали размывать в моей голове образ франшизы. 

После фильмов Осии она воспринимается как нечто глубокое, таинственное, понятое лишь отчасти, но уже наталкивающее на размышление. В его дилогии было ощущение полноценности, многогранности, сериалы же воспринимаются как довольно узкий срез этого мира, лишенный эмоций, отношений, жизни простых людей или дыхания города.

Однобокость – вот что в итоге так сильно мне не понравилось. Они однозначно дали фанатам больше историй про этих персонажей, но глубже наше представление о них и их мире не стало. Добавилось больше деталей, но количество не перешло в качество, нового понимания они не дали.

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 20
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 21
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 22

И все же, я не могу назвать «Синдром одиночки» (Stand Alone Complex) и «Зарождение» (Arise) плохими. Философские вопросы в них все же поднимаются, они создают то самое «пространство для размышлений», за которое мы ценим серьёзные произведения.

Новый фильм со Скарлетт, насколько можно судить по ранним отзывам, упрощает сюжет и мир «Призрака», сводит все к голливудским шаблонам (будем надеяться, что критики неправы и все не так плохо). 

Чтобы зритель мог всерьез задуматься над поднимаемой темой, главное – не обесценивать мир, не сбивать серьезный настрой дешевыми ходами и логическими дырами. Сериалы этого не делают. Да, в них нет медитативных пролетов над городом а-ля долгие дубли с водой у Тарковского, нет такого фокуса на философии и внутреннем мире героев, но и к банальностям они все не сводят.

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 23

Футикомы

В сериалах есть и еще одна вещь, которую Осии опустил – футикомы/татикомы/логикомы – разумные бронемашины поддержки, выглядящие как двухметровые робопауки. Их задача – прикрывать команду Мотоко и таскать их арсенал, но помимо этого татикомы обладают продвинутым искусственным интеллектом, с которого сняты многие ограничения, чтобы сделать их мышление в бою быстрым и гибким. 

Эти роботы гиперактивны, крайне любопытны и наивны, как дети, говорят они тоже умильными детскими голосами, но добавлены они были автором манги не только в качестве комических персонажей.

На их примере «Призрак» исследует эволюцию искусственного интеллекта, то, как он обучается и воспринимает мир. Со временем татикомы одной и той же модели обрели разные личности, в них зародились их собственные призраки, позволяющие машинным сознаниям возвращаться даже после полной зачистки памяти. 

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 24
Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 25

Так что же все-таки смотреть и в каком порядке? 

Как я уже сказал, начинать стоит с «Призрака в доспехах» Мамору Осии 1995 года – просто потому, что это самое яркое и полноценное произведение, центральное для всей франшизы, пусть хронологически эти события и находятся ближе к концу известной нам истории Мотоко. Следующим стоит посмотреть сиквел, «Невинность», он менее динамичен и еще более заморочен, но так же красив и глубок.

Дальше нужно идти в сериалы, и я бы предложил начать с более нового, «Зарождения» (Arise). Он короче – всего 10 серий (или 5 часовых выпусков), тогда как в «Синдроме одиночки» 52 эпизода, не придется так завязать. К тому же – это приквел, поэтому начать с него некоторым может показаться логичнее. Ну и лично мне этот сериал больше пришелся по душе, он цельнее, зрелищнее и любопытнее с точки зрения динамики отношений между персонажами – знакомства, противостояние, завоевание доверия.

Что делать с двумя полнометражками, завершающими сериалы: «Общество стабильной государственности» (Solid state society) и «Новый фильм» тоже каждый сможет решить сам – можно посмотреть их сразу по окончании соответствующих сериалов, по хронологии событий, а можно – еще до этого. Они самостоятельны и нормально воспринимаются отдельно.  

Шедевры аниме. Обзор вселенной «Призрака в доспехах». - Изображение 26

Все версии Мотоко слева направо: манга, фильм 95 года, второй том манги, Синдром одиночки, «Невинность», «Сообщество стабильной государственности» и «Зарождение». 

Как вы уже поняли, вселенная «Призрака» вышла довольно однородной и слитной – тут нет вещей, которых стоит однозначно избегать, нет и жесткой очередности, которой надо придерживаться. Войти можно с любой точки, начать с любого мультфильма. Единственное что – если смотреть запоем, этим миром можно легко перенасытиться. Несмотря на то, что в каждом детективном сюжете своя идея и свой твист, их все равно легко перепутать между собой, поэтому я советую растягивать удовольствие и не смотреть все сразу.

P.S. Цикл «Шедевры аниме» был запущен в то время, когда я писал гораздо чаще, с тех пор у меня не было возможности поддерживать его регулярно, и все же две статьи о моих любимых аниме в нем есть: «Бакуман» и «Одержимые смертью».

Все материалы о «Призраке в доспехах»


Игры в материале
  • Oni
63 комментария