03 июля 2013Музыка
Обновлено 12.02.2016

Сектор газа: вне времени

Сектор газа: вне времени - изображение обложка

__

_Я полюбил их тогда, задув пять свечек на торте и получив кассету в подарок на день рождения. Я продолжаю любить их сейчас, имея специальность и повышая процент безработицы в стране своим бесцельным существованием. Эта статья ни перечисление фактов из википедии, ни биография коллектива и ни история его создания, пусть пара абзацев общей информации и имеется. Эта статья перенесённые на лист электронной бумаги мысли и моё отношение к группе, а также ответ на нападки в её стороны, услышанные мной в интернетах или от окружающих меня людей. Это статья, в конце концов, бессмысленный набор символов и знаков, не несущих в себе никакой познавательной ценности и какой-либо другой ценности тоже. _

Сперва эта статья задумывалась, как очередной выпуск ЖиЗЛ (жизнь замечательных людей), но персонаж, о котором пойдёт речь, выходил за рамки смысла, который мы вкладываем в прилагательное «замечательный», слишком много тёмных пятен и сомнительных решений в его, бесспорно, яркой истории. Ему многое можно простить, вспомнив то, что он создал и все то, чего он достиг, но ещё больше простить ему невозможно, задумавшись обо всём том, чего он лишился.

Водку я налил в стакан и спросил. И стакан граненый мне отвечал: “Сколько жил и сколько в жизни ты своей потерял?” Этого никогда я не знал.
— Юрий “Хой” Клинских. Из песни “Life”

Его имя стало нарицательным, он прослыл главным лицом, иконой русского панк-рока. Его песни, спустя больше десятка лет, до сих пор звучат из окон автомобилей, до сих пор нервируют соседей по всей нашей бескрайней стране.

Группа, которую он создал, словно живой организм, словно Франкенштейн из чёрно-белых ужастиков, жила своей жизнью, пережила как светлые моменты, так и тёмные и продолжила дышать, даже после того, как её основатель дышать перестал. Поэтому мы поговорим о коллективе под странным названием «Сектор газа», а не о человеке, его создавшем, и вспомним о Юрии (Клинских) Хое никак о главном герое этой статьи, а как о неотъемлемой части главной героини.

Как водится в рок музыке и вообще среди народных любимцев Юра был выходцем из простой семьи, где отец трудился инженером, а мать работала клепальщицей на заводе. Это вам не попса, в которой богатый папик и большие, красивые кхм… глаза служат главными факторами успеха. Хой добился всего с нуля, своими силами и своим талантом. Рок музыку он впитал, что называется, с материнским молоком. Этот жанр чаще остальных слушали в его семье. Уже в детстве он выражал себя в творчестве и имел горячую страсть к музыке, начинал писать первые стихи. Основам стихосложения его обучал отец, который сам этим не на шутку увлекался. В итоге творчество и увлечённость музыкой лишили юного Юры успехов в учёбе. Что, возможно, было к лучшему.

Родным городом для группы, будущей любимицы народа, был Воронеж. Там родился сам Юра, там был собран первый состав и там же находилось место, давшее название коллективу. Сектором газа Воронежцы прозвали индустриальный район своего города, в котором находилось огромное кол-во всевозможных заводов и фабрик, загрязняющих окружающую среду. Не знаю, задумывалось ли название, как аналогия, или было придумано просто так, но этот ярлык, как нельзя точнее, подходил к бедующим текстам группы.

Основным фактором удивительного успеха Сектора газа были песни, в которых читались все стороны жизни советского народа. Юра был простым человеком, прожил простую жизнь, отслужил в армии, несколько лет проработал в ГАИ, потом пахал фрезеровщиком и даже подрабатывал грузчиком. Но в отличие от других рокеров с подобной судьбой, того же Цоя – кочегара, эту жизнь обычного советского трудяги Хой впитал в свои стихи, в свою музыку. Песни, написанные им, были о вещах знакомых любому жителю советского союза. Они рассказывали истории, которые были для русского человека до боли знакомыми, практически фольклорными: будь то злая тёща или свидание, оборвавшееся из-за дырявых носков. Слушая эти песни, люди узнавали в них себя.

Для многих Cектор газа ассоциируется с похабщиной и пропагандой наркотиков, и хотелось бы сказать, что это не так, но утверждение это ушло не далеко от истины и в тоже время в корне не верно. Рассказывая о жизни народа, Юра Клинских не забывал и о тёмных сторонах этой самой жизни. И как не прискорбно это признавать, наркотики были неотъемлемой её частью, пусть и для сравнительного меньшинства в которое входил и сам Хой. А вот обвинять группу в похабностях – чистой воды лицемерие. Вся человеческая жизнь – один большой нецензурный анекдот, так почему бы не переложить его на текст песни? Тем более, Юрий делал это с каким-то странным изяществом, когда пошлости, присутствующие в его стихах, не вызывали при прослушивании никакого отвращения. Но, даже не смотря на это, подобные песни оставляли  тёмные пятна на репутации группы, и поэтому администрации многих городов запрещали выступления и концерты, а на радио и телевиденье и вовсе  путь был закрыт.

Всевозможные официальные органы и администрации,запрещают и всячески зажимают группу на людях, хотя сами слушают песни “Сектора” втихую, как порнуху.
— Юрий “Хой” Клинских

Но надо сказать и о хороших вещах. Любовь, счастье,  отвага и самопожертвование - всё это было в песнях сектора газа.

Говорят, что сколько людей, столько и мнений, и точек зрения о Секторе газа также великое множество. Кто-то называл его голосом поколения, легендой, кто-то обвинял в развращении молодёжи, а кто-то упрекал музыку и тексты Юрия Клинских в примитивности и излишней простоте.

СЕЙЧАС плохо отношусь. Примитивные тексты, 3-хаккордная музыка. Слушал, лет 13 назад. Нет, 15)
— Riffrider, пользователь сайта kanobu.ru

Заострю своё внимание на последнем. Как признавался сам Хой в одном из интервью, творчество его было таким простым по той лишь причине, что чего-то более сложного он написать был не в силах, за не имением музыкального образования. Я задам вопрос – знаете ли вы хоть одну русскую народную песню со сложной музыкой? Частушки? «Чёрный ворон»? Или может быть  «во поле береза стояла»? А творчество сектора газа стало по настоящему народным, во многом благодаря этой самой простоте и понятности для любого человека.

Как я мог забыть о плагиате. Смертный грех, в котором обвиняют чуть ли не каждую Российскую рок группу. Но в отличие от большинства Сектор газа даже не пытались скрывать заимствования и откровенное копирование. Как пример, самый первый полноценный альбом группы открывает песня «вступление», которая является ничем иным, как переделкой на русский лад композиции «We Will Rock You»  легендарного британского коллектива «Queen». Подобные переосмысления встречаются и в последующих пластинках группы с разной периодичностью. Альбом «Кощей бессмертный» представляющий собой сказочную панк-оперу, так и вовсе состоял из таких каверов чуть более чем полностью. В песне «Интродукция» с которой начинается повествование звучат строчки, предупреждающие о данном подходе:

«Нашим персонажам хорошо помогли:
Василисе – Фредди Меркьюри и группа «Queen»,
«Ace of Base» помогла бабе-яге,
Этой старой шлюхе и старой карге.
Графу Дракуле «Anthrax» помог слегонца,
Потому что Дракула нормальный пацан.
Ивану помогли группы: «AC/DC»,
«Red Hot Chili Peppers» – он их попросил,
«Песняры», «Сектор Газа» – они из Совка,
«Midi maxi», «Nirvana», всё нормально пока!»

“Сектор Газа” не был в волне панк-рока! Он вообще не понимал музыки! Он взял группу “Queen”, написал сверху “х**” - и всё!
— Михаил «Горшок» Горшенёв, Король и Шут

Их можно было за это упрекать, можно было ругать и закидывать коллектив тухлыми помидорами, но тогда делать этого никто не стал. Ведь в своих каверах Хой приносил в зарубежные композиции русский, отечественный колорит и делал буржуйские песни понятными, доступными и интересными для простого, особо не сведущего в музыке, советского народа. К тому же преобладала в творчестве Юрия Хоя всё же музыка собственного сочинения, пусть она была примитивной и состояла из трёх аккордов.

Ещё одним важным столпом в композициях Юрия Хоя была мистика и всевозможные тёмные существа: вампиры, оборотни и вурдалаки. Эта часть его творчества красной нитью проходила через все вышедшие альбомы группы. Мистика в песнях, мистика в жизни и в смерти. Гибель Юры не обошлась без странностей. Пусть это сильно притянуто за уши и вообще бред, но может показаться, что лидер многим полюбившейся группы предугадал свою кончину задолго до того, как пришло время. Нас интересуют две песни «Сектор газа» и «Восставший из ада». В первой имела место быть строчка «сектор газа – здесь не дожить до сорока», во второй « роковой год, можете мне не верить – 1999». Юра скончался в 35 лет, совсем молодым, а 1999’ый год стал для него последним полным прожитым годом, ведь смерть настигла его 4.07.2000’ого.

Я практически не говорил о музыкантах группы. На то есть несколько причин. Во-первых, состав «Сектора» часто менялся, во-вторых, ко всему тому, что мы слышали и видели, имел отношение только Юрий Клинских, начиная идеями и текстом и заканчивая музыкой и аранжировками. Но про некоторых людей, тесно связанных с группой, я всё же обязан упомянуть, ведь именно они взяли в руки олимпийский огонь «сектора» и продолжили путь с ним после смерти основателя.

Последователи

После того, как Хой скончался, группа (не как люди, а как идея)  не отправилась в могилу вместе с ним, вместо этого она разбилась на несколько самостоятельных проектов, некоторые из которых имели весьма опосредственную связь с первоисточником.

Как только я записал альбом мне говорят: Ты из “Сектор газа”, Татьяна из “Сектор газа”, вы записали альбом, вы бывшие участники “Сектор газа”, значит будете называться “Ex-Сектор газа”
— Игорь Кущев, Ex-Сектор газа

Первым таким проектом стал EX-Сектор газа, группа основанная гитаристом и бэк-вокалисткой сектора, которые участвовали в нём в разные временные периоды, Игорем Кущевым и Татьяной Фатеевой. В своих текстах Кущ всеми силами старался подражать стилю Юры Хоя и получалось у него это довольно странно. Больше всего Игорь походил своими творческими потугами на малолетнего школьника, засоряющего Youtube обзорами и летсплеями, в наивных попытках повторить успех Мэддисона. Вроде всё на месте:  мат, пошлости и шутки про детородный орган, но слушать всё это совершенно не хочется, ведь за ними ничего не стоит ни ума, ни таланта, ни собственных идей. Но не буду голословным, может быть и вполне вероятно, что новоявленный солист Сектора газа человек не дюжей одарённости, но вот был направлен этот дар в совершенно ошибочное русло. Вместо подражания любимцу русского люда, Кущев должен был создать свой собственный проект, наполнить его своим видением музыки и своими мыслями. Этот проект вполне мог выстрелить и не закончить свой путь также печально, как EX-Сектор газа, который с трудом выпустил на полки магазинов четыре посредственных альбома. Печально, в первую очередь, для самого Игоря, ведь даже Татьяна покинула проект задолго до его бесславного конца. Ну а я хочу побыть эгоистом и вообще не хорошим человеком, порадовавшись неудаче второго состава.

СГА старается делать песни в стиле, который основал Юра Хой, то есть мы хотим работать и творить именно в стиле Сектор газа. Приходит много писем, одни хвалят, другие ругают и я понимаю, что наши песни не оставляют людей безразличными. Нас любят и ненавидят, значит, мы есть.
— Сергей Ким, Сектор газовой атаки

Вторым коллективом последователем, на мой взгляд, более удачным и очевидно, более успешным стала группа под длинным названием «Сектор газовой атаки», которую создал основатель первого официального фан-кулуба Сектора газа в России и хороший друг самого Юры, Сергей Ким. В этом проекте также приняла участие Татьяна Фатеева, к тому времени уже ушедшая из коллектива Игоря Кущева по причине их разногласий, недопонимания и расхождения во взглядах. Сергей, надо сказать, первоначально тоже выступал с EX-составом, но после выхода нескольких выпущенных альбомов покинул его вместе с Татьяной по тем же причинам, после чего они основали  новую группу. Если Кущев казался мне подражателем, то Ким представлял из себя фанатичного поборника всего того, что закладывал в свою музыку Хой. Одним словом, не зря Сергей Ким основал Фан-клуб, то, что Юра является для него кумиром видно в каждой его песне, в каждом новом вышедшем альбоме. Сектор любили за совершенно разные вещи: кто-то за мистику, кто-то за похабности, кто-то за насущнее и всегда актуальное. Сергею, как и автору этого текста, нравилось все, и он продолжил и в какой-то мере развил затронутые Юрием темы. Из всех трёх продолжателей Ким наиболее близко подобрался к оригиналу и более всех своими текстами походит на него. Песни изобилуют знакомыми многим разносторонними темами вроде армии или сирени закрывающий вид из окна. Песни про армию появляются, чуть ли не в каждом новом альбоме, что выглядит весьма странновато, если учесть, что сам Ким не проходил через тяготы военной службы. Также, как и тот на кого он равняется, Сергей выпустил несколько панк-опер, но уже не про Кощея бессмертного, а про Илью Муромца. Даже записал новую версию частушек, в общем, если вы любили сектор газа в секторе газовой атаки вы найдёте всё того же самое, а уж насколько группы сравнимы по качеству исполнения решать только вам. На данный момент СГА живёт и продолжает развиваться, коллектив выпустил уже 12 альбомов плюс несколько переизданий и сборников лучших композиций.

Мы постараемся, чтобы в наших песнях, как и в песнях дяди, не было фальши, и каждый находил в них что-то своё. Заказуху писать не будем, всё пойдёт от сердца.
— Юрий Япрынцев, С.Г

Говорят, на детях талантливых людей природа отдыхает, к тому же Юрий Япрынцев является не прямым потомком Хоя, а сыном его брата. И тут ужасно предвзятые и катастрофически субъективные выводы напрашиваются сами собой, и отметать их почему-то нет  никакого желания. Согласно нескольким интервью с очередным последователем колхозного панка дело было так. Бывшие музыканты того самого Сектора газа якобы случайно услышали, как юноша поёт, сходство с его почившим дядей показалось им невероятным и они решили на этом подзаработать. О последнем пункте истории они, разумеется, умолчали. Из всех трёх коллективов продолживших дело Сектора после смерти основателя, группа племянника заслужила моего внимания и уважения меньше всего. На то есть несколько причин. Во-первых, не Кущ, не Ким не позволяли себе роскоши перепевать песни Юрия на своих концертах. Киму даже приходилось несколько раз отказываться от крупных рок-фестивалей по этой причине. А вот племянничек не чурается подобного способа сорвать овации. Во-вторых, Кущ честно признал себя вторым, добавив к наименованию группы приставку «EX», Ким взял совершенно другое имя для своего коллектива, лишь отчасти напоминающее оригинал. А вот родственничек решил не заморачиваться с изменением названия и без тени скромности провозгласил себя  новым солистом Сектора газа. Да что там говорить, он ведь даже собственное имя сплагиатил у дядечки (это, разумеется, шутка). К счастью, по каким-то юридическим причинам ему пришлось отказаться от классического названия и довольствоваться скромной аббревиатурой «С.Г.». Но, надо отдать должное, голос и правда похож на голос того самого Юры, но больше от него в племяннике нет ничего: ни таланта, ни харизмы, а всё его панковство кажется вымученным и наигранным, как и бездарные тексты, представляющие из себя жалкую пародию на хиты первоисточника. Стыдно, должно быть, стыдно! На данный момент коллектив записал всего один альбом.

И в заключение…

Не важно, как вы относитесь к Сектору газа, неважно любите его или презираете, слушаете его или нет, но невозможно отрицать, что группа созданная Юрием Клинских Хоем стала настоящим отечественным феноменом. Сектор газа не просто стал популярным, он создал целое течение в российском панк-роке, основал новый, не на что не похожий, музыкальный жанр – «колхозный панк». По прошествии тринадцати лет после выхода последнего альбома их продолжают помнить, старое поколение русских людей сменилось новым, магнитофоны уступили место музыкальным центрам, а из колонок по-прежнему доносится голос покойной легенды.

Люди! Желаю вам кайфа по жизни, а поклонникам “сектора газа” жизни по кайфу.
— Юрий “Хой” Клинских

http://snd.sc/14LOjOm

Комментарии 65
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
rockarhangel
rockarhangel
ЖиЗЛ, если кто не помнит, рубрика, выпуски для которой писали разные авторы на старом КНБ
The Black Templar
The Black Templar
Эта группа была говном, когда я был школьником. Эта группа говно и сейчас.