108 343 27182

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы»

Приквелы наоборот

17 декабря 2015, 11:32
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 1
Давайте так. Первая часть статьи будет без спойлеров, а во второй (небольшой) мы с теми, кто уже попал на сеанс, обсудим то, что увидели. Тем, кто еще не видел фильм, не советую заступать за эту черту, это один из тех фильмов, спойлерить который определенно не следует. По той же причине советую вам до просмотра не соваться в комментарии и, по-хорошему, вообще выключить интернет до сеанса. Заодно вспомните, как выглядит реальный мир, что тоже полезно.
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 2

Для начала, позвольте дать совет: если вы не смотрели фильм, закройте эту статью и идите добывать билет в кино. Если уже купили его – поспите до сеанса. Даже если до него еще больше суток. Вы сможете, верьте в себя.

Потому что это не тот фильм, где нужно читать рецензии, чтобы все взвесить и понять, идти ли в кино. На него нужно идти, всем и каждому. Лазарю надо восстать и идти, заключенным нужно показывать этот фильм, психбольным и лежачим, подводникам и полярникам, эскимосам и диким племенам Африки. Слепым его нужно пересказывать, а глухим объяснять на пальцах. Потому что картины, которая в большей степени может объединить весь мир, стать неким общепринятым языком общения, в ближайшее время не будет.

Любая рецензия, со спойлерами или без (включая эту), заставит вас ждать чего-то от фильма, чего-то конкретного, что уже окрасит ваш просмотр. Не глупите – закройте все это к чертям и ждите сеанса. 

И вот после него можно будет снять жизнь с паузы, дышать полной грудью и не вздрагивать от любой фразы из-за страха, что она может содержать некий спойлер.

Верите вы в это или нет, любите ли «Звездные войны» или равнодушны к ним, они являются самой влиятельной франшизой за всю историю кино. Игнорировать это глупо. Если вы все еще хотите читать дальше, окей, поехали. Спойлеров не будет до предупреждающей надписи, но ваше впечатление точно окрасится в цвета моего брюзжания. Если что, я вас предупреждал.

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 3
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 4

К счастью для «Канобу», мое впечатление от «Пробуждения силы» в корне отличается от мнения Максима Иванова (а значит, у нас не будет двух взаимозаменяемых хвалебных ревью). К сожалению, это значит, что фильм вышел далеко не таким (не таким однозначным по крайней мере), каким мы бы хотели его видеть.

Самый емкий способ описать его таков: это полная противоположность приквелов. Великолепно продуманный, написанный, сыгранный и снятый фильм. В нем замечательные практические и компьютерные эффекты, роскошные декорации и отличное ощущение мира. Каждая сцена работает на все сто, повествование не провисает ни на секунду – здесь нет скучных заседаний сената, монотонных экспозиционных диалогов и уморительно нелепых любовных линий с разговорами про ангелов и песок.

Уверен, вы чувствуете приближающееся «но». Несмотря на то, что приквелы были отвратительно реализованы, трилогия рассказывала потрясающую историю изменения персонажей: Энакина, Палпатина и Оби-Вана. Мы увидели в ней жизнь Республики и ее падение, превращение в Империю под влиянием Дарта Сидиуса. Короче говоря, в ней была глубина, проработка персонажей и смысл, от чего в «Пробуждении силы» также успешно избавились. Приквелы были великолепны по своей задумке и вниманию к миру и персонажам, но не сумели проработать и реализовать ее. «Пробуждение силы» поражает искусной реализацией – вот только непонятно, чего именно. 

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 5

Как можно узнать из замечательной книги невролога Оливера Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу», в результате определенных нарушений работы мозга люди могут терять способность воспринимать объекты целиком. Они прекрасно видят детали этих объектов, могут описать черты вашего лица, но не смогут узнать лицо, так как само понятие лица пропало из их сознания. Иногда мне кажется, что создатели современных блокбастеров все как один подвержены этому недугу – они так старательно работают над каждой сценой, при этом абсолютно не заботясь о том, чтобы фильм что-либо представлял собой как единое целое. Чтобы все его составляющие собирались бы во что-то осмысленное.

Седьмой эпизод действительно великолепно снят, тут никаких шуток. Каждая сцена, взятая в отдельности, заслуживает похвалы. Актеры играют прекрасно, диалоги им написаны местами действительно смешные, местами – человечные и трогательные, поэтому, глядя на то, как все здорово реализовано, как плотно примыкает друг к другу, хочется крикнуть: «Молодцы!». И ведь молодцы, бесспорно.

Но ближе к середине начинаешь замечать что-то неладное. Все эти замечательно написанные сцены по-прежнему ни во что не складываются, за ними не кроется никакой большой картины, эпичного путешествия героя, хоть какой-нибудь идеи. 

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 6
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 7

Естественно, вы скажете, что блокбастеру не нужна идея, это не артхаус, бла-бла. Мол, он может позволить себе быть бессмысленным, но это не так. Я не требую от фильма политического, философского или идеологического подтекста, хотя в обеих трилогиях Лукаса они были (В образе Империи Джордж изобразил студийную систему Голливуда, которую ненавидел). Но фильм должен представлять собой связную и внятную историю, которую, в идеале, можно пересказать в паре предложений.

Я, хоть убей, не смогу объяснить, в чем заключается история «Пробуждения силы». Я даже не скажу, чья это история. Рей? Финна? Хана и Леи? Или ничья и всех понемножку, как «Призрачная угроза», где тоже черта с два поймешь, кого считать главным героем.

Формально, это история Рей. Но много ли мы узнаем о ней? Нет. На это нет времени, ведь вокруг постоянно что-то бегает и взрывается.

«Пробуждение силы» сгибается под тяжестью собственного багажа. Абрамсу нужно было продолжить чужую историю, избежать всех ошибок приквелов (и он их успешно избежал), засунуть в фильм весь фансервис, которого ожидают фанаты, чтобы они не разорвали фильм за год до старта проката, и так далее.

В 1977 году Лукас снял самое кассовое в истории авторское кино. Оно было именно авторским – да, своровавшим идеи и образы отовсюду, куда могло дотянуться, но очень личным и революционным по замыслу, подходу и эмоциональному заряду. Седьмому эпизоду не хватает этой наглости, этого своенравия и кропотливой работы над архетипами, которую Лукас проводил, руководствуясь трудами знатока мировых мифов Джозефа Кэмпбелла.

«Новая надежда» захватила умы миллионов не только потому, что показывала отличный экшен и революционные эффекты, не только потому, что угодила потребности в эскапизме, вызванной войной во Вьетнаме и расцветом прекрасного, но тяжелого авторского кино. Она показала не просто банальную историю простого героя, а умело манипулировала узнаваемыми образами и сюжетами, которые вплетены в мировую историю мифов. Именно за счёт этого она создавала простые, понятные, но крайне мощные сцены. «Пробуждение силы» же в своих попытках грубо и бездумно имитировать эти прорывы напоминает туповатого попугая или издевающегося мима.

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 8

Дальше идут слабые спойлеры

Мы снова видим юного героя-сироту на пустынной планете, с тоской глядящего в небо, мечтающего о приключениях в далеких мирах. Только вместо мальчика – девочка, вместо Татуина – Джакку (хотя неясно, что их отличает кроме названия), а солнце в небе на закате всего одно, хотя в остальном кадр почти тот же.
Снова храбрый и кавайный астродроид переносит информацию, сверхважную для Сопротивления. За ним опять охотятся штурмовики, а помогают ему также случайные встречные.
И да, мы снова взрываем Звезду Смерти. В третий раз. Теперь она размером с планету, а не луну, и перед выстрелом ей нужно присосаться к звезде.
Это далеко не все точки пересечения с оригинальной трилогией и отмахнуться от них не выходит, они дают сильный привкус вторичности и бессилия, который портит впечатление от просмотра.
Абсолютно непонятно, зачем было снова скатываться к уже виденному – не то чтобы это был единственный вариант. Если бы я был чувствителен к Силе, явно смог бы почувствовать дикий страх, парализующий Абрамса, Кеннеди и всех ответственных за принятие этих решений. После того, как сам Лукас не смог повторить собственный фокус в приквелах, они явно дуют на молоко и не могут отойти от повторения проверенных схем.

Конец спойлеров

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 9
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 10
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 11
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 12
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 13

«Пробуждение силы» не назовёшь плохим фильмом, это талантливая картина, которой удалось под неимоверным давлением ожиданий и требований сохранить живость и легкость. Возможно, сцены раскрытия героев и злодеев остались на полу монтажной или были сожраны еще на этапе редактуры сценария – принесены в жертву ради большей концентрации экшена, пары шуток и связки фансервиса. Как бы то ни было, их отсутствие чувствуется очень отчетливо и отделаться от него не выйдет.

Я по-прежнему уверен, что седьмой эпизод заслуживает как минимум четыре из пяти баллов, но мне горько осознавать, что все эти интересные персонажи и захватывающие сцены так и не стали частью большой истории, из-за чего в ретроспективе сюжет воспринимается как беспрестанная суета и беготня из-за ерунды. Зрелищная, но бессмысленная, неспособная увлечь зрителя на более глубоком уровне, дать ему пищу для настоящих эмоций и задать хоть сколько-нибудь волнующие вопросы.

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 14

Возможно, в своем вечном повторении одной и той же мысли я создам у вас впечатление, что «Пробуждение силы» вышло совсем тупым и бездушным, как «Трансформеры», «Мир Юрского периода» или «Стартрек». Это не так, оно стоит куда выше этих лент. Душа в фильме есть, это чувствуется. Просто его заторопили, забегали, замелькали, а личные истории и связь с персонажами потерялись в этой кутерьме. Помните, что, к счастью, мир не состоит из таких как я. Многим фильм доставил не один нердгазм, поэтому весьма высока вероятность, что и вы не заметите никаких минусов за слезами умиления.

Я и сам не сидел с кислой миной весь фильм, а искренне наслаждался возвращением в далекую-далекую галактику, Кайло Реном и Рей, Финном и Дэмероном, боями истребителей и всем этим пиу-пиу. Тут достаточно и тонких деталей, и талантливых находок, а динамика не отпускает до самого конца.

Сходите в кино. Попасть на «Звездные войны» в прокате – это же, считай, ачивка. Грех такое пропускать. А потом приходите дочитывать последнюю часть этой статьи. Она, впрочем, небольшая.

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 15 YouTube
Inside Llewyn Davis | Please Mr Kennedy clip (2013)

По Дэмерон и Кайло Рен уже встречались - в этой восхитительной сцене из «Внутри Льюина Дэвиса» Братьев Коэн. 

Тяжелые спойлеры

Основную мысль я уже высказал в основной части, поэтому здесь просто озвучу вопросы, на которые нам не дают никакого ответа, что, если задуматься, довольно вызывающе.

  • Что такое «Первый Орден»? Как они пришли к власти и когда? Каковы их идеалы? Каково их влияние, за счет чего они его достигли и удерживают? Сколько систем под их контролем?
  • Кто такой Сноук? Он ситх или магл?
  • Как Кайло Рен перешел на темную сторону и после чего?
  • Люк ушел в изгнание из-за него? Кто и зачем создал карту его убежища, да еще и разделил на несколько фрагментов?
  • Кто и как нашел меч Люка, учитывая, что он свалился из Облачного Города на поверхность планеты (если у этой планеты вообще была поверхность)?
  • Каким образом Рей, едва узнавшая о Силе и впервые держащая световой меч, смогла навалять ученику Люка, впитавшему мощь темной стороны? 
Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 16

Я даже не прошу объяснять все проявления потрясающего везения в угоду сюжету, это бесполезно, но количество возникающих вопросов поражает. Естественно, фанаты скажут, что это интрига и завязка на будущие части, так же было и в оригинальной трилогии. Не так. Есть большая разница между тем, чтобы создать интригу и просто отказаться объяснять ключевые моменты. К интриге нужно подводить, создавать интерес, давая лишь часть информации.

Интрига заставила бы меня спросить: «Интересно, кто же такой на самом деле этот таинственный Сноук?», положенный на объяснения и раскрытие персонажа болт порождает вопрос «Так, а это что за тридцатиэтажный хрен?». Интрига вызывает желание узнать о чем-то больше, чем уже известно, чем необходимо конкретно для этой истории, здесь же мы просто не можем понять, кто такой Верховный Лидер, что за Первый Орден, что происходит. Нам не дают даже базовой информации, которая необходима зрителю, чтобы полноценно понять сюжет и вовлечься в происходящее.

Похоже, кто-то решил, что мы заключили негласный пакт: «Слышь, зритель, Джакку = Татуин, то есть Рей = Люк, BB8 = R2-D2, Кайло = Вейдер, Сноук = Сидиус, ну ты понял», а значит и объяснять больше ничего не надо. 

Как будто вторичность этих персонажей сама по себе снимает с создателей обязательства по их раскрытию. Вейдера раскрыли, значит и Кайло уже раскрыт по дефолту.

С Рей вообще все довольно плохо. Она вроде как главный герой, но никакого развития этого героя мы не видим. Да, она круто побеждает Кайло в ментальной дуэли при допросе и затем берет под контроль штурмовика (действительно, отличные сцены), но фильм даже не пытается передать зрителю ее чувства, ее точку зрения на события – каково ей быть так далеко от дома, попасть на войну, встретить легендарных героев, угодить в плен и обнаружить в себе Силу. Да, нам бросают время от времени щедрые «Ой, деревья», «Ой, Хан Соло», но до оригинальной трилогии, всегда находившей время, чтобы показать нам реакцию Люка, отсюда явно парсеков 12. Или 13.

Конец спойлеров

Рецензия Трофимова на «Звездные войны: Пробуждение Силы» - Изображение 17 YouTube
Jimmy Fallon, The Roots & "Star Wars: The Force Awakens" Cast Sing "Star Wars" Medley (A Cappella)

Актеры из фильма поют классические темы саги а капелла. Мило конечно, но после версии ютьюберов, которую я выкладывал уже давно, как-то вторично. 

Этот фильм можно обсуждать бесконечно – как ругать, так и хвалить, чем интернет и будет заниматься как ближайшие дни, так и долгие годы после этого. Основную мысль я, надеюсь, высказал довольно ясно, а продолжить обсуждение можем в комментариях.

P.S. Как вы помните, я пытался предсказать некоторые моменты фильма и обещал написать рецензию на любой фильм по вашему желанию, если промахнусь больше трех раз. Я промахнулся как минимум четыре. Пишите предложения фильмов в комментариях и обязательно лайкайте предложениях других – посмотрим, что выбьется в лидеры. Не знаю, дадут ли мне написать эту рецензию, но я сделаю все возможное, чтобы выполнить обещанное.