Рецензия на «Величайшего шоумена»
Год назад в январе мы тоже смотрели мюзикл — прекрасный «Ла Ла Ленд» Шазелля, который мы впоследствии вписали в топ-10 фильмов года аж на вторую строчку. Так вот — не обольщайтесь. «Величайший шоумен» — это даже близко не «Ла Ла Ленд». Тут нет запоминающихся песен, нет сцен, заставляющих рыдать навзрыд, и какой-либо настоящей драмы вообще, нет раскрытых персонажей, нет особо талантливых, визуально изобретательных номеров — этот фильм даже перепутать с получившим Оскара в категории «Лучший фильм» не смогут. Это поверхностное и очевидно проходное кино.
Но при этом оно более-менее работает и смотрится нескучно. Сделана лента достаточно ярко, помпезно, энергично, чтобы утолить жажду зрелищ, выбраться на вечер в кино, пока есть время.
В России картина идет без перевода песен — и это отлично, оригинальный голос Росомахи и других актеров слышать очень приятно. Есть субтитры, но так как все песни здесь в духе «Моя мечта, бла-бла-бла, яркая звезда, бла-бла-бла, темная ночь», читать их необязательно. Содержания там, считай, нет. Песня, которая доносит важную информацию (диалог героев) и продвигает сюжет вперед, тут только одна, хотя в идеале все песни мюзикла должны преображать сюжетные сцены в музыкальные номера, а не просто разбавлять их.
Смотреть «Шоумена» стоит прежде всего ради зрелищных музыкальных номеров и из-за трех центральных актеров. Хью Джекман здесь совершенно не похож на брутального и угрюмого Росомаху, его образ Барнума куда ближе к реальному Хью — жизнерадостный, улыбчивый, добродушный. В свой почти полтинник Джекман может не только размахивать когтями, но и прекрасно петь и танцевать, его харизма спасает половину сцен фильма. Именно мюзиклы принесли ему первую известность в Австралии, из-за чего его пригласили на пробы «Людей Икс», которые и сделали из актера звезду мировой величины.
Но помимо Хью в фильме есть еще одна пара героев, которые получают значительную долю внимания — это персонажи Зендаи Коулман и Зака Эфрона. Любопытно, что эти актеры тоже обязаны своей популярностью мюзиклам, причем оба — Диснеевским.
Эфрон в 18 лет играл в «Классном мюзикле», а Зендая — в «Танцевальной лихорадке», когда ей было всего 13. Зака мы недавно видели в «Спасателях Малибу», а Зендая это наша новая Эм Джей во вселенной Marvel. Смотреть на эту пару приятно, Заку давно уже желаешь серьезных ролей, шанса проявить себя за пределами образов тупых красавчиков, а Зендая здесь супер-сексуальна — хотя вроде бы только недавно в «Возвращении домой» она смотрелась довольно серо. Образ акробатки, видимо, ей подошел куда больше. Песни и танцы этих двоих, естественно, сделаны мастерски, что неудивительно, учитывая их суровую диснеевскую закалку.
Ребекка Фергюсон, навсегда запомнившаяся своим желтым платьем в «Миссия невыполнима 5: Племя изгоев» (она последние годы часто появляется на виду: «Снеговик», «Живое», «Девушка в поезде», «Флоренс Фостер Дженкинс»), отлично играет Дженни Линд, оперную певицу, но единственная в фильме не поет сама (за нее это делает вокалистка Лорен Оллред).
Проблема в том, что песня оперной певицы должна была выделяться на фоне остальных, ведь ее божественный голос покорил Европу и Америку, а самого Барнума приблизил к высшему свету, подвинул к настоящему искусству от бульварных развлечений. Отчасти она выделяется — мощным голосом Оллред и эмоциональной игрой Фергюсон, но вот сама песня… Я понимаю, что оперную арию вставлять сюда было бы не особо уместно, но когда вместо нее оперная певица девятнадцатого века в качестве вокального чуда исполняет самую невзрачную и безликую попсу образца 2017-го, которую можно представить, это немного рвет шаблон. Можете послушать:
Если вам, как и мне, было любопытно, что из показанного в фильме хоть как-то совпадает с произошедшим с реальным Барнумом пару сотен лет назад, то вот краткий список того, что я успел сверить. В нем легкие сюжетные спойлеры, но на мой взгляд, просмотр они испортить не способны.
- Отец Барнума был портным — да, но не только, он также владел лавкой и гостиницей.
- Барнум работал клерком в транспортной компании — нет, он сразу начал вести собственный бизнес, у него был магазин, книжный аукцион, Финеас торговал недвижимостью и организовал лотерейные розыгрыши по всему штату. После запрета лотереи он начал создавать свое шоу.
- Первое название этого предприятия было «Американский музей Барнума» — да. Затем оно менялось и разрасталось много раз. Вплоть до «Величайшего шоу на Земле», буквально — на вывеске. Возможно, Финеас был не только первым гигантом шоу-бизнеса, но и первым сеошником, потому что на плакатах у него так и значилось: «самое большое, великое, лучшее шоу». Скачать без смс.
- Лилипут в костюме генерала, сиамские близнецы — да, были.
- Слон, русский великан, выданный за ирландца — слон и впрямь у Барнума был, африканский, а вот первым его великаном была женщина. Русским был как раз мальчик-пес, похожий на Чубакку, Федор Евтищев из Петербурга. Но сам факт подлога (выдать русского за ирландца) недалек от истины — Барнум выдумал Феде новую цветастую биографию и сказал перед зрителями только рычать и лаять.
- Прием у королевы Англии — тоже был. Знати не терпелось увидеть генерала-лилипута.
- Пожар — да был, даже трижды. Цирк сгорел дважды, затем сгорел и один из четырех отгроханных Барнумом в Коннектикуте дворцов.
- Турне Йенни (Дженни) Линд — да, было. Причем имело оглушительный успех. Барнум так умело развернул пиар-компанию, что американцы сходили по шведской диве с ума, спрос был такой, что билеты продавали с аукциона.
- Разрыв контракта — Дженни и впрямь рассталась с Барнумом, но вовсе не по тем причинам, что в фильме. В реальности ей стало некомфортно от агрессивного продвижения, которое затеял Барнум, и в какой-то момент она отказалась от его услуг, продолжив тур одна. Расстались они, впрочем, друзьями.
В фильме Барнума пытаются представить вышедшим из нищеты романтиком, которому приходилось работать на скучной работе, чтобы прокормить семью, и лишь потом попытаться открыть дело своей мечты, потому что он верил в чудо.
Из фактов его биографии же складывается совершенно иной портрет — это однозначно крайне прагматичный бизнесмен с феноменальной деловой хваткой. Ясно, что мы не можем утверждать, что он однозначно не был романтиком — может, и был — но подтверждений этому не видно.
Финеас явно стремился заработать денег любой ценой и не гнушался делать муляжи русалок, эксплуатировать свою труппу по 10-12 часов в день и привирать где только можно. Он настолько хорошо умел пускать людям пыль в глаза, угадывать из желания, что впервые использовал многие из уловок, которые сейчас массово применяют рекламщики и пиарщики. Именно поэтому его и называют величайшим шоуменом своего времени, первым магистром шоу-бизнеса.
Также мюзикл активно продвигает тему равенства и толерантности, обличая ксенофобию и показывая агрессивные толпы, оскорбляющие «уродцев» Барнума. Сам Финеас показан человеком без предрассудков, поддерживающим членов труппы в их борьбе за принятие их обществом такими, какие они есть. С этим в реальности тоже не так просто.
С одной стороны, Барнум свою первую «диковину» — негритянку, которой по документам было 160 лет — попросту купил, она была рабыней. И урабатывал ее так же, как всех — по 10-12 часов в день, даже когда она была при смерти. Но и на смерти все не кончилось — он устроил из ее вскрытия представление, так как ходили слухи, что это не живой человек, а робот (вскрытие показало, что ей было едва за 80).
С другой стороны, Финеас ставил пьесу по «Хижине дяди Тома» и другие, поддерживающие идею равноправия чернокожих, а когда ушел в политику, продвигал эти идеи и законодательно. В том числе — выступил перед законодательным собранием с красноречивой речью, заявив, что «к человеческой душе нельзя относиться легкомысленно, будь она в теле китайца, турка, араба или готтентота — это всё та же бессмертная душа!»
Барнум был королем надувательства, манипулятором масс, но при этом ненавидел медиумов и обычных аферистов, активно выводя их на чистую воду. Сам при этом торговал волшебным зельем, которое якобы способно превратить чернокожего в белого.
То же самое и с его доброй душой романтика — он врал, мухлевал и раздувал из мухи слона, выжимая из всего подряд максимум прибыли, но бездушным циником его тоже не назовешь — он, например, подарил часть своих владений парку.
В общем, он был сложной личностью, которую не загонишь в какое-то четкое определение, не подберешь исчерпывающий ярлык, что, естественно, совершенно не годится для столь простого фильма, поэтому им и пришлось Финеаса немного переизобрести. За исторической достоверностью там явно никто не гнался изначально.
Итог
Этот фильм способен скрасить пару часов, но из памяти он у вас сотрется моментально. В нем нет какой-либо серьезной истории и живых людей, все очень условно и гипертрофировано. Эти двухмерные персонажи работают внутри истории, поэтому фильм и смотрится легко и приятно, но произвести настоящее впечатление не способны. Стоит сказке закончиться, вся фальшь лезет на свет.
Биографией это называть смешно — жизнь Барнума использовали лишь как стартовый чертеж, меняя его без каких-либо колебаний, это фантазия на тему, причем на тему стандартную для Голливуда — путь к успеху босяка-мечтателя. И то, что «Ла Ла Ленд» тоже был о мечтателях — единственное, что их объединяет помимо жанра.
Картину не назовешь громкой, заметной, ценной, это пышный и пафосный экзерсис, в котором нет никакого авторского голоса, нет талантливой трогающей за души музыки, нет искусства по сути — это такое же пустое бульварное развлечение, каким был и сам цирк Барнума два века назад. Но в этом качестве фильм работает, поэтому если вам нужно было качественное развлечение на вечер — вполне можно сходить.