10 мая 2018
Обновлено 15.05.2018

Рецензия на «Такси 5» — бездушное издевательство над одной из лучших французских кинофраншиз

10 мая в кино вышел фильм «Такси 5» (в мире — 12 апреля) — продолжение одной из самых знаменитых французских кинофраншиз о совместной работе полиции и таксиста, построившего автомобиль, способный развивать огромную скорость. Первые четыре фильма были спродюсированы и написаны лично Люком Бессоном. Спустя одиннадцать лет после выхода предыдущего фильма «Такси» возвращается в кино. На этот раз сценарий Люк Бессон уже не писал, ограничившись чисто формальным постом продюсера.
10 мая в кино вышел фильм «Такси 5» (в мире — 12 апреля) — продолжение одной из самых знаменитых французских кинофраншиз о совместной работе полиции и таксиста, построившего автомобиль, способный развивать огромную скорость. Первые четыре фильма были спродюсированы и написаны лично Люком Бессоном. Спустя одиннадцать лет после выхода предыдущего фильма «Такси» возвращается в кино. На этот раз сценарий Люк Бессон уже не писал, ограничившись чисто формальным постом продюсера.

По сути «Такси 5» — это полностью творение Франка Гастамбида. В лучших традициях худших боевиков 90-х он снял фильм, написал сценарий и сыграл в нем главную роль. Пдобная мультизадачность крайне редко оказывается успешной — нового Бена Аффлека из Гастамбида не вышло.

Сам Гастамбид практически неизвестен — крупных ролей у него нет, а «Такси 5» даже не стал его режиссерским дебютом. Как и в случае с предыдущими фильмами, Бессон позвал снимать режиссера, у которого мало опыта, но Гастамбиду удалось привнести во франшизу кое-что свое, чего не было у предшественников, — отвратительный сортирный юмор.

Как я рассказывал в киномарафоне «Такси», раньше во франшизе никогда не было откровенно плохих шуток. Всегда была тонкая грань, которую Бессон не пересекал, потому что хотел, чтобы франшиза оставалась семейным кино.

В «Такси 5» Гастамбид умышленно встраивает самые ужасные шутки, которые, как мне казалось, остались в худших фильмах Адама Сэндлера и Роба Шнайдера (а фильм из-за них получил рейтинг 18+). Это сцены с главными героями, которые не могут удержать тошноту и заполняют рвотой все вокруг, шутки про испускание газов, сатирические монологи про карликов и, конечно, максимально мерзкие сцены с участием центральных персонажей.

В одной из них, например, актер Малик Бенталха танцует стриптиз, вспотев, и Гастамбид зачем-то делает акцент на его коже, чтобы показать зрителям, что герою тяжко все это делать. Совершенно непонятно, зачем такие неприятные моменты вставлять в развлекательное кино. Я раз десять во время фильма просто хотел уйти из зала. И многие, кто пришли посмотреть на возвращение любимой франшизы, просто уходили. И я могу их понять!

Но вернемся к истории. Может быть, хоть тут Гамстамбид смог сделать что-то интересное?

Нам рассказывают как отличный полицейский из столицы, превзошедший все должностные показатели Парижа, оказывается выслан в город поменьше (Марсель), где все полицейские — полнейшие идиоты. Звучит оригинально? Едва ли. Это украденная затравка фильма Эдгара Райта «Типа крутые легавые».

Гастамбид только добавляет к этому совершенно ненужный секс-скандал, а полицию Марселя (которая за четыре предыдущих фильма поймала четыре крупных банды) представляет не способными ни на что кретинами.

Я не понимаю, зачем Гастамбид так топорно противопоставил своего персонажа всем остальным полицейским (эго?), но в фильме его герой — Сильвано Маро — единственный адекватный человек в отделе, который пытается хоть что-то делать. Остальные — сборище самых примитивных стереотипов, которые вы только можете придумать. Например, единственная девушка в отделе — полная, и все шутки, связанные с ней, построены на лишнем весе, чрезмерном злоупотреблении пищей и ее попыткам совратить Маро. Это не мерзко, не смешно — это просто банально. В предыдущих частях тоже были шутки про лишний вес, но они были изящные и смешные — здесь же все топорно и глупо.

А что насчет главных героев? В фильме нет ни Эмильена, ни Даниэля. Объяснение этому тоже достаточно глупое — Эмильен покинул полицию, а Даниэль почему-то уехал жить в Майами. В киномарафоне «Такси» я писал о том, что было бы символично, если бы франшизу закрывала история их детей, один из которых стал таксистом, а второй — полицейским. Это замкнуло бы круг, подчеркнуло, что некоторые вещи неизменны, а Марселю всегда нужны свои особенные герои. Банально, но красиво и хорошо для итога франшизы.

Но Гастамбид решил, что он лучше знает, что нужно продолжению «Такси». Сильвано Маро, как вы поняли, никак не связан с Эмильеном и Даниэлем, а вот его напарник поневоле — племянник Моралеса, Эдди Маклуф. И «Такси 5» меняет типажи главных героев.

Раньше таксист Даниэль был уверенным в себе и спокойным, а полицейский Эмильен — несобранным и всегда слегка паникующим. В «Такси 5» все наоборот — полицейский Сильвано всегда держит себя в руках, а его напарник Эдди в ужасе от происходящего.

Причем последний дико переигрывает. За ним просто невозможно наблюдать. Эдди хотели заменить Эмильена, но это полный провал. Он портит совершенно все нормальные сцены в фильме, которых тут и без того ничтожно мало.

Отдельно хочется упомянуть Бернара Фарси и Эдуара Монтута — они единственные герои «Такси», кто вернулся и в пятом фильме. Жибер стал мэром Марселя, а Ален был предыдущим командиром полиции, но его место по счастливой случайности занял Маро. Я бы рад сказать, что мне было приятно их видеть, но это не так. Ален здесь совершенно не похож на себя из предыдущих фильмов. Словно он и сам потупел в компании идиотов. А Жибер из человека-анекдота, каким он был в предыдущих частях, превратился в человека-клише. На посту мэра-неудачника он выглядит так плохо, что мне просто жалко было смотреть на него. А чего стоят «шутки», которые происходят в сценах с его участием. Здесь даже есть фекальный дождь, который мэр случайно создает на демонстрации нового экологичного автомобиля.

Это вообще что? Как Бессон допустил Гастамбида до «Такси»?

Это касается и сюжета — он построен из самых ужасных клише жанра. Мотивацию злодеев Гастамбид и вовсе решил не прописывать — у него не было на это времени из-за двух романтических линий, введенных, чтобы напомнить, что «Такси» — это вообще-то не про автомобили и погони, а про отношения. Вот только там, где у Бессона была работа с персонажами и развитие характеров, у Гастамбида — дешевые подкаты и попытки вызвать ностальгию у фанатов.

«Такси 5» пытается быть одновременно и продолжением, и мягким перезапуском франшизы. Вот только того, за что люди полюбили «Такси», здесь нет. И пары отлично снятых погонь на дорогих автомобилях недостаточно, чтобы вернуть интерес к франшизе, которая закончилась в 2007 году на четвертом фильме.

Кстати, Сами Насери, исполнивший роль Даниэля Моралеса в первых четырех фильмах, очень нелестно высказывался о «Такси 5». Вместо итога я приложу видео с его участием, которое популярно объясняет, почему это не стоит смотреть.

Лучше пересмотрите оригинальные фильмы.

Комментарии 66
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Лев Макридичев
Лев Макридичев
Ещё раз спрошу - о каком семейном кино речь? Автор точно смотрел предыдущие такси с половой е.лей и отсосом от азиатки?