02 февраля 2018Игры
Обновлено 05.02.2018

Рецензия на «Селфи» с Константином Хабенским

1 февраля состоялась премьера «Селфи» — психологического триллера с Константином Хабенским. Фильм снят по сценарию Сергея Минаева, более известного дебютным романом «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». Рассказываем, удалось ли режиссеру «Ледокола» Николаю Хомерики поставить качественную экранизацию, а Хабенскому — вновь вытянуть целый фильм на харизме и актерской игре.
1 февраля состоялась премьера «Селфи» — психологического триллера с Константином Хабенским. Фильм снят по сценарию Сергея Минаева, более известного дебютным романом «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». Рассказываем, удалось ли режиссеру «Ледокола» Николаю Хомерики поставить качественную экранизацию, а Хабенскому — вновь вытянуть целый фильм на харизме и актерской игре.
Рецензия на «Селфи» с Константином Хабенским - фото 1

Современное российское кино можно разделить лишь на четыре категории. Это фильмы о спорте, о войне, всеми любимые упоротые комедии и фантастические/драматические ленты, тщетно пытающихся «утереть нос» Голливуду. Возможно, стоит добавить еще и пятую — фестивальное кино, на котором держится надежда на светлое будущее отечественного кинематографа. Однако массовому зрителю подобные фильмы все еще в диковинку (хотя с каждым годом интерес к инди-проектам все растет, что не может не радовать).

«Селфи» — очередная попытка снять что-то новое и необычное в надежде удивить российского зрителя жанром психологического триллера. В суровых условиях отечественного кино триллер скатывается в пустышку, а психологизм полностью развеивается к середине картины.

Главный герой, Владимир Богданов (Константин Хабенский), — известный писатель и телеведущий, прожигающий жизнь за алкоголем и таблетками. Это типичный вальяжный персонаж, который некогда добился успеха, а теперь раскидывает деньгами в барах и стрип-клубах, ссылаясь на мнимый «творческий кризис». После очередной бурной ночи Богданов вдруг обнаруживает, что его личность заменил двойник — он появляется на записи утренней программы (про которую настоящий герой забыл), на пресс-конференции (тоже забыл) и начинает видеться со всеми друзьями и членами семьи настоящего писателя. Тот же, в свою очередь, понемногу сходит с ума и всеми силами пытается вернуть «себя» на место.

Рецензия на «Селфи» с Константином Хабенским - фото 2

Идея с двойниками всегда звучала заманчиво. Это интересный и довольно дерзкий прием, который помогает максимально сконцентрироваться на основном персонаже произведения — его сильных и слабых сторонах, темной и светлой сущности, если угодно. В качестве примеров можно привести «Врага» Дени Вильнева, «Бойцовский клуб» Финчера, телесериал «Мистер Робот» Сэма Эсмейла и многие другие ленты, где внимание зрителя зачастую сфокусировано лишь на одном — саморефлексии главного героя.

В «Селфи» Минаев попытался перенять эту идею, однако изобразил ее настолько топорно, что вся история напрочь лишилась какого-либо смысла.

Богданов — совершенно эгоистичный и апатичный персонаж, которому трудно не то что сопереживать, но даже симпатизировать. В это же время двойник — полная противоположность главного героя. На протяжении всего фильма он только и делает, что налаживает отношения с родными и близкими писателя, а также поднимает его репутацию на работе. Единственный минус копии — неспособность написать полноценную книгу и ублажить фанатов новым бестселлером, однако по всем остальным фронтам она в разы превосходит реального Богданова.

По идее, зритель должен симпатизировать настоящему герою — у него украли жизнь, его индивидуальность и буквально оставили ни с чем. По факту же, портрет двойника вышел в разы оптимистичнее и приятнее. Да, это совершенно другой человек. Да, это просто жалкая подделка. И все же на фоне пьющего и безответственного оригинала доппельгангер совершает ряд благоприятных дел, тем самым заслуживая уважение не только других персонажей фильма, но и сидящих в зале зрителей.

Рецензия на «Селфи» с Константином Хабенским - фото 3

Главная же проблема «Селфи» кроется в псевдо-психологическом сценарии, где Минаев делит жизнь на черное и белое, тем самым размывая основной посыл истории. Настоящий Богданов даже не задумывается о том, что клон справляется с его жизнью лучше — писателем снова движет эгоизм, отчего он хочет только вернуть «свое по праву». Поэтому не стоит ожидать каких-либо душевных метаний, философии или хотя бы долю сомнения в действиях главного героя — это совершенно плоская и безынтересная личность, за которой очень скучно наблюдать.

И даже богатый опыт Хабенского не помог исправить однобокость Богданова. Первую часть фильма актер играет непросыхающего холостяка, во второй половине его персонаж страдает от логических и сценарных ляпов. Словом, перед нами очередная копия образа Данилы Козловского из «Духless», у которой, в свою очередь, появилась еще одна, но уже более лайтовая версия.

Рецензия на «Селфи» с Константином Хабенским - фото 4

Даже от триллера в «Селфи» осталось разве что слово на постере. Возвращаясь к топорности, фильм страдает от своей же прямолинейности и глупых попыток объяснить происходящее на экране. Нам показывают ряд нелогичных событий, которые бросают на полпути, после чего напоминают о них только в финале, чтобы оправдать и без того еле-еле натянутую развязку.

Так и выходит, что полтора часа лента все нагнетает и нагнетает, а в конце просто отстреливается холостыми, сводя на нет весь запал «триллерности».

Лишь внешне «Селфи» выглядит сносно, а местами фильму даже удается впечатлить. Это неплохой закос под неонуар с мрачными сценами и депрессивной атмосферой, которая, однако, рушится из-за сырой, непрофессиональной сценарной работы. И, хотя большинство локаций выглядят скучно, у ленты все равно есть своего рода шарм, которым она может зацепить определенную категорию зрителей. Помимо шарма остается полагаться на довольно продолжительные эротические сцены.

Рецензия на «Селфи» с Константином Хабенским - фото 5

Итог

«Селфи» — это нудная история, которая попыталась замахнуться на что-то броское и интригующее, но споткнулась на собственной же заурядности. Минаев придумал «нового» Духlessа, который, однако, оказался стопроцентной копией старого, в то время как попытка поместить его в рамки триллера, а не привычной драмы, также не увенчалась успехом. И как бы Хомерики не пытался прикрыть логические дыры неоном, «Селфи» остается очередным доказательством того, что не стоит судить произведение по обложке.

Особенно когда за красивой картинкой кроется очередная притча с насквозь прогнившей моралью.

Комментарии 21
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar
Хабенский выглядит как Машков
Дмитрий Нетсев
Дмитрий Нетсев
Так, сначала долго мусолим то, что ГГ - козлина. Потом начинаем говорить про всё остальное и резко подводим итог... Где-то в этой рецензии пропала середина.
zarvur14
zarvur14
А чего еще можно было ждать, если первоисточник был попыткой Минаева написать своего "Двойника"