30 ноября 2017
Обновлено 30.11.2017

Рецензия на «Дыши ради нас» с Эндрю Гарфилдом

30 ноября состоялась премьера «Дыши ради нас», биографической мелодрамы, рассказывающей о Робине Кавендише — британце с полиомиелитом, который смог победить свой недуг и прожить счастливую, практически полноценную жизнь. Мы посмотрели дебютную работу Энди Серкиса и делимся впечатлениями о еще одной трогательной, но свернувшей не туда истории, с Эндрю Гарфилдом и Клер Фой в главных ролях.
30 ноября состоялась премьера «Дыши ради нас», биографической мелодрамы, рассказывающей о Робине Кавендише — британце с полиомиелитом, который смог победить свой недуг и прожить счастливую, практически полноценную жизнь. Мы посмотрели дебютную работу Энди Серкиса и делимся впечатлениями о еще одной трогательной, но свернувшей не туда истории, с Эндрю Гарфилдом и Клер Фой в главных ролях.
Рецензия на «Дыши ради нас» с Эндрю Гарфилдом - фото 1

Фильмы о тяжелых заболеваниях можно условно поделить на две категории. Первая — это ленты, где зрителю демонстрируют силу воли главного героя, показывают, как он сам преодолевает трудности, несмотря на постепенно ухудшающееся состояние. Картины из второй категории делают ставку на дружбу или любовь — в этих случаях уже близкие люди стараются облегчить жизнь отчаявшегося персонажа.

«Дыши ради нас» — это типичный представитель второй категории. Фильм наивен, однако его «трогательная» формула работает и все еще способна задеть за живое.

Сюжет ленты основан на реальной истории Робина Кавендиша (Эндрю Гарфилд), британца, у которого в 28 лет диагностировали неизлечимый паралич всех частей тела. Как это обычно бывает, герой сразу же закрывается, впадает в депрессию и просит дать ему спокойно умереть, чтобы уберечь от мук и себя, и своих близких. Но тут в его завещание вмешивается жена (Клер Фой), которая всеми силами старается вытащить мужа из апатичного состояния, а также обеспечить ему полноценную и счастливую жизнь.

Если не вдаваться в детали, «Дыши ради нас» — это уютное кино, оно идеально подойдет для просмотра осенним или зимним вечером. Простой фильм, не перегруженный излишней философией и понятная история, которую без труда можно описать парой-тройкой слов.

Главный герой живет легкой и беззаботной жизнью, встречает красивую девушку и тут же заводит с ней роман. Во время медового месяца тело Робина вдруг парализовывает, после чего выясняется, что Кавендиш не может дышать без особого аппарата, да и жить ему, по словам врачей, осталось максимум три месяца. Его утешают друзья, любящая жена, и затем нам показывают полуторачасовую нарезку из самых счастливых моментов в жизни персонажа.

Кому-то станет грустно, кто-то даже заплачет, но в целом эффект будет один — через полчаса после выхода из кинозала вы напрочь забудете об увиденном.

И нет, не стоит сразу же винить актеров или режиссера — сомневаться в игре Гарфилда и Фой не приходится, а в качестве дебюта Серкис представил действительно серьезную и достойную работу. Единственная проблема фильма — это его тематика, а также подача самой истории.

Рецензия на «Дыши ради нас» с Эндрю Гарфилдом - фото 2

«Дыши ради нас» — шаблонный байопик, который только и делает, что два часа пытается давить на жалость и взамен не предлагает ничего нового или необычного. Да, возможно, от такого фильма и не требуется какого-либо креатива, но это не оправдание тому, что большую часть времени лента кажется нудной.

Более того, у нас уже есть «1+1», «Теория всего», «До встречи с тобой» и десятки подобных картин, которые сняты по схожему принципу. Однако если в перечисленных фильмах была отличительные черты вроде выдающейся игры актеров или просто красивой съемки, то «Дыши ради нас» удивить зрителя попросту нечем.

Авторы покажут пару живописных пейзажей под неспешную джазовую музыку, но на большее рассчитывать не приходится — далее идут одни лишь штампы и слезливые диалоги.

Рецензия на «Дыши ради нас» с Эндрю Гарфилдом - фото 3

Следует отметить, что Серкис пытался разнообразить предложенный сценарий, но вместо этого сделал его еще более неоднозначным. Чтобы совсем не превращать фильм в мыльную драму, режиссер решил акцентировать внимание на историчности. Дело в том, что люди с параличом, вызванным полиомиелитом, буквально вынуждены были проводить всю оставшуюся жизнь в заключении — прикованные к койкам рядом с шумящими медицинскими аппаратами.

Главный герой «Дыши ради нас» стал исключением: для него впервые в Британии смоделировали коляску, с помощью которой человек с подобным диагнозом мог передвигаться за пределами больничных стен.

В начале фильма эта идея воспринималась как некая сверхзадача — нам хотели показать, что, несмотря на свое состояние, Кавендиш мог путешествовать по миру и чувствовать себя счастливым даже с одной действующей частью тела (головой). Но затем «Дыши ради нас» ввел социальный подтекст, так как персонаж Гарфилда стал «адвокатом», борющимся за свободу прав инвалидов.

В те времена идея жизни больных параличом без медицинской опеки звучала как нонсенс, а использование оборудованных колясок было в диковинку. Врачи не хотели брать лишней ответственности за больных, поэтому боялись выпускать их из больниц — даже под присмотром родных. Кавендишу удалось исправить ситуацию: своим примером он повлиял на мнение специалистов и фактически обеспечил всем инвалидам справедливую жизнь.

Рецензия на «Дыши ради нас» с Эндрю Гарфилдом - фото 4

Все это, конечно, звучит здорово и воодушевляет, однако с самого начала фильм выбрал для себя совершенно иную тональность. «Дыши ради нас» — это, прежде всего, кино о любви и семейной поддержке, которое зачем-то испортили уклоном в гуманизм.

Чтобы мелодрама и впрямь «подействовала», нужно постараться все 2 часа удержать зрителя в некоем эмоциональном вакууме — в каждом кадре он должен ощущать героев и их трагедии, даже если фильм сплошь набит пафосом.

И Серкису практически удалось довести свою ленту до той самой «плаксивой» ноты: парализованный персонаж со счастливой улыбкой путешествует по миру, знакомится с новыми людьми и все время проводит в кругу искренне любящих его родных. Как тут не проникнуться историей? Но когда драматичность ленты достигает своего апогея, и начинают виднеться отголоски трагедии, «Дыши ради нас» вводит 20-минутную социальщину, которая напрочь рушит всю атмосферу.

Рецензия на «Дыши ради нас» с Эндрю Гарфилдом - фото 5

В итоге «Дыши ради нас» можно охарактеризовать как некую почти сработавшую формулу, которую просто не смогли довести до конца. У нас есть полтора часа действительно хорошей и чуткой истории — она не нова, но способна растрогать сентиментальных зрителей. Перед просмотром нужно быть готовым лишь к одному — в определенный момент магия разрушится, и перед вами окажется еще один фильм о глобальных общечеловеческих проблемах. И это как раз тот случай, когда ложка дегтя испортила всю бочку меда.

Комментарии 6
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
riffrider
riffrider
А давайте все вспомним про байопик о Тьюринга) лучше или хуже?