28 апреля 2017
Обновлено 30.04.2017

Рецензия на «Затерянный город Z»

27 апреля вышло сразу несколько любопытных картин, одна из которых собрала множество восторженных отзывов критиков, «Затерянный город Z». И признаться, я не знаю, как это произошло. Посоветовать этот фильм я не могу никому – он скучен, пуст и невзрачен, несмотря на то, что основан на захватывающей реальной истории.
27 апреля вышло сразу несколько любопытных картин, одна из которых собрала множество восторженных отзывов критиков, «Затерянный город Z». И признаться, я не знаю, как это произошло. Посоветовать этот фильм я не могу никому – он скучен, пуст и невзрачен, несмотря на то, что основан на захватывающей реальной истории.
Рецензия на «Затерянный город Z» - фото 1

Оговорюсь еще раз для тех, кто впервые слышит об этой картине – несмотря на то, что Брэд Питт выступает продюсером, а изначально вообще хотел играть главную роль (в результате Брэда Питта, играющего подполковника Фоссета, убедительно играет крайне похожий на него Чарли Ханнэм), и «Z» в названии, фильм не имеет никакого отношения ни к «Мировой войне Z», ни к зомби вообще.

Это экранизация биографического романа, посвященного реальной исторической личности – британскому полковнику Фоссету, исследовавшему джунгли Боливии и Бразилии в начале двадцатого века. Изначально он отправился туда для того, чтобы составить карту, способную помочь Боливии и Бразилии определиться с тем, где все же проходит граница между ними.

Дойдя до устья реки, являвшегося целью экспедиции, Фоссет случайно натыкается в джунглях на глиняные черепки, которых там быть не может.

С этого момента он становится одержим поисками доказательств существования древней цивилизации на этой территории, а конкретнее – города, упоминание которого он встречает в записках португальца, побывавшего в Бразилии полутора веками ранее. Высокомерные британские лорды, естественно, поднимают Фоссета на смех – индейцы по их мнению не люди, а примитивные животные, они не могли создать цивилизацию, не уступавшую европейской. Полковник решает доказать всем, что прав, и отправляется обратно, чтобы найти затерянное поселение, который называет городом Z.

К слову, в числе друзей Фоссета был и некий Артур Конан Дойл, который вдохновился рассказами исследователя о таинственном городе и написал «Затерянный мир».

К слову, в числе друзей Фоссета был и некий Артур Конан Дойл, который вдохновился рассказами исследователя о таинственном городе и написал «Затерянный мир».

Мне сложно определиться с жанром этого фильма. Он слишком скучен для приключения, не обладает зрелищностью и простотой экшена, лишен жутких сцен и саспенса, необходимых для триллера, и содержит многовато вольностей и домыслов для исторической биографии. По трейлеру вообще достаточно сложно понять, что мы увидим, и я боюсь, что многие пойдут на эту картину, ожидая чего-то другого.

Для начала, развеем некоторые ложные ожидания, которые могут у кого-то возникнуть. Никакого города мы так и не увидим – ни во сне, в ни в реальности. Фильм – не одна большая экспедиция, а серия более коротких путешествий. Фоссет мечется между Англией, Боливией/Бразилией и фронтом Первой мировой войны, и во всем фильме нет никакой одной продолжительной экспедиции, раскрытой подробнее других, поэтому кому-то он покажется одним дико затянутым предисловием. Мы все ждем, когда же начнется некая центральная часть, но последняя экспедиция показана так же кратко, как и остальные. Признаться, это несколько обескураживает.

Это не дает нащупать фокус картины – что именно он пытается передать. О чем он?

Однозначно, на первый план выводится история одержимости – Фоссет грезит своим городом и мечтает туда попасть, он готов раз за разом отправляться в опасные джунгли, лишь бы обнаружить древнюю цивилизацию, готов оставлять семью на несколько лет, смириться с тем, что дети не узнают его, когда он возвращается. Но даже эта одержимость не проявлена достаточно отчетливо: ее причины, ее цена, ее результат – все остается крайне размытым, не тянет на основную тему.

В фильме также затронуты темы феминизма и расизма, равноправия и равноценности мужчин и женщин, индейцев и белых – и неясно, насколько насильно они были вписаны в историю, чтобы порадовать современную аудиторию.

В фильме также затронуты темы феминизма и расизма, равноправия и равноценности мужчин и женщин, индейцев и белых – и неясно, насколько насильно они были вписаны в историю, чтобы порадовать современную аудиторию.

Ханнэм действительно хорош в этой роли, но его герой выходит довольно упрощенным. Фоссет здесь показан идеалом мужества, прогрессивного мышления, силы и стойкости. Нам демонстрируют, какой он великолепный наездник, стрелок, дипломат. Он единственный, как заговоренный, ничем не болеет и не заражается в джунглях, выглядит всегда уверенным в себе и в истинности своей теории. Думаю, если бы мы видели его страдания и кризис веры, он казался бы более человечным.

Рецензия на «Затерянный город Z» - фото 4

Но, как бы то ни было, это же фильм об экспедиции в джунгли, он однозначно будет красивым, жутким и мистическим, как сами джунгли, так? Почему-то выходит, что нет. Джунгли сняты некрасиво – как нагромождение веток, бледная, дробная масса зелени. Каких-то запоминающихся кадров, буйства красок и чарующего великолепия природы здесь нет. Впечатления опасного ада, где все пытается тебя убить, они тоже не создают.

Мы видим змею, которая никого не кусает, нападение пираний, снятое крайне бестолково и не имеющее последствий, непонятная язва, которая не имеет последствий (герой жив, рана не упоминается вообще), заражение крови, которое не имеет последствий, и главный герой, которого не кусает, не сжирает и не отравляет вообще ничего – джунгли словно расступаются перед ним. Даже стрелы магическим образом проносятся мимо, словно по нему стреляют не воинственные индейцы, а кучка консольных Хандзо с бронзовым ранком.

Особенно бессилие режиссера выжать из джунглей красоту и опасность, которыми они обладают, выявляется в коротком эпизоде, показывающем Первую мировую.

Там мы сразу видим яркие кадры, мощные в своей стремительности и беспощадности сцены смерти, чувствуем грязь и холод окопов, греющий пальцы чинарик в закоченевших руках солдата, огромные бессмысленные потери в отчаянной атаке укрепленных немецких позиций, удушающий газ. Это достойная сцена, жаль фильм совсем не о войне, а об экспедициях в джунгли, которые не ощущаются ни как выматывающие, ни как захватывающие, ни как результативные.

Неузнаваемый Паттинсон

Неузнаваемый Паттинсон

Рецензия на «Затерянный город Z» - фото 6

Мистического путешествия и поиска себя тут тоже не видно, фильм не располагает к созерцанию и не имеет сцен задумчивых размышлений, любования природой и так далее.

«Затерянный город Z» поначалу можно принять за медитативный трип из-за неспешности сюжета и отсутствия ярких динамичных сцен, но потом это ощущение вырождается в скуку и растерянность, а не в созерцательность.

Я не могу сказать, что заметил какое-либо желание режиссера показать нам загадочный мир джунглей или быт индейцев, на них не делается акцента, мы по-прежнему сосредоточены на мечте Фоссета и всем, что ему приходится сделать для ее достижения.

Рецензия на «Затерянный город Z» - фото 7

Если честно, я не совсем уверен, что вижу здесь достаточную основу для фильма, потому что не могу понять одну вещь. Это история чего? Это точно не история открытия – Фоссет так ничего и не открыл, он лишь предположил существование цивилизации, но доказать этого так и не смог, он пропал.

Да, затем города, аж 20 штук – с дорогами, рвами, мостами и плантациями, построенные по единому плану, все же нашли в этом районе, но не сказать, что это было некое открытие, перевернувшее мир. Это цивилизация, но не уровня греков или даже Майя, существовала она со II века нашей эры по XVII, затем вымерла – предположительно от болезней, принесенных европейцами.

Но каков вклад Фоссета в это открытие? Да, в той же физике явления очень часто не обнаруживаются, а предполагаются, и именно предположившим и отходит честь «первооткрывателей». Хиггс ввел в стандартную модель свой бозон в 1964, в 2012 его впервые обнаружили, в 2013 подтвердили.

Нейтрино тоже было изобретено как затычка, теоретическое объяснение «пропадающей» непонятно куда энергии ядерной реакции – какая-то невидимая сволочь утаскивала часть энергии, физики решили считать, что ее забирает некая частица с бесконечно малой массой, которая практически не взаимодействует с прочей материей, поэтому засечь ее не получается. Объяснение похоже на малоубедительную отмазу из разряда «ваши деньги украло привидение, которое могут видеть только дальтоники-альбиносы», да и название то еще («нейтрино» значит «нейтрончик»), но в результате оказалось, что все так и есть. Нейтрино обнаружили.

Открыл археологический комплекс Куикуро в результате все же Майкл Хекенбергер. Значимость этой находки прежде всего в том, что она доказывает, что индейцы были способны создавать цивилизации не менее развитые, чем европейцы, что не раз подчеркивается в фильме.

Возможно, теория Фоссета все же что-то сдвинула в общественном сознании и идея индейцев как примитивных недочеловеков пошатнулась, он вдохновил других исследователей на поиски города, поэтому его, собственно, и нашли. И все же фильм оставляет ощущение «пшика» – истории, окончившейся ничем.

Рецензия на «Затерянный город Z» - фото 8

Я постоянно вспоминал другие фильмы, которые справились с раскрытием вышеперечисленных тем куда лучше. «Молчание» показало путешествие «чужаков в чужом краю», кризис веры, великолепную природу, превращенную в сюжетные, «говорящие» пейзажи. «Апокалипсис сегодня» куда лучше реализовал идею путешествия через ад джунглей, переворачивающий представление героя о себе и о мире.

Но чаще всего мне вспоминался недавний черно-белый шедевр «Объятья змея», который я и рекомендую посмотреть вместо «Города Z» всем желающим мистического трипа по джунглям в поисках себя.

Этот фильм великолепно раскрывает и обычаи аборигенов, и отличия их мировосприятия, и опасности этого прекрасного, но безжалостного места. Он похож по атмосфере на «Мертвеца» Джармуша и точно даст вам больше, чем «Затерянный город».

Спойлеры

В одной из экспедиций у группы кончаются припасы – на этом бы иной фильм только начался, мы бы увидели, как герои сталкиваются со все большими трудностями, но решают идти вперед. Здесь же они обнаруживают, что у них осталось припасов на неделю и… поворачивают назад. Следующая сцена – уже в Англии.

И так каждый раз – мы не успеваем испугаться за героев, так как каждые десять минут оказываемся обратно в Англии, словно у кого-то заедает Reset. Я понимаю, что Фоссет совершил 7 экспедиций, в фильме их сократили до трех, но не лучше ли было сосредоточиться хотя бы на последней вместо того, чтобы показывать целый ряд коротких торопливых эпизодов?

Да, судьба Фоссета осталась неизвестной. Он либо умер от болезней (его спутников видели тяжело больными), либо их убили индейцы. Есть версия, что он потерял память и стал вождем племени, но это больше похоже на чью-то фантазию.

Исследователь, проживший в этих племенах очень долго, сумел выпытать из них некоторые детали и вышло, что члены группы Фоссета несколько раз оскорбили их обычаи. Сын полковника помочился в реку вверх по течению, то есть в питьевую воду, затем они оттолкнули индейца от добытой ими дичи (тоже против обычаев, еда тут общая), а затем осмелились ударить ребенка, решившего поиграть с их вещами (детей индейцы не бьют). После этого их отпустили с миром, а потом перебили из засады.

К слову, в последнюю экспедицию Фоссет отправился не только с сыном, но и с его другом, Компас не вернулся таинственным образом в Лондон, знаменуя, что Фоссет жив и решил остаться – это уже чистый художественный вымысел. Компас был найден индейцами в джунглях в 1933 году, полковник расстался с ним еще до того, как уйти и не вернуться.

Концовку фильма для меня омрачает один факт – если Фоссет и впрямь нашел город и решил остаться там жить (хотя неясно как – это развалины, заросшие джунглями, а не некий портал в Валхаллу), то он сознательно бросил свою жену с двумя детьми на произвол судьбы. Принять такой поступок и продолжать восхищаться Фоссетом у меня не вышло.

Конец спойлеров

А вот и Спайди Том Холланд

А вот и Спайди Том Холланд

«Затерянный город» нельзя назвать откровенно плохим фильмом. Здесь все же есть красивые кадры, прекрасная игра актеров, реалистично (хоть и скучно) показаны сами экспедиции, но картина лишена фокуса и страдает от странно расставленных акцентов, так что становится крайне сложно понять, зачем это было снято и о чем.

Если же вас не испугало все вышесказанное, вы можете довериться большинству критиков, похваливших фильм, и все же его посмотреть.

Но даже в этом случае, я советую смотреть его дома. Он недостаточно красив, чтобы его было обязательно смотреть в кино, плюс, если он все же вам не понравится, дома его можно будет просто выключить, а не мучиться два часа, которые воспринимаются как все три.

Комментарии 67
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Artdeni333
Artdeni333
Жду только Чужой: Завет, Твин Пикс 3 и Бегущий по лезвию 2. Всё. От всяких мстителей с трансформерами я устал.