Рецензия на «Закон Ночи» Бена Аффлека
Я очень ценю Аффлека как режиссера, несмотря на то, что он начал этот путь лишь 10 лет назад. Тогда, в 2007 году, он снял «Прощай, детка, прощай», перенеся на большой экран еще одну книгу все того же Денниса Лихэйна. Вот только адаптировал он ее не один, а в главной роли снял не себя, а своего младшего брата, Кейси.
В 2010-м был город воров, еще одна адаптация, правда на этот раз уже романа Чака Хогана, но это снова ключевой для Аффлека Бостон, как и в «Детке», «Законе ночи» и даже в «Умнице Уилле Хантинге», сценарий которого Бен и Мэтт Деймон написали вместе (да еще и получили за него Оскара 20 лет назад). В 2012 был «Арго», его самый громкий и самый известный проект, взявший Оскара за «Лучший фильм».
«Прощай, детка, прощай» пленил меня атмосферой. История похищения маленькой девочки и парочки детективов-любителей, которые занялись ее поисками, была лишь предлогом для того, чтобы показать простую жизнь бедных кварталов, дать шанс поближе посмотреть на застрявших там людей.
Глубокий, завораживающий фильм, ставший одним из моих любимых. Кейси Аффлек показал себя как великолепный актер, способный вдохнуть столько уязвимости и человечности в своих героев, что не сочувствовать ему невозможно. В «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» он доказал это снова, стянув на себя все внимание, несмотря на присутствие Брэда Питта, Сэма Рокуэлла и Джереми Реннера.
«Город воров» поражал великолепными сценами погонь и перестрелок. Все было показано так реалистично, что вызывало потрясающий эффект присутствия и настоящее напряжение. И все же, любовная история с героем самого Аффлека казалась несколько натянутой, надуманной, мелодраматичной.
«Арго» же подкупил Голливуд тем, что это была реальная история о том, как Голливуд всех спас (хотя на самом деле это сделали канадские спецслужбы, но Голливуд помогал), за что он и получил Оскара. Но фильм действительно вышел хорошим – ярким, напряженным и местами очень страшным. Не на уровне привидений, выпрыгивающих перед камерой, а размышлений о разнице культур, на которые он наводил.
И вот, спустя 5 лет, за которые Аффлек успел стать Бэтменом и доказать всем в «Исчезнувшей», что он может отлично играть, выходит «Закон ночи», по трейлерам смотревшийся как нечто, способное взорвать голову любому зрителю уже на уровне одной только картинки. Пронзительные детали, интересные ракурсы, динамично снятые погони – и все это в антураже изящного арт-деко!
Джо Коглин возвращается с фронта Первой мировой в родной Бостон и решает, что больше не будет подчиняться ничьим приказам, поэтому он начинает грабить банки с парой приятелей. Дальше идет погружение в бутлегерскую империю, гангстерские войны, продвижение по «карьерной лестнице» и так далее. Место действия меняется с неприветливых улочек Бостона на великолепные пейзажи Флориды с плескающимися дельфинами, трахающимися крокодилами, сигарами, текилой и бесконечными вечеринками.
Первые же рецензии, впрочем, заставляли остудить пыл. Несмотря на двухчасовой хронометраж, фильм ощущался порезанным, местами торопливым, неравномерным. Словно этой истории требовалось часа четыре минимум на полноценное раскрытие.
Я до конца не хотел верить этим оценкам и в кинотеатре все ждал с тревогой, когда же закончится «первая часть», которую называли хорошей, и начнется сумбур и расфокусировка, в которую фильм скатывается дальше. Никакого жесткого перехода я так и не ощутил и вышел из зала вполне довольным, затем долго пытался оправдать фильм в голове. Смотрится же, не скучно же, красиво же?
Естественно, красиво – оператором тут выступал Роберт Ричардсон, снявший «Взвод», «Казино», «Авиатора» и все последние фильмы Тарантино. Если честно, после трейлера я даже ожидал еще больше впечатляющих кадров, но картинка в любом случае выглядит потрясающе. Работа над костюмами и декорациями безупречная, погружение в эпоху полное. Ткани, покрой костюмов, подбор цветов – все это на абсолютно запредельном уровне. Фильм явно подгоняли под Оскар.
И все же, после того, как я дал себе день на то, чтобы уложить фильм в голове, я перестал пытаться. Пришлось признать, что критики были правы. Фильм абсолютно расфокусирован, он хватается за столько тем сразу, что под конец становится абсолютно непонятно, о чем он был.
Не нужно путать это с сюжетным хаосом а-ля «Бэтмен против Супермена», история складывается воедино и воспринимается достаточно цельно, но вот о чем эта история, сказать сложно.
Сначала мы думаем, что фильм будет посвящен хорошим людям, вынужденным преступать закон, или тому как преступный мир все больше развращает их. Нет? Может, ветеранам войны, которые вынуждены уйти в гангстеры, потому что только так они могут почувствовать себя по-настоящему свободными?
Фильм не задерживает внимание на какой-то определенной теме, на конкретном периоде жизни героя – они регулярно сменяют друг друга и у всех свой собственный мотив.
Сначала это история любви, гордости, авантюризма, затем – мести, раскаяния, смирения, потом это становится фильмом о гангстере, строящим свою империю, затем снова историей любви, но уже другой, потом историей мафиозных стычек в борьбе за контроль над миром подпольного алкоголя, затем снова историей мести и так далее.
В итоге, мы получаем пространную зарисовку на тему «Жизнь человека». Без конкретных выводов, каких-то раскрытых глубоких тем, просто серия событий. И оправдывать это уже не хочется. Фильм потерял стержень и развалился, вспомнить его через несколько лет будет довольно сложно. Помнишь тот фильм Аффлека, где… ну, там еще крокодилы трахались.
Сказать, что фильм плохой, тоже нельзя. Он просто так и не стал выдающимся. И все же – тут великолепный визуальный ряд, возвращение в знаковую эпоху с ее машинами, нарядами, музыкой и нравами, экшен Аффлек по-прежнему снимает потрясающе, хоть из больших экшен-сцен тут лишь погоня (похожая на погоню из «Города воров» – тоже ограбление банка, смена машин и т.д.) и перестрелка в конце, которая, безусловно, сделана отлично.
И да – здесь целый набор прекрасно сыгранных ролей второго плана.
Эль Фаннинг в роли дочери шефа полиции и Крис Купер в роли ее отца, Зои Салдана и Сиенна Миллер (которую очень сложно узнать) в роли двух возлюбленных нашего героя, Брендан Глисон в роли его отца и даже Крис Месина в роли усатого друга героя. Они впечатляют тем, что смогли снова создать уникальный образ, сильный и притягивающий внимание, они запоминаются – куда больше чем сам главный герой.
Сказать честно, сам Аффлек сыграл очень бледно. Практически никаких сильных сцен тут нет – он ходит по большей части с каменным лицом и говорит реплики. Кто-то скажет, что он всегда был паршивым актером, но «Исчезнувшая», «Расплата» и даже его изображение Брюса Уэйна убедили меня в том, что он способен играть. Здесь он почему-то решил идти в минимализм и это не дало ему создать по-настоящему яркий образ. Лучше бы он снова отдал роль брату, тот может и не гениальный режиссер, но как актер он сильнее.
Как сценарист Бен тоже показал себя не с лучшей стороны – не смог выделить в книге нечто, что уместилось бы в эти два часа и раскрывало бы одну тему. Решил взять всего понемногу и получил довольно постный суп.
Как режиссер Аффлек по большей части справился с задачей, но это было его работой надавать по шее Бену-актеру и Бену-сценаристу за то, что они налажали. Он этого не сделал.
Наверное, Аффлек лучше всего проявляет себя, когда не пытается усидеть на всех стульях сразу. Это не очень веселый вывод, учитывая, что в грядущем «Бэтмене» он снова занимается и сценарием, и режиссурой, и главной ролью.
Я не советую бежать на фильм в кино – шедевра мы не дождались. Но и отговаривать никого смысла не вижу. Если, несмотря на перечисленные недостатки, вы готовы на пару часов погрузиться в ревущие двадцатые и лихую жизнь бутлегеров с прекрасной картинкой, классной музыкой и любвеобильными крокодилами, то почему нет? Ну и что, что ни о чем? Смотрится же, красиво же.