17 февраля 2017
Обновлено 17.02.2017

Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном

16 февраля в наш прокат вышел китайский фэнтази-эпик «Великая стена» с Мэттом Деймоном, Цзин Тянь, Уиллемом Дефо и Педро Паскалем (принц Оберин из «Игры престолов»). Картина рекламировалась как самый дорогой фильм, снятый полностью на территории Китая, и посвященный ее величайшему вкладу в мировую архитектуру – мечте Трампа, стене протяженностью 8851 километр, строили которую больше полутора тысячелетий. Строили, как оказалось, не от кочевников и не от эмигрантов, а от инопланетных рептилий.
16 февраля в наш прокат вышел китайский фэнтази-эпик «Великая стена» с Мэттом Деймоном, Цзин Тянь, Уиллемом Дефо и Педро Паскалем (принц Оберин из «Игры престолов»). Картина рекламировалась как самый дорогой фильм, снятый полностью на территории Китая, и посвященный ее величайшему вкладу в мировую архитектуру – мечте Трампа, стене протяженностью 8851 километр, строили которую больше полутора тысячелетий. Строили, как оказалось, не от кочевников и не от эмигрантов, а от инопланетных рептилий.
Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном - фото 1

«Великая стена» – из тех фильмов, о которых очень сложно писать, настолько они невзрачные и незапоминающиеся. Не идеально никакие и не абсолютно, хирургически бестолковые, как «На 50 оттенков темнее» (на такое рецензии и пишутся легко, и читаются весело), а просто компетентно-проходные.

Вроде масштаб, вроде экшен, вроде визуальные находки и вроде как спецэффекты, при этом сам фильм после себя оставляет не больше, чем чизбургер. Если «Стена» должна была стать стартом нового крупнобюджетного китайского кино, то вышло у нее это не сильно лучше, чем у «Притяжения» перезагрузить российский блокбастер.

Помните в 2013 выходил фильм «47 ронинов»? Правильно не помните – он стирается из памяти быстрее обращения президента в Новогоднюю ночь.

Там тоже была история о чужеземце, ведущем азиатов в бой со сверхъестественным врагом. Несмотря на то, что «Ронины» получились слабыми, «Стена» умудряется не дать даже того, что вышло у них. История Киану была лучше проработана и поворотов на его пути было больше, визуально фильм был куда богаче и разнообразнее – как в плане пейзажей, так и в плане визуального дизайна врагов.

Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном - фото 2

Тоже вышел 16-го. Если у вас прокатывают – посмотрите лучше «Патерсона» Джармуша.

Здесь же все крайне минималистично – имеется стена, имеется разноцветное китайское войско на ней. Герой Дэймона едет в Китай, чтобы выкрасть секреты страшного нового оружия – черного пороха, но его берут в плен. Постепенно он доказывает свою ценность, проявив храбрость в бою, и сам вырабатывает некое подобие благородства, выбирая остаться и сражаться вместе с китайцами, ибо зло, которое они пытаются остановить, грозит уничтожить весь мир.

В наборе задников фильм имеет лишь пресловутую стену, причем совсем небольшой ее отрезок, затем пустыню, степь и немного сцен в городе. Иногда на горизонте видны горы. Помещения внутри стены особым лоском не блещут, в общем ощущения путешествия в волшебный Китай фильм вряд ли создаст.

Армия, которая в трейлерах выглядела как фан-клуб Могучих Рейнджеров, оказалась разноцветной не просто так.

Красные доспехи лучникам, синие – женщинам. Спасибо, что не розовые. Оранжевые – пехота. Или фиолетовые. Так, а кто тогда оранжевые? Ну, вы поняли – полностью оправданное визуально-сюжетное решение. Женщины в синем – копейщицы-дайверы. Их задача – нырять вниз со стены на банджи-тросах и втыкать копья в монстров, затем женщин выдергивают обратно. Мягко говоря, крайне сомнительная тактика. Почему женщин отрядили заниматься именно этим и почему этим занимаются исключительно женщины – загадка. Возможно, уже тогда Китай пытался как мог сократить процент женского населения.

Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном - фото 3

Сами монстры – отдельная тема. Их правильно почти не показывали в трейлерах, строя интригу вокруг некого ужасного зла, атакующего стену. На деле зло оказалось инопланетной армией зергов, которые в силу своей природы рашат стену. Метеорит упал на Землю, твари расплодились на одной горе, а затем со странной периодичностью (каждые 60 лет, как по часам), начали лезть на стену.

У тварей есть Королева, которая управляет всеми их действиями, поэтому атаки не совсем бестолковые – зерги умеют ретироваться, захватывая с собой раненых, совершать обманные маневры и устраивать засады. Естественно, как все ужасающие массы противников в современных блокбастерах, они способны наваливаться не просто толпой, а неостановимым потоком, залезая на стену друг другу по головам, формировать подобие живой лестницы.

У создателей фильма была возможность разгуляться вволю, выдумать тварей, которые заставили бы Гигера и Лавкрафта обняться и трястись.

Вместо этого мы видим скучных ящерособак с кучей зубов и глазами на плечах. Близорукие монстры, видимо, должны носить погоны с диоптриями.

Но главное разочарование в том, что типов монстров всего три. Рядовой ящеропес, стражник королевы с воротником а-ля плащеносная ящерица и, собственно, сама Королева. Выглядят все три монстра очень похоже, Королева не впечатляет абсолютно – серая и невзрачная. Естественно, если ее убить, остальная армия отключится – как во всех нормальных фильмах (привет, «Призрачная угроза»).

Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном - фото 4
Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном - фото 5

Когда я увидел в начале фильма погоню, в ходе которой безликий преследователь Дэймона сотоварищи валится с лошади в слоу мо, я поймал себя на мысли, что смотрю «Ночной дозор». Настолько неуместного и внезапного замедления, которое не дает абсолютно ничего и призвано накачать динамикой мертвую сцену (с чем, естественно, не справляется), я давно не видел.

Можно было подумать, что постановкой занимался новичок, но нет, снял «Стену» не кто иной, как Чжан Имоу, режиссер (помимо прекрасных камерных драм) «Героя» и «Дома летающих кинжалов», каждый из которых даст сто очков вперед этому «самому дорогому китайскому фильму в истории» и по развитию персонажей, и по красоте визуального ряда и, конечно, по увлекательности экшена.

Саундтрек писал Рамин Джавади – с тем же результатом. Автор великолепных треков для «Игры престолов» и «Мира Дикого Запада» на этот раз создал музыку, которая не запоминается абсолютно.

Вдумайтесь – мы получили китайское кино, в котором нет драк – и не потому что это драма. Да, здесь есть стрельба из лука и ныряние с копьями, есть махание мечом и метание кинжалов, но все это выглядит по-голливудски пресно. Того шика, которое могут принести лишь азиатские экшены со своей школой каскадеров и высокой планкой для всего, касающегося боевых искусств, тут нет. Красиво, но не увлекательно ни разу.

Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном - фото 6

Логика в фильме, как обычно, становится первой жертвой. Монстры атакуют стену больше чем в восемь тысяч километров длиной – атакуют каждый раз в одном и том же месте. Почему каждые 60 лет? Безымянный орден стережет стену и отражает атаки, но ни разу не попытался нагрянуть на проклятую гору и попытаться уничтожить заразу раз и навсегда.

Порох они используют не всегда и везде, а только под конец, ибо такая это страшная и плохая штука, не хочется ее лишний раз доставать. Ну, и то, что макгаффин, который позволил переломить ход войны, абсолютно случайно все это время валялся у героя в сумке – это пять. Персонаж Уиллема Дефо, 25 лет ждавший «подходящего момента» – это десять.

Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном - фото 7

Ясно, что этот фильм – попытка Китая заработать на западной аудитории так же, как Голливуд зарабатывает на их собственной. Попытка, что забавно, совместная – помимо звезд у фильма отчасти западные продюсеры, по оператору с каждой стороны и полностью западные сценаристы – аж шестеро. Среди них Эдвард Цвик, режиссер и сценарист «Последнего самурая», Макс Брукс, приложивший руку к написанию «Войны миров Z» (ясно, откуда живая лестница в фильме), и два сценариста «Принца Персии», еще одной ленты про звезду Голливуда, спасающем древнюю иностранную державу.

Фильм обвинили в реализации шаблона «белого спасителя» – типовой истории о том, как иностранец спасает беспомощных и диковатых иноземцев, становится первым среди равных. «Аватар», «47 ронинов» и все тот же «Последний самурай» – яркие примеры «жанра».

На первый взгляд «Стена» того же племени – иноземец становится ключом к победе, помогает очаровательной генеральше спасти столицу, поражает всех своим боевым мастерством (он не то и впрямь круче всех, не то вежливые и нехвастливые китайцы просто не выпендриваются в ответ) и демонстрирует духовное перерождение. Логично ждать такой перспективы от голливудских сценаристов, да и от китайских продюсеров, которые хотели подмазаться к западной аудитории. Да-да, вы молодцы, и пиписьки у вас длиннее, без вас мы бы тогда не справились.

Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном - фото 8

Но если присмотреться, теория разваливается, вылезают совсем другие мотивы. Запад представлен в фильме троицей наемников без чести и совести – все трое явились в Китай чтобы выкрасть секрет пороха, причем врут об этом, притворяются торговцами, а завоевав доверие, готовы тут же его предать и сбежать с ворованным порохом.

Китай представлен превосходящим Запад в научно-технологическом плане (изобрели порох, построили стену), социальном (солдаты готовы отдать жизнь за родину, они храбры и четко следуют приказам, женщины в армии на равных правах) и моральном – мы тут отдаем жизни за весь мир, если бы не мы, человечество бы сожрали.

Даже макгаффин был принесен человеком Запада, но вот силу его открыли китайцы, они же придумали, как использовать его в бою.

Одна деталь выбивается из общего гимна великому и могучему Китаю – император показан трусливым ребенком, который прячется за троном в момент опасности. Но потом понимаешь – это же критика не правительства Китая вообще, а конкретно гнилой монархии. Была бы уже тогда у руля Партия, она бы за троном не пряталась, она бы обмотала вокруг шеи инопланетного спрута свою генеральную линию и задушила бы.

Рецензия на «Великую стену» с Мэттом Дэймоном - фото 9

В общем, фильм получился так себе. Это не веселый безумный трэш, который можно было бы посмотреть смеха ради, но и не что-то стоящее, что можно рекомендовать к просмотру в кино. Картина откровенно слабая, я рекомендую ее пропустить и не оглядываться.

Китайский сайт Douban рискнул поставить фильму 5.4, за что правительство обвинило его в нанесении ущерба национальному кинематографу. Оценка тут же бесследно исчезла с сайта, как стальные шарики внутри Анастеши Стил.

Я очень надеюсь, что за мою негативную рецензию Коммунистическая Партия Китая не отберет мой аккаунт на Али, не взорвет дистанционно наши Xiaomi-девайсы и не потребует обратно золотое кольцо Всевластия за три доллара.

Комментарии 84
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
gandzik
gandzik
и сюда Анестейшу приплел вот проняло то, а) а фильм параша, чего и следовало ожидать)