25 сентября 2016
Обновлено 28.09.2016

Рецензия на «Великолепную Семерку»

22 сентября в наш прокат вышла «Великолепная семерка» –  ремейк одноименного фильма 1960 года, который сам по себе был ремейком «Семи самураев» Куросавы, снятого в 1954-м. Американская версия сильно отличалась от оригинала в плане тона, серьезности, мотивации и характера персонажей, но она нашла себе поклонников и ценится по сей день.
22 сентября в наш прокат вышла «Великолепная семерка» – ремейк одноименного фильма 1960 года, который сам по себе был ремейком «Семи самураев» Куросавы, снятого в 1954-м. Американская версия сильно отличалась от оригинала в плане тона, серьезности, мотивации и характера персонажей, но она нашла себе поклонников и ценится по сей день.
Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 1

Фильм вышел сносным, а экшен – зрелищным, сходить похрустеть попкорном на это можно. Это не новые «Охотники за привидениями», никакой десакрализации классики на этот раз не случилось, да и такой армии привередливых фанатов у «Семерки» нет. Это просто очередной серый и пресный ремейк, попытка нажиться на ностальгии и проверенных тайтлах. Недостаточно плохо, чтобы быть оскорбительным, недостаточно хорошо, чтобы стать «ремейком, который смог». Серединка на половинку.

Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 2

Я уже упоминал, что для меня ключевым аспектом при оценке кино становится то, увижу ли я хоть в какому-то аспекте работу талантливого человека, который сумел сделать что-то свое – сильное, оригинальное, пробирающее до костей. Это не обязательно должна быть драматическая сцена, великолепный диалог или гениальный твист, пробрать может и от круто поставленного экшена, который в руках мастеров сам по себе становится выразительным языком, рассказывающим историю, а не просто усладой для глаз («Рейд» и «Дорога ярости»), это может быть удачная шутка или один-единственный взгляд. Важно, чтобы в этот момент создатели сказали нам что-то через эту сцену или деталь, и мы услышали и восхитились. Короче, я хочу чувствовать талант людей, на чей труд смотрю.

Надо ли говорить, что в большинстве случаев никакого таланта там не видно. Это касается не только летних боевиков, а всех жанров: хоть проходных драм, хоть банальных комедий. Не видно таланта, видно трусливое и слепое следование шаблонам, отработка программы. Как будто эти люди не способны придумать ничего своего и лепят наобум то, что видели у других.

Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 3

С «Великолепной семеркой» та же история. Мало того, что фильм дважды вторичен по своей природе, так еще и не пытается привнести ничего своего, полностью поглощенный задачей растерять как можно больше наработок своих прототипов.

Начать с того, что наши семеро смелых на этот раз вышли крайне плоскими и непроработанными. Мы мало что знаем об этих людях и различать их было бы сложно, если бы их не играли знакомые актеры (Дензела Вашингтона, Криса Пратта, Итана Хоука и Винсента Д’Онофрио большинство узнает). Они харизматичны, они круто стреляют, но и все на этом. Попробуйте расскажите мне хоть что-то о герое Криса Прэтта – кто он, откуда, чем занимается, он хаотично-нейтральный или законопослушный злой? Это не герой, это ухмылка с револьверами, получающая меньше проработки предыстории и объема, чем Маккри.

Соответственно, об актерской игре тут говорить не приходится. Прэтт играет Прэтта, Дензел – Дензела. Они отлично справляются.

Больше им играть нечего, потому что персонажей им не написали, можно лишь побухтеть на тему того, что они могли бы попробовать преобразиться сами по себе, чтобы отличаться от своих образов в других фильмов. Вон, Д’Онофрио так преобразился, что его узнаешь минут через десять. Но, может, у них в контракте было прописано «сыграть типичных Прэтта и Дензела», чтобы на фильм пошли те, кому хочется еще немного «Великого уравнителя» и «Мира Юрского Периода».

Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 4

Ясно, что сравнение кэшгрэб-ремейка с шедевром Куросавы – занятие так себе, но стоит отметить некоторые аспекты, чтобы увидеть глубину разделяющей их пропасти.

В «Семи самураях» показано столкновение двух культур, двух слоев общества со своей моралью и системой ценностей – самураев и крестьян. Это противопоставление куда важнее для фильма, чем сражение с третьей стороной – разбойниками, именно между крестьянами и самураями разворачивается основной конфликт произведения, разбойники же здесь – скорее природное явление, буря, заставляющая героев противостоять ей совместными усилиями. Селяне нанимают воинов, чтобы те рисковали своими жизнями, спасая их урожай, но при этом – обманывают их, скрывают свои запасы и прячут дочерей, показывая недоверие и малодушие (этот лейтмотив присутствовал отчасти и в первом американском ремейке – там жители деревни попросту предали своих спасителей).

Самая большая проблема в том, что у «Великолепной семерки» за внешним слоем ничего нет. Мы знаем, что фильм о семерых метких стрелках, которые защищают добро от зла. Ни мы, ни фильм, больше ничего о них не знаем, сюжет движется только на нашей немой договоренности с создателями, что это логично и обоснованно. На самом же деле мотивации персонажей неясны ни черта (кроме героя Дензела, но о ней поговорим отдельно). Причем нельзя сказать, что мотивации эти сомнительные, так как мы о персонажах ничего не знаем, поэтому не можем сказать, пошли бы они на такое дело или нет, какую цену бы потребовали.

Вопрос «почему эти люди собрались здесь и решили защищать город» так и остается неотвеченным. Казалось бы, ну экшен же, какая разница, главное, чтобы «пиу-пиу», но из-за того, что персонажи получаются насквозь картонными, мы не погружаемся в историю, не переживаем за них, не болеем, не радуемся.

Плененного разбойника самураи хотят пощадить, а селянка забивает его до смерти тяпкой – еще один пример различий в кодексе чести.

Плененного разбойника самураи хотят пощадить, а селянка забивает его до смерти тяпкой – еще один пример различий в кодексе чести.

Экшен в «Самураях» тоже, кстати, великолепен

Экшен в «Самураях» тоже, кстати, великолепен

Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 7
Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 8

В конце старого вестерна сами ковбои говорят, что победили не они – победили крестьяне. Воины же потеряли большую часть своей «семерки» и стоят на могилах – теперь беда прошла, и они лишние на празднике. Скрипач больше не нужен.

В «Самураях» такая концовка служила намеком на то, что умелые воины с жестким кодексом чести отмирают, в них ушла необходимость, что усиливалось еще и нарочитым противопоставлением огнестрельного оружия (которое имелось только у разбойников) и самурайских мечей.

Этот смысловой слой, ясное дело, ушел еще в первом американском ремейке, и все же Антуан Фукуа мог придумать что-то свое. Он ограничился неуклюжим вбросом на тему того, что демократия давно приравнялась к капитализму и злодей, отбирающий землю у горожан – вроде корпорации, подминающей простых граждан. Окей.

Сладко-горькая концовка, навевающая меланхолию и заставляющая думать, была ценной составляющей обоих прототипов.

У Куросавы молодой ученик самурая сошелся с селянкой и в конце хотел остаться с ней, но остановился посредине моста – поняв, что этому союзу не суждено случиться. В старой «Семерке» самый молодой из героев все же остается жить в деревне с местной девушкой – и это неплохо подчеркивает разницу культур. В новом ремейке никаких любовных историй нет, но хвалить за это фильм не хочется. В нем и так много чего нет.

Впрочем, ему романтическая линия и впрямь вряд ли бы далась впрок, так как в прототипах четко была видна граница между селянами и защитниками, любовь двух молодых людей служила мостом, который связывал эти два мира вопреки предрассудкам. В новом фильме жители деревни и ковбои не выглядят людьми из разного теста, которые не понимают друг друга, поэтому никакие мосты им не нужны.

Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 9

Но самое грустное, что уже отмечали некоторые критики, что в новой «Семерке» Фукуа сходит на нет вся идея донкихотства. Изначально защитники решались вступиться за незнакомых людей, попавших в беду. Оплата была символическая, а опасность – огромная, и все же они сделали это исключительно из соображений чести. В ковбойской версии – еще и с примесью искупления, попытки загладить свои грехи чем-то хорошим.

Фукуа же выдает под конец «твист», который я не боюсь заспойлерить, так как он ничего не дает. Лидер семерки, оказывается, впрягся в этот бой из сугубо эгоистичных побуждений – главный злодей убил его близких, и он решил отомстить. Выходит, на горожан и награду ему изначально было плевать, а остальных ковбоев и индейца он использовал для собственного дела – ничего не сообщив им о своей истинной мотивации. Гениально.

Фильм о самаритянах превратился в очередную историю о мести, как будто их без этого мало.

Мотивация остальных не поможет перевесить этот твист, так как о ней вообще ничего не известно – что за люди, зачем полезли… Фильм продолжает относиться к этому вопросу как к риторическому – ну очевидно же. Ковбои – люди простые, видят деревня горит – надо защитить.

Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 10

Возвращаясь к теме раскрытия персонажей и создания групповой динамики всей семерки, можно вспомнить и яркие эпизоды, которые старые фильмы использовали для представления своих героев. Лидер самураев спасает ребенка от захватившего его в заложники грабителя, этот поступок заставляет молодого аристократа попроситься к нему в ученики. Бродяга, тоже желающий стать его учеником, получает отказ. Позже, он все же становится частью семерки, но изначальная реакция самурая на его просьбу показательна и высвечивает характеры всех трех героев.

В первом ковбойском ремейке мы видели, как будущий лидер семерки силой добивается того, чтобы индейца похоронили на общем кладбище, несмотря на протесты местных жителей. Он показывает то, что готов вступить в перестрелку просто чтобы добиться справедливости для абсолютно незнакомого человека другой расы, к тому же – уже мертвого. Его поступком впечатляется молодой Чико, так мы получаем Учителя и Ученика.

В новом фильме есть подобная пара, Стрелок и его протеже Билли – азиат, виртуозно управляющийся с ножами. Но мы не видим сцену их знакомства, они приходят в город уже давно состоявшимся дуэтом, как и почему они сдружились мы понятия не имеем. Их взаимная поддержка вызывает в нас отклик, но ему не на что опереться, так как мы по-прежнему не знаем о них ничего.

Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 11

Нужно сказать что-то о злодее, но говорить о нем абсолютно нечего. Это очередной эталон никакущего антагониста, которому выделили сцену в начале и не выжали из нее ни фига. Затянутая, тщетно пытающаяся нагнать тарантиновского саспенса сцена в церкви, которую хочется перемотать, так как она насквозь прозрачна и нереально скучна, временами – болезненно бессильна. Складывается ощущение, что у фильма не хватает ни то ума, ни то смелости, ни то рейтинга, чтобы показать нечто более впечатляющее, заставляющее нас бояться злодея.

Экшен, несмотря на то, что смотрится неплохо, тоже вымывается из головы за ночь. Стреляли. Больше ничего не помню.

Ни сцен, ни ярких моментов, ни крышесносных проявлений героизма или впечатляющих попаданий. Если бы эта финальная баталия происходила в Overwatch, сложно сказать, что могло бы стать лучшим моментом этого матча. Ну, помимо типичного «Bastion PTG» в исполнении пулемета Гатлинга.

Герои вроде палят из револьверов, метают ножи и томагавки, вроде попадают, враги падают, а охать и ахать от этого не хочется. Даже после трейлера старой «Семерки» больше чувствуешь песок на зубах, запах пороха и отбитую об седло жопу, даже несмотря на опереточные костюмы и переигрывающих актеров. Да, реализма мало, с живыми людьми их не спутаешь, но они отлично смотрелись как персонажи непростой притчи, а в новом фильме мы не видим ни живых людей, ни полноценных объемных персонажей – просто актеров, играющих в капустнике на тему вестернов.

Рецензия на «Великолепную Семерку» - фото 12

Если честно, глядя на двухчасовой хронометраж нового фильма, вообще невозможно понять, как они умудрились не сделать за это время ничего. Не уделить время персонажам, не показать их стычки с селянами и разницу во взглядах. Чем они вообще занимались два часа? Экшена тут ведь не больше, чем в старых фильмах. Складывается впечатление, что носили воду решетом, просто растеряв время на неумело сбитую историю.

Если вы хотите сходить на забористый экшен в кино – фильм более-менее справится.

Если просто хотите увидеть хороший фильм с подобным сюжетом – посмотрите лучше «Семь самураев», он смотрится на удивление легко и увлекательно, ему не приходится делать скидок.

Хочется чего-то поновее – возьмите «13 убийц» Такеши Миике, тоже ремейк классики, кстати, сюжет там похожий, сражения бесподобны, тем более что вся вторая половина фильма по сути – это бесконечная экшен-сцена. Сеттинг тот же – самураи, оборона единиц против десятков и сотен.

Душа просит непременно ковбоев? Смотрите лучше старую «Семерку». Или что-то из недавних вестернов, хоть они все – больше драмы, чем фильмы о перестрелках: «Омерзительная восьмерка», «Строго на запад», «Выживший», «Железная хватка». Даже пиксаровский «Флик» будет более логичным выбором. Сюжет там, естественно, все тот же – бедные крестьяне нанимают «героев», чтобы те помогли прогнать грабителей, отнимающих их еду.

Комментарии 115
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Pviner
Pviner
Первый