Рецензия на «Уйти красиво» с Майклом Кейном и Морганом Фриманом
Я очень тепло отношусь к Браффу, не только за его главную роль в сериале «Клиника», который был глуповатым, но милым и изобретательным, а прежде всего за его первый фильм, «Страну садов», где он выступил как в качестве режиссера и сценариста, так и исполнил главную роль, взяв на роль своей девушки юную Натали Портман, а на роль приятеля – Джима Парсонса.
Это абсолютно потрясающая драма, один из самых искренних и человечных фильмов, что я видел. И я с куда большим удовольствием бы сейчас написал бы статью о нем (так как про «Страну садов» можно говорить часами), чем возвращался к новой картине Браффа, потому что про нее, к сожалению, мне практически нечего сказать.
Это, безусловно, не плохой фильм. Он работает как комедия и скуки не вызывает, проблема одна – он абсолютно конвейерный.
Я не скажу, что он лишен любви к материалу или человеческой теплоты, нет, просто Зак, снявший до этого две оторванные от привычного Голливуда инди-драмы, внезапно снимает типичный студийный фильм, где все разыграно как по нотам – очень знакомым, проверенным нотам.
Три старика работали на заводе всю свою жизнь, вышли на пенсию и внезапно узнали, что фирма закрывает свое производство в штатах, ставшее слишком дорогим, переносит его в Азию, а вместе с этим и упраздняет пенсионный фонд. Раз у них нет производства в Штатах – нет и ответственности перед рабочими, поэтому деньги пенсионного фонда фирма просто пустила на погашения долгов.
Короче, пенсии нет и не будет, а тем временем у одного друга отказывает почка, другого банк выселяет из дома, третий и без того живет на раскладушке у первого. Ситуация критическая, все трое остались без средств к существованию и могут пойти по миру.
Заводила банды в исполнении Майкла Кейна случайно оказывается в банке в то время, как его грабят – у преступников все выходит так легко и складно, что старик задумывается о собственном ограблении. Он убеждает остальных, что даже тюрьма будет для них благоприятным исходом, ведь это бесплатный ночлег и еда для них-банкротов, и старики начинают планировать операцию, заручаясь поддержкой нанятого за процент будущего куша местного «криминального элемента».
Грабить они собираются тот самый банк, что отнял их деньги и пытается отобрать дома, поэтому старая гвардия решает взять лишь то, что им задолжали и ни цента больше. Подобную идею мести банку мы уже видели недавно в замечательном «Любой ценой», да и до этого она встречалась довольно часто.
Первое, что должно работать в подобной задумке – это персонажи. Три героя должны быть достаточно проработанными, раскрытыми, отличаться друг от друга и вызывать симпатии зрителя каждый по-своему. Майкл Кейн, Морган Фриман и Алан Аркин отлично смотрятся вместе, в их крепкую дружбу верится без труда. К моему удивлению, именно Аркин, наименее известный широкой аудитории из этой троицы, произвел на меня самое большое впечатление.
Персонажей старательно раскрывают не через некие затяжные атмосферные сцены, а через дополнительные сюжетные линии: герой Фримана вынужден общаться с дочерью и внучкой по скайпу, так как они живут далеко, а он мечтает видеть их чаще раза в год. Внучка героя Кейна растет без отца, тот сбежал от ответственности, а старик пытается наставить его на путь истинный. Персонаж Аркина после некоторого сопротивления прогибается под чарами знакомой продавщицы, с которой у них начинается страстная интрижка.
Это все побочные сюжетные линии, собранные из до того базовых и знакомых блоков, что практически не сближают нас с персонажами. Мне показалось, что в оригинальной версии 1979 года героев пытались раскрыть через более неожиданные моменты, через ощущения и детали нежели через факты и отношения с семьей, поэтому, несмотря на то, что мы знали о персонажах меньше, мы больше их понимали.
Что расстроило меня больше всего, так это сама сцена ограбления. Казалось бы, центральное событие фильма, но по продолжительности, увлекательности и неожиданным поворотам оно уступает даже предшествующей сцене «пробы пера». Вот она действительно прекрасна – старики решают не идти сразу в банк, а опробовать свои силы в небольшом преступлении – воровстве из супермаркета.
Это великолепно разыгранная комедийная сцена на грани фарса с отличным юмором и динамикой, она выделяется на фоне остального фильма, так как кажется, что это единственный момент, когда картина позволила себе оторваться и действительно уйти в фан без попыток драматизации.
По сравнению с ней главное ограбление бледнеет – нет там уже ни нелепых ошибок, ни уморительной погони, все происходит довольно скучно и довольно быстро.
Да, Брафф постарался обставить ограбление в духе «Одиннадцати друзей Оушена» – с тщательной подготовкой, изучением места, положения камер, разработкой алиби – это все получилось действительно интересно. Но опять же, вся эта подготовка выливается в довольно скучную реализацию плана. Хотя именно здесь, казалось бы, нужно было сконцентрировать все креативные силы и выдать нечто запоминающееся.
Да, это не «Схватка» с ее легендарной затяжной перестрелкой после ограбления и не «Темный рыцарь» с последовательным отстрелом преступников, и даже не «Ограбление по-итальянски», где главную роль играл все тот же молодой Майкл Кейн, с запоминающейся погоней на «Мини».
И все же, здесь нужно было придумать нечто свое, комедийное, непредсказуемое и увлекательное, но создатели фильма почему-то решили не уделять ключевой сцене достаточного внимания.
«Уйти красиво» это качественный, но проходной фильм. Брафф показал себя умелым режиссером, но я не могу сказать, что увидел хоть что-то, что он добавил от себя, от чувственного и вдумчивого режиссера «Страны садов» и «Хотел бы я быть здесь». Это очень стерильная голливудская режиссура столь же невыразительного, стандартного сценария, выстраивающего умеренно связное и увлекательное повествование из стандартных блоков.
Да, в фильме затрагивается проблема банков, грабящих страну, и социальной нестабильности, которая из этого вытекает, но я не могу сказать, что это делает его внятным политическим или социальным высказыванием.
Вышла не отрывная комедия про трех стариков, решивших совершить нечто рискованное и удалое ради ярких ощущений напоследок, а картина об отчаявшихся пенсионерах, которым не оставили особого выбора, кроме как пойти на преступление. Это уже не особо смешно и уж точно не дышит энергией фильмов, вдохновляющих вырываться из собственных рамок и жить на полную.
Возможно, для многих это будет плюсом, так как фильмов про «дедов в отрыве» уже было достаточно, включая «Дедушку легкого поведения» и «Старперцев» с тем же Фриманом, и они все получились гораздо хуже, чем «Уйти красиво».
Некоторые критики призывали не пытаться анализировать картину сверх меры – это простая классическая комедия, нацеленная на ту же пожилую аудиторию, которая может посмотреть в кино на героев, с которыми мгновенно почувствует связь. Нестрашно, что фильм вышел не слишком бойким, оригинальным и экспериментальным.
Если вы хотите посмотреть хорошую теплую комедию, «Уйти красиво» вам более чем подойдет, но не стоит ждать от нее чего-то большего.
Многие фильмы, на которые я писал рецензии в последнее время, были потрясающе красиво сняты («Молчание», «Живое», «Лекарство от здоровья») и заслуживали того, чтобы сходить на них в кино и посмотреть на большом экране, даже если это были драмы, а не блокбастеры с их зрелищными спецэффектами.
Фильм Браффа можно смело смотреть дома, правда, его выхода на домашнем видео ждать придется еще до полугода. Если вам прямо сейчас необходима классическая комедия без сортирного юмора с отличными актерами – идите в кино не раздумывая.