Рецензия на «Удачу Логана»
Содерберг – режиссер однозначно одаренный и любопытный, хотя далеко не все его эксперименты увенчались успехом. Самые мейнстримовые и простые его фильмы – пресловутая трилогия «Друзей Оушена» забрались аж в топ-250 Кинопоиска, а вот великолепный «Нокаут» (Джина Карано, Ченнинг Татум, Майкл Фассбендер, Юэн МакГрегор) с потрясающими драками и операторскими находками или небезынтересная «Девушка по вызову» с Сашей Грей в ее первой серьезной роли были публикой встречены более чем прохладно и не добрались даже до 6 баллов.
Иногда, впрочем, Стивен снимает нечто правда странное, например, свою версию «Соляриса» с Клуни, а иногда – нечто сильное и попадающее в людей: «Траффик» или «Больницу Никербокер».
Иногда нечто скромное и прекрасное, но проходящее мимо широкой аудитории – тот же «За канделябрами». Как бы то ни было, я лишь пытаюсь подчеркнуть, что это далеко не простой режиссер и судить его лишь по «Супер Майку» не стоит.
Про «Удачу Логана» хочется сказать прежде всего то, что от нее не стоит ждать «Четырнадцати друзей Оушена», это не мейнстрим. С другой стороны, из всех фильмов Содерберга «Удача» ближе всего именно к данной трилогии и при просмотре вызывает схожие ощущения. Это нечто среднее между чисто развлекательным Оушеном и чем-то своим, авторским.
Персонажам тут уделяется больше внимания, схема ограбления за несколькими оговорками более простая и реалистичная (хотя не менее дерзкая и впечатляющая), а общий темп развития событий и течения сцен куда более размеренный и неторопливый, что массового зрителя может и отпугнуть. Но точно одно – это отличный фильм, который оставляет после просмотра широкую улыбку.
Уверенная режиссура обычно и производит такое впечатление – четкой работы всех идей, динамики сцен и развития героев, что доставляет удовольствие уже за счет этого ощущения профессиональной работы.
Сюжет прост – братья Логаны (Ченнинг Татум и Адам Драйвер) живут ни шатко ни валко, но потом старшего увольняют с работы и у него не остается выбора, кроме как искать более легкий способ заработка. Он решает ограбить денежное хранилище стадиона в день самой большой гонки года – наличка со всех лотков и магазинчиков стекается в большой сейф, вот его-то и нужно обокрасть. Наш герой подбивает на дело однорукого брата и помешанную на машинах сестру, а затем и разыскивает подходящего подрывника, который приводит с собой собственных олухов-братьев.
Главная особенность картины – это ее южный колорит: фермерские штаты с маленькими городками и простым народом, любящим стволы, гонки и пиво. Это можно в общих чертах назвать фантазией на тему «Что если бы Оушен был реднеком и друзья бы у него тоже были туговатыми южанами».
Как я уже упоминал в «главных фильмах сентября», критики пришли в восторг от перевоплощения чопорного британца Крейга в эксцентричного раздолбая Джо Бабаха. И я с ними согласен – ухмыляющийся зек с непростым чувством юмора действительно покоряет, не превращаясь при этом в плоскую карикатуру. Бабах у Крейга каким-то образом вышел более живым, сложным и обаятельным, чем Бонд. Непривычно видеть Дэниэла искренне наслаждающегося своей ролью, от роли 007 его уже слишком ощутимо подташнивает.
Не так давно мы видели еще одну картину про двух братьев-южан, занимающихся ограблениями в маленьких городках: «Любой ценой», но она на «Удачу Логана» не похожа совершенно. Жанром прежде всего: там где «Цена» упирала на драму и трагизм происходящего не просто с героями, а вообще с людьми, оказавшимися в схожей ситуации из-за действий банков, «Удача» ищет повод улыбнуться, следя за жизнью простых работяг, ветеранов, зэков южных штатов, но и в ней заметна идея несправедливости логики большого бизнеса по отношению к простым людям.
Смотреть «Удачу Логана» стоит прежде всего ради отличного юмора, который не выглядит вставленным специально в не слишком смешную сцену, это не шутки, которые бросает Тони Старк или Доктор Стрэндж, это юмор, вытекающий из ситуации и характеров персонажей, комедия положений.
Шутка про «Игру престолов», впрочем, выделяется на общем фоне своей нарочитостью, но она отличная, поэтому ей прощаешь. Это гениальный абсурд, вызывающий слезы умиления.
Ради отлично поданных персонажей, которые лишь кажутся туговатыми и недалекими, но оказываются способны на крайне сложные многоходовки. Ради знакомых актеров в крайне необычных и интересных образах. Флегматичный Драйвер тут немного напоминает своих героев из «Внутри Льюина Дэвиса» Коэнов или «Патерсона» Джармуша, а Татум – сурового пролетария из «Супер Майка», но и они достаточно колоритно смотрятся на фоне своих более привычных массовому зрителю образов.
Итог
«Удача Логана» все же не стала неким неожиданным прорывом года, который ожидался после унисона восторгов критиков, как не стал им и «Малыш на драйве», но это все еще отличное кино, которое обязательно стоит посмотреть – правда, все же скорее дома и желательно без перевода, потому что акцент и манера речи героев – это отдельный пласт фильма, теряющийся в дубляже полностью.
Но если «Малыш» не дотянул до «фильма года», потому что слил третий акт и недокрутил собственную главную фишку, потеряв ее где-то по пути, «Удача» заканчивается отлично и держится очень ровно весь фильм, не давая слабину, не вызывая скуки. Это просто довольно размеренный фильм, которому не хватает размаха на столь высокое звание. Но он туда явно и не целился, это скромная картина, которая успешно добивается поставленных перед ней целей.
Тут нет великолепных погонь и музыкальной постановки «Малыша», нет экшена как такового, но свой главный козырь – хитроумное дерзкое ограбление с двойным дном, в лучших традициях «Оушена» – она разыгрывает очень зрелищно. В конце концов, в фильме про ограбление главное именно это – заковыристый, но убедительный план и напряженное его выполнение.
Что до шикарного актерского состава: Татум, Драйвер и Крейг – основные герои, ими наслаждаешься сполна, а вот Кэти Холмс и Сэт Макфарлейн – это герои третьего плана и их в картине совсем мало (может, и к счастью, гений озвучки Сэт так и не научился играть вживую, лицом и телом), у Себастьяна Стэна (Баки) тут вообще не роль, а скорее камео, как и у Хилари Суэнк с Кэтрин Уотерстон (возможно, сцены с ними остались на полу монтажной). Это не плохо, просто лучше знать об этом заранее и не ждать кучи сцен с этими актерами.
В общем, Содерберг снял странное нечто, удачно умещающееся где-то между авторским и массовым кино, с отличным юмором, сложным и увлекательным сюжетом и фирменной вылизанностью режиссуры и монтажа – все идет стык в стык, слаженно и логично.
Если вас зацепил трейлер и сама идея «Оушена» в южной глубинке – обязательно посмотрите. Все, что картина обещала, она исполняет на все сто.