03 января 2016
Обновлено 18.01.2016

Рецензия на «Стива Джобса»

1 января до российских кинотеатров добрался «Стив Джобс», байопик о харизматичном гениальном подонке, навсегда изменившем облик индустрии. Это уже не первая (как минимум третья, если не считать документальные ленты) биография создателя Apple, но впервые за нее взялись такие звезды как Аарон Соркин, Дэнни Бойл и Майкл Фассбендер.
1 января до российских кинотеатров добрался «Стив Джобс», байопик о харизматичном гениальном подонке, навсегда изменившем облик индустрии. Это уже не первая (как минимум третья, если не считать документальные ленты) биография создателя Apple, но впервые за нее взялись такие звезды как Аарон Соркин, Дэнни Бойл и Майкл Фассбендер.
Рецензия на «Стива Джобса» - фото 1

Этот проект уникален еще и тем, что он создавался вокруг сценариста. Аарон Соркин в Голливуде уже очень давно, он занимался как фильмами, так и сериалами, но после успеха «Социальной сети» Финчера по его сценарию, Аарон стал «горячей штучкой», на которую начали засматриваться студии. Sony, видимо, решили, что нужно просто повторить всю схему – взять историю другой компьютерной революции и ее икону, того же сценариста с режиссером, звезду на главную роль – и вуаля, повторяем кассовый успех «Социальной сети».

Идея звучит здраво. Даже учитывая, что Кристиан Бейл и ДиКаприо отказались от роли, Финчер ушел с проекта, а потом и сама Sony отказалась от фильма, снимала его уже Universal. Дэнни Бойл – достойная замена, да и Фассбендер не Эштон Кучер.

История Джобса и Apple куда интереснее и богаче на безумные повороты, чем история Цукерберга и его фейсбука. Да не было у Цукерберга никогда такого количества евангелистов, как у Apple, готовых сожрать любого, кто посмеет вслух произнести имя зеленого робота. Фильм должен был собрать кучу денег.

Вот только что-то пошло не так. Фильм провалился с треском. На данный момент он находится в прокате по всему миру больше двух месяцев (мы как обычно тащимся позади) и до сих пор не смог даже отбить свой скромный бюджет в 30 миллионов, собрав лишь 25 в сумме. И наш запоздалый прокат вряд ли ему поможет.

Рецензия на «Стива Джобса» - фото 2

Я обожаю Соркина за его сериалы, особенно «Службу новостей», даже писал о том, что потеряет телевидение с окончательным уходом Соркина из сериалов в кино. Уважаю Бойла, Фассбендера и Кейт Уинслет. Да и история Джобса меня всегда завораживала – я читал несколько книг, засмотрел до дыр «Пиратов Кремниевой долины».

Изначально я относился с опасением к идее отказаться от пересказа всей жизни Джобса в пользу показа лишь трех ключевых моментов его истории – запуска трех продуктов. Макинтоша, компьютера Next и iMac. Но при просмотре я понял, что идея все же работает и Соркин умудрился показать в этих получасовых отрывках больше, чем можно было предположить.Я даже включил фильм в список лучших лент 2015 – правда, не в первую десятку, а в догоняющую дюжину, но все же.

Вот только что-то пошло не так, когда я сел писать эту статью и задумался еще раз над тем, что увидел, а что мог увидеть. Справедливости ради скажу, что на этом этапе у многих картин начинаются проблемы.

Новый фильм о Джобсе получился очень похожим на его девайсы. Эдакий фильм-айфон, кино-iOS. Очень минималистичный, с идеально выверенными цветами и пропорциями, очень динамичный, подвижный, ритмичный, накачивающий энергией. Но при попытке юзера сделать что-то, выходящее за список его возможностей, он смотрит на тебя с укором на манер «Умный что ли самый? Иди вон иконки лизни».

Рецензия на «Стива Джобса» - фото 3

Сила байопиков в том, что они показывают нам реальные события. Это не просто фантазия, это опыт, который можно переварить и понять что-то новое для себя. Это работает, вот так – бывает. Но еще одна их важная особенность – байопики показывают нам изменение человека, его путь. Решения, источники этих решений и их последствия. Последствия последствий, новые действия и их результат – всю цепочку домино. Здесь же мы не видим ничего из этого.

Нам показывают всего три эпизода из жизни Стива, между ними проходят годы, но эти ситуации почти не контрастируют между собой. Джобс почти не меняется со временем – ни внешне, ни внутренне.

Персонажи вообще почти не меняются визуально, хотя первый и последний эпизоды разделяют 17 лет. И да, это несколько напрягает. Да и беседы, что они ведут тоже ходят по кругу, не просто не меняя темы, а буквально повторяясь и заканчиваясь с тем же результатом.

Да, Бойл стильно решил их разделение визуально: первые два эпизода из восьмидесятых сняты на 16мм и 35мм пленку соответственно, а затем, в 1997 году, пленка сменяется цифрой, картинка становится чище, меняются цвета – это все замечательно. Плохо, когда картинка претерпевает больше изменений, чем персонажи.

Рецензия на «Стива Джобса» - фото 4

Суета вокруг фильма тоже производит странное впечатление. Вдова Джобса пыталась остановить фильм, Тим Кук и Джонатан Айв выразили недовольство тем, что Стива, как обычно в фильмах о нем, нарисовали полным козлом. С ним, мол, было временами тяжело, но здесь это сильно преувеличено, а его заслуги и таланты вообще не раскрываются.

Стив Возняк, соонователь Apple, которого в фильме играет Сет Роген, был консультантом у Соркина. Он получил круглую сумму за это и не раз отзывался о том, что фильм великолепен и Apple показана как надо. Правда, спокойно признал, что на этих выступлениях его тупо не было вообще, таких вещей Стиву он не говорил и так далее. Не знаю, что он рассказал Соркину о том, как все было, но тот, похоже, не слушал.

Мать Лизы, Криссан Бреннан, говорила, например, что Джобс не признавал дочь своей первые два года, но уже в восьмидесятом он внезапно приехал к ним, сел перед ребенком и сказал: «Привет, я твой отец». Криссан описала это как «Дарт Вейдеровский момент».

He sat on the floor with us and then proudly announced to Lisa: ‘I am your father.’ It was like some kind of Darth Vader moment.

В фильме же он не признает дочь даже в 84-м. И все для того, чтобы перенести ряд важных событий и бесед, части которых вообще не существовало, в моменты перед тремя презентациями.

Рецензия на «Стива Джобса» - фото 5

Короче, все, что показано в фильме – далеко от правды. Естественно, он не разговаривал с одними и теми же шестью людьми за полчаса до начала каждой из трех презентаций. Некоторых из них вообще не было там в реальности, а таких бесед они не вели вообще никогда. Непосредственные участники событий, включая тех, что появляются на экране, не узнали Джобса. И вовсе не из-за внешности или игры Фассбендера – с этим как раз все отлично, а из-за того, что Соркин написал некую карикатуру на Стива.

Но даже если наплевать на достоверность и смотреть на это чисто как на художественный фильм, все равно сложно поверить, что Джобс станет вести беседы по душам с одними и теми же людьми в разные периоды жизни вместо того, чтобы готовиться к важному выступлению.

В статье «что посмотреть на праздниках» я рекомендовал этот фильм к просмотру и не отказываюсь от своих слов. Потому что смотрится он замечательно. Бойко, искрометно, остроумно (Соркин всегда был мастером динамичных диалогов). Если нужно занять вечер – он подойдет. Повторюсь – все как с айфоном. Выглядит сексапильно, скролится без лагов, все аппетитно и функционально… пока ты не попытаешься добиться от него чего-то помимо того, что он тебе предлагает. Возможности вынуть батарейку там или исторической достоверности.

Рецензия на «Стива Джобса» - фото 6

Для себя я отметил, что еще больше пожалел о решении Соркина не возвращаться на телевидение, а писать только фильмы. Факт в том, что они получаются у него гораздо хуже. Его персонажи в сериалах отлично прописаны, это глубокие, разнообразные и интересные герои. В фильмах же, не имея неограниченного времени, Аарон выписывает сплошь плоские карикатуры.

В своем желании сделать нечто новое и необычное с биографическим фильмом, он загнал сам себя в слишком жесткие рамки. Вся эта идея с тремя ключевыми моментами могла бы сработать в теории, но, вероятно, не в таком виде. Почему, в конце концов, были выбраны именно эти моменты? Это ведь не самые важные и революционные продукты Apple. Но о продуктах, как и о технологии вообще, в фильме сказано довольно мало.

Мне кажется, никто не пошел смотреть этот фильм, потому что история Джобса известна куда лучше истории Фейсбука. Новый фильм о Джобсе мог бы многое рассказать, учитывая, что те же «Пираты Кремниевой долины» не касались айподов и айфонов, их на момент съемок еще не было в природе. Здесь же у Соркина был шанс посмотреть на жизнь уже ушедшего человека – у него была полная история, шанс рассказать не о первых шагах, о которых многое снято, а о революции ай-девайсов, о болезни, о раскаянии и так далее. Я не понимаю, как можно было отказаться от такой возможности.

Рецензия на «Стива Джобса» - фото 7

Как ни странно, несмотря на все вышеперечисленное, я все равно не могу назвать его плохим или проходным фильмом. Да, Соркин не меняется – опять все строится на одних его шутливых перебранках на ходу. Герои постоянно куда-то идут, камера следует за ними, сцен без диалогов вообще, считай, нет и так далее. И все же, фильм запоминается. Не как, конечно, исчерпывающий портрет Джобса (если только нарисованный Кандинским), а как яркая и немного опереточная зарисовка на тему реального человека.

Если же вам хочется окунуться в эпоху рождения компьютерных технологий, посмотрите лучше сериал «Остановись и гори» – он прекрасно передает драйв той эпохи и первых шагов. Первые компьютеры, первые OS, первые игры, первое подобие сети. Там даже есть свой Стив Джобс – вымышленный персонаж с другим именем, но куда точнее изображающий гения Apple, чем вышло у Соркина.

Комментарии 84
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar
Meh
Onghoja
Onghoja
Дно которое сняли непонятно для кого.