Рецензия на «Стартрек: Бесконечность»
На этот раз мы следим за приключениями экипажа в неизведанной зоне глубокого космоса, куда они отправляются на спасательную миссию.
Мы увидим новую орбитальную станцию Федерации, напоминающую дословную экранизацию лестниц Эшера, загадочную планету с армией нового злодея в исполнении Идриса Эльбы и прекрасную инопланетянку Джейлу, которая присоединяется к уже знакомой нам бравой команде.
Спок и Боунз получают шанс поработать вместе, а Пайн в роли Кирка решает, наконец, хоть немного поизображать Шэтнера.
В свое время я пытался приобщиться к старому «Стартреку», заходил с разных сторон, пробуя разные версии сериала, полнометражки и так далее, но ничего так и не пошло. И все же, у меня осталось к нему некое заочное уважение – классика телевизионной научной фантастики, которая вдохновила многих пойти в науку или хотя бы в фантасты. Фантастика умная, не стесняющаяся обсуждения философских и социальных тем.
Что меня больше всего поразило в ребуте Абрамса – то, что там ничего этого не было. Скопировано было все поверхностное, внешнее – имена, рубашки, корабль, значки и фазеры, транспортеры, варп и так далее, но то, что завоевало сериалу такую секту поклонников, отсутствовало напрочь. Абсолютно поверхностный фильм, гора экшена, шуточки, сюжетные шаблоны, беготня, блики. Много бликов. И это Стартрек?
Во второй части все стало еще хуже. Идиотская эта «таинственная коробка» Абрамса, которая, по сути, представляет собой примитивную игру в наперстки с аудиторией, жесткий фейл с Ханом. Сюжетный хаос и логические дыры, куча пафоса и персонажи, меняющиеся кардинально в зависимости от того, что будет круче смотреться в той или иной сцене.
Если честно, просто устаешь от постоянных напоминаний о человеческом бессилии и убожестве. Везде вокруг мы видим эти доказательства, очередные подтверждения – что мы ограничены, склонны к самообману и погружению в собственную выдуманную реальность, в которой нам тепло и комфортно, как в горе дерьма. Голливуд – передовая кинематографа, как ни крути, и когда раз за разом ты идешь в кино и видишь очередную расписку в творческом бессилии, в трусости, в неспособности изобрести что-то хоть мало-мальски свежее и живое, это подтачивает.
Так как фильм-то? Никак. Фильм как фильм. Лучше второго, хуже первого. На этот раз у них вышло не превратить сюжет и логику в полный фарш, ничего особо возмутительного нет, все в рамках традиционного блокбастерного бреда. Просто от положительных первых отзывов, от участия Саймона Пегга родилась нелепая надежда, что триквел шагнет хоть на метр ближе к истокам, к глубине, к уважению зрителя. Ни фига. Экшен, шуточки, предсказуемые твисты, шаблонная структура, блеклый злодей. Никакого исследования космоса, ощущения тайны, манящих далеких звезд. Детские мультики вроде «Тайны третьей планеты» способны очаровать космосом больше, чем вся эта трилогия.
Есть ощущение, что сознание авторов попросту не может набрать третью космическую и покинуть нахрен пределы Солнечной системы.
Они все так и мыслят мотоциклами и барами, бухими разговорами по душам, неловким флиртом с инопланетянками и большими бада-бумами. Нет у них в душе теплого вакуума и поэзии далекого космоса. Это не про звезды, это будни салуна, офисные шуточки у кулера.
Фильм не плохой. И это, видимо, всех шокировало настолько, что его начали хвалить. Он просто не спотыкается прямо на пороге и не падает рожей в салат, он умеет грамотно дать фан-сервиса, симпатично пошутить и осмелиться сделать ключевой тактикой довольно бредовую, но забавную идею. Он компетентен и стоит на своих двоих, на него можно сходить и не пожалеть о потраченном времени, но вы забудете о нем к концу лета, июля, а может и следующего дня.
Всерьез хвалить его – как давать нобелевку ребенку за макет вулкана на научной выставке.
Он старался, умничка, повторил схему, воплощенную сотни раз до него, кусок за куском, красавец. Немного стыдно и неловко, короче. И впрямь ощущение, что хвалишь ребенка за его объективно абсолютно невзрачное достижение, но ведь старался, с душой сделано, с любовью. Правда, толку от него, как от елки летом, но что ж поделать.
Мы снова гоняемся за неким макгаффином, чье присутствие в фильме настолько условно, что картина словно сама не до конца понимает, что он делает и зачем понадобился сюжету.
Снова имеем мистически мощного злодея, который решился на массовые убийства во благо человечества. Привет, Апокалипсис, у тебя завелись последователи. Мы стали вялыми и мягкими, надо всех встряхнуть, чтобы слабые померли, а сильные закалились. Господи.
Если этого злодея заставить внятно объяснить, зачем он творит всю эту ересь, он сам на десятой минуте поймет, что что-то не сходится и никакой логики в его плане нет, угомонится и пойдет покемонов ловить.
Снова мы имеет замечательную вражескую армаду, которая велика и сильна настолько, чтобы вселить ужас в зрителей. К сожалению, это так же значит, что никаких реальных способов победить ее не найдется, приходится выдумывать очередной супер-оригинальный ход про «достаточно сделать одну вещь и вся армия врага уничтожена». Привет, «Призрачная угроза», привет «Мстители», «День независимости: Возрождение» и еще миллион сюжетов. «Убейте корабль-матку и всей армии хана: Наследие».
Я понял, что люблю франшизу «Трансформеров» больше, чем новые «Стартреки». Все, я это сказал. Потому что робопорно Бэя – это искреннее беспросветное жмячло, которое можно пересматривать и презирать, угорать над расизмом, примитивизмом и тупостью, над бредовостью и штампами. Но смотреть его нескучно. Мерзко, но весело. А новый «Стартрек» – это просто ровная серая масса, которая не способна выдать ни живых персонажей, ни чего-то хотя бы мало-мальски свежего и изобретательного, талантливого. Посредственные потуги в ворованных старых рубашках.
Вы пойдете, вам понравится, и это нормально. Я ворчливый старый мудак с проф. Деформацией и завышенными ожиданиями, которому хочется, чтобы кино о космосе ощущалось как космос, а не как школьная постановка о буднях бригадиров в лесополосе, чтобы оно хоть чем-то удивляло и заставало врасплох, поражало воображение. Этого не произойдет, пока его снимают люди, для которых нарисовать 5 полосок на лице – это придумать инопланетянина, а назвать канистру с зарином мегаартефактом – это создать сюжетное ядро истории. Глухие окольные трупы. Импотенция фантазии. Задолбало.
Мой вчерашний тест на определение вашего поста на корабле. Я мог бы написать, что в нем сюжета больше, чем в фильме, но это было бы нескромно, поэтому не буду.