Рецензия на «Разрушение»
«Разрушение» – это история финансиста, чья жена умирает в автокатастрофе. Дэвис должен горевать, но не чувствует ничего, и как раз это начинает все сильнее тревожить его, он чувствует пустоту, в которую превратилась его жизнь и онемение, которое поглотило с головой его самого, герой осознает, что уже давно ничего не чувствует. Дэвис работает без удовольствия на отца своей погибшей супруги, на которой он женился скорее потому, что это было удобно, чем потому, что они дико любили друг друга.
Одна фраза застревает в его голове: «Если хочешь что-то починить, разбери это на части, пойми, как это работает, и собери обратно», поддавшись импульсу, Дэвис разбирает сначала холодильник, затем компьютер, а потом и туалетную кабинку.
Им движет желание разобрать на части свой брак, всю свою жизнь и понять, что же не работает, почему он не может дышать полной грудью.
Страсть к деконструкции все набирает обороты, пока он не разносит собственный дом, но Дэвис застревает на стадии разрушения, разбираться в чем-то, чинить и собирать обратно он не то не способен, не то не имеет желания. Как бы то ни было, разрушение помогает, и он начинает понемногу чувствовать жизнь, обращать внимание на вещи, которых раньше не замечал, и вести себя все более свободно, избавившись от тесного образа одержимого работой клерка. Он танцует на улице, заводит новые знакомства и все меньше заботится о том, что о нем думают окружающие. Все это лишь фаза, временное помешательство, способ справиться с утратой, или он действительно нашел нового себя?
Надо сказать, что Валле я не слишком доверяю. «Клуб» дал нам несколько очень ярких ролей (МакКонахи и Лето), но как история не запоминался и за душу не трогал так, как по идее мог бы, «Дикая» же вышла еще слабее. «Разрушение», к сожалению, тоже неидеально. Все фильмы Валле пытаются быть донельзя реалистичными, но в результате получаются до жути отстраненными, холодными и несколько социопатичными, словно не до конца понимают, что такое человеческие эмоции. Для фильмов, которые вроде как концентрируются на психологии и внутреннем мире героев, это плохие новости.
Сама тема перерождения через трагедию, отброса рутины и превращения в более живого и остро чувствующего человека, способного действовать импульсивно, говорить искренне и не бояться делать то, что ему действительно хочется, даже если это выглядит бредово или инфантильно, мне очень близка. Персонажи, сумевшие освободиться от «обыденного сознания» и ведущие себя не то безумно, не то единственно правильно, поэтично в какой то мере, меня всегда интересовали. По идее, этот фильм должен был стать одним из моих любимых, но этого не произошло.
«Разрушению» чего-то сильно не хватает и эту лакуну довольно тяжело нащупать. Он словно так и не становится законченной историей. Наш герой проходит через разрушение, но к созиданию так и не приходит. Смог ли он собрать и починить себя в итоге – вопрос открытый. Фильм считает, что да, но в это с трудом верится.
Кажется, словно персонаж Джилленхола, так долго пытавшийся пробить ледяную корку и начать жить, так и не смог выбраться из-подо льда.
Мы видим, как он старается жить изо всех сил, но так и не получаем доказательств того, что у него все получилось. Концовка крайне мелодраматична и немного не вяжется с общим тоном фильма, ее недостаточно, чтобы история выглядела завершенной. Скорее создается впечатление, что герой сдался и решил притворяться, что у него получилось ожить. Так же, как до этого он притворялся, что любит жену, работу и свою жизнь. Всю картину герой пытается докопаться до своей сути, увидеть настоящего себя, но это не удается в итоге ни ему, ни зрителю. Мы так и уходим с ощущением, что не узнали его по-настоящему.
Два моих любимых фильма – «Вечное сияние чистого разума» и «Элизабеттаун» – тоже посвящены острому переживанию жизни, попытке по-настоящему открыть глаза, осознать себя, разобраться в том, что тебе по-настоящему дорого. И вот там получилось передать это обостренное мировосприятие, там чувствуется пульс жизни, чувствуется катарсис и перерождение персонажей. Здесь же фильму не удается до конца погрузить нас в сознание героя и заставить переживать вместе с ним это онемение, это отчаянное желание жить.
Вины Джиллехола тут, конечно, нет – он, как всегда, выдал потрясающую игру и создал яркого персонажа, которого хочется узнать, но сделать этого так и не удается.
Мне жаль, что впервые за долгое время мне выдается возможность написать что-то о настоящей драме, а не об очередном блокбастере, и писать приходится нелестные вещи, но этот фильм явно запомнится зрителям меньше, чем все те же «Стрингер», «Враг» и «Пленницы». Я не назову его абсолютно неудачным или даже слабым – смотрится он очень приятно, просто после просмотра оставляет горьковатый привкус недосказанности, расплывчатости. Если этот фильм вам интересен, его стоит смотреть, просто нужно быть готовым к тому, что он не произведет на вас столь же сильного впечатления, как вышеперечисленные картины.