Рецензия на мультфильм «Колобанга. Привет, Интернет!»
Главные герои «Колобанги» — желтые смайлики-колобки, проживающие в одноименном (Колобанга) населенном пункте. Жители городка днями напролет помогают мальчику Антону выражать свои эмоции в мессенджере. Выглядит это так: когда Антон выбирает смайлик, его снимают на особую камеру, а снимок отправляют на полупрозрачном летающем электрическом скате в небо. Ответные сообщения прилетают в виде таких же скатов, после чего их засасывают в специальное устройство, напоминающее пылесос.
Пока зритель пытается переварить такие сложные визуальные образы, на него продолжают обрушивать сюжетные детали. Колобок, Челочка и Умник становятся свидетелями страшного заговора: злодейский вирус Майдум похитил из Колобанги собаку по имени Атос, и теперь Антон не может использовать знак @. Так как переписка Антона почему-то до сих пор зависит от электронной почты, он решает переустановить систему и вернуть себе «собачку», для чего вызывает друга по имени Хацкер.
И да, это не оговорка: одного из героев-колобков действительно зовут Колобок.
«Колобанга» — полнометражная версия сериала «Колобанга. Только для пользователей интернета». Его эпизоды вот уже два года выходят на одноименном YouTube-канале с 21 тысячей подписчиков.
Режиссеры и сценаристы Александр Романец и Вячеслав Марченко, судя по страницам на «Кинопоиске», кроме мультфильмов про смайлики, не занимались больше ничем. Займутся ли они чем-то в будущем — большой вопрос. Просмотр их полного метра, как и любой серии интернет-шоу, больше всего напоминает средневековую пытку.
Для начала, абсолютно каждый технический аспект «Колобанги» — халтура. Это касается прежде всего графики. В то время как Pixar, DreamWorks и BlueSky превращают свет каждой сцены в отдельный художественный инструмент, в мультфильме про колобков можно заметить, что тени главных героев направлены в разные стороны. Любой объект выглядит как пластиковый, а главных героев можно отличить друг от друга только по очкам, шапкам или косичкам.
Сэкономить тут решили не только на анимации и 3D-моделях, но и на звуке с музыкой. Практически все мультяшные «бахи» и «бумы» в фильме взяты из бесплатных библиотек — и это заметно даже ненатренированному уху. Некоторые из эффектов уже так задерганы в любительской анимации или You-Tube видео, что не заметить их невозможно чисто физически.
С музыкой ситуация еще хуже. Среди композиторов в титрах фильма указан Кевин Маклауд, владелец сайта incompetech.com, на котором он выкладывает бесплатные треки для использования в видео или других проектах. Творениям Маклауда — пресным и безжизненным — место, конечно, не в мультфильмах, а в рекламе йогурта. Из-за его музыки практически в каждой сцене «Колобанги» кажется, что из-за угла вот-вот выбегут динозаврик, робот и плюшевый медведь, которые начнут противными голосами описывать достоинства здорового питания.
А вот на странице «Кинопоиска» композитор указан лишь один — сценарист и режиссер Александр Романец, который, можно только предполагать, отвечает за оригинальные песни «Колобанги». Дело в том, что время от времени, без всяких предупреждений, герои мультика начинают петь. Этих песен в мультике всего две, что не дает назвать этот кошмар еще и мюзиклом, но во время каждой хочется проткнуть себе барабанную перепонку ключами. Мало того, что к актерам озвучания на шоу «Голос» повернулся бы только глухой, так еще и сами песни не обладают ни запоминающимся мотивом, ни пристойным ритмом. Вспоминая музыкальные номера, хочется посоветовать Александру убрать из титров и свое имя тоже.
Даже в рекламе халтура. Постер и трейлер акцентируют особое внимание на том, что героев «Колобанги» озвучивают Михаил Галустян, Александр Ревва и Гарик Харламов. Так и есть, но «святая троица российского юмора» отвечает за голоса героев чуть ли не четвертого плана. Например, колобок-бабушка с голосом Александра Реввы появляется в мультфильме один раз и то лишь для того, чтобы противно взвизгнуть с фирменной интонацией.
С одной стороны, «Колобангу» хотелось видеть как образовательный проект, который объяснит дошкольной аудитории принципы работы интернет-технологий и предостережет от опасностей: вирусов, подозрительных онлайн-знакомств и даже мошенничества.
Но на деле она не может удержать внимание своей целевой аудитории: на пятничном сеансе было трое детей-дошколят. Двое вели себя необычайно тихо, а один так смеялся над шутками в первой трети фильма, что уже в середине уснул на руках у матери. Когда на титрах включили свет, оказалось, что спала и та, первая пара.
То есть оправдание «этот проект сделан для детей» в данном случае не поможет. Если даже дети от скуки выключаются прямо на сеансе, что уж говорить о взрослых. Лично я, чтобы не заснуть на очередной дурацкой шутке про падение героя на ровном месте, пытался представить себе, как же появился на свет этот мультик. Он не похож на чей-то проект всей жизни. За ним не стоит бессонных ночей за сценарием, внезапных озарений или мозговых штурмов длинной в неделю. Вряд ли кто-то каждый день просыпался и засыпал с мыслью, что, доделав «Колобангу» он что-то кому-то докажет, вырастет сам и немножко изменит мир.
Нет, «Колобанга», скорее всего, делалась другими людьми с абсолютно другими целями. Они долго искали спонсора, готовили презентацию, заявляли о «большой социальной значимости проекта», ссылались на новости о съемках «Эмоджи. Фильма» и так или иначе получили свои деньги. Потом собирали бесплатные сэмплы и музыку, наняли студента театрального писать сценарий, дали указания аниматорам делать все быстро в ущерб качеству чтобы оплатить меньше часов.
Постепенно, как ими и планировалось, между выданной им суммой и потраченными на мультфильм деньгами образовалась неплохая разница, которую они дружно поделили и поехали в длительные отпуска, погасили несколько платежей по ипотеке вперёд и купили себе и супругам новые телефоны. Они прекрасно знали, что когда придется отчитываться, можно будет просто развести руками со словами «ну, не зашло». И вот про этих людей можно было снять отличный фильм. А пока у нас есть только «Колобанга».