Панорамы интерьеров из Revelation в 360°
Стрим-центр4 в эфире
A Little D2. OW After. RealKraftyy стримит Destiny 2
Кооперативное прохождение Warhammer 40,000: Dawn of War II YaromirPlay стримит Warhammer 40,000: Dawn of War II
Prey, day - 2 guit88man стримит Prey
stream center intro slide 1

«Канобу» и «ВКонтакте» запускают «Стрим-центр» — сервис для тех, кто любит смотреть и проводить прямые трансляции. Наш сервис поможет делиться стримами с «ВКонтакте», Twitch и YouTube и обеспечит новую аудиторию, которой будет интересен именно ваш контент.

«Стрим-центр» доступен на любой странице «Канобу» — достаточно нажать на стрелку в верхнем правом углу и развернуть сетку с активными стримами. Вы также можете открыть чат, кликнув на иконку сообщения в правом углу.

Кнопка «Добавить стрим» позволит поделиться прямой трансляцией. После нажатия вы увидите три активных поля. В первой строке нужно вписать адрес канала, остальные поля заполнит наш сервис.

stream center intro slide 4

Делиться стримами — это просто! Попробуйте сами. Обратите внимание, что после добавления стрима ваша трансляция сначала отправится на рассмотрение модераторов.

53 118 22370

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока»

Строить сюжет на голословных заявлениях – последнее дело

15 января 2017, 19:29
Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 1
«Шерлок» подошел к концу. Его звезды, Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фримен, стали настолько востребованы из-за своих ролей в этом шоу, что на само это шоу у них больше нет времени. И это стало своеобразным проклятием проекта – он изменился под весом собственной популярности. До такой степени, что некоторые сочтут за благо то, что «Шерлок» кончился. Ведь стало окончательно ясно, что к стилю первых двух сезонов мы уже не вернемся. И все же, нам осталось последнее дело – обсудить сам финал.
Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 2

Официальная премьера третьей серии четвертого сезона «Шерлока» состоится лишь 15 января, но эпизод в русском дубляже каким-то образом утек из недр «Первого канала», в результате чего часть российских зрителей посмотрели его первыми в мире.

Далеко не все были рады такому шансу, это оказалось своеобразным принудительным подарком – либо смотри утекшую серию срочно и нелегально, либо запрись в хижине в лесу на полтора дня, чтобы спастись от спойлеров. У некоторых были планы, они хотели собраться компанией и посмотреть эпизод вместе, устроить небольшую вечеринку вокруг премьеры – все это полетело коту под хвост. Словно нас заставили праздновать Новый Год 29-го на скамейке с одним битым елочным шаром и портвейном вместо шампанского.

Но ладно, в конце концов, не дети. Не хочешь – не смотри, не смертельно, просто неприятно.

И неприятно, что опять остальной мир смотрит на нас как на неандертальцев. Поезд Любви проехал по всему миру, но во время остановки в Жданово с него свинтили колеса.

Впрочем, все это внешнее, это забудется и на наши будущие пересмотры сериала не будет влиять никак. Останемся лишь мы, 12 серий, 1 специальный выпуск и 1 короткий веб-эпизод. Странно конечно, что на их производство ушло целых 7 лет, некоторые кинофраншизы выпускают фильмы чаще, но что есть, то есть.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 3

Достаточно ли хорош финал, который мы получили? Это крайне сложный вопрос. Часть фанатов остались в восторге, как Паша Пивоваров, часть – назвали «Последнее дело» худшим эпизодом сериала. Мне до сих пор тяжело определиться, потому что я понимаю и тех, и других. Есть вещи, которые у финала получились очень правильно, а есть те, что вышли из рук вон плохо. Мне скорее понравилось, но при этом я чувствую себя обманутым, облапошенным даже. То есть, вы говорите, я получу миллионы от нигерийского принца, но сначала мне нужно отправить ему немного денег на оформление документов?..

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 4

Если совсем просто, то на мой взгляд создатели придумали неплохую общую канву, которая достойна стать завершением сериала, но вот с проработкой этой канвы всплыли серьезные проблемы. Оправдание сюжетных поворотов, подведение логической базы под мотивации персонажей, показ всех тех поражающих воображение «дедукций», за которые мы так любим любое воплощение Холмса – это у них получилось из рук вон плохо.

На поверхности при этом все очень зрелищно и мощно в эмоциональном плане – предательство, любовь, внезапные откровения – опереточные страсти на пике. Многих зрителей перекроет этой волной твистов и драматических ревилов так сильно, что никаких нестыковок они просто не заметят. Не захотят замечать. 

Их можно понять – сериал кончается, нам грустно, портить себе впечатление от последнего кусочка торта, от припасенной напоследок вишенки, кажется сродни выстрелу в собственную ногу.

Но многим будет очевидно, что серия, где главный герой полностью пассивен и ни разу не влияет на ситуацию, не может опередить злодея, перехитрить, обогнать и взять ситуацию под контроль – это недостойно финала. Даже рядовой серии недостойно.

Да и сам злодей вышел интересным в теории, на практике же оказался непродуманным и действующим скорее по велению сценария, чем согласно некой внутренней логике. Для части фанатов финал явно останется симфонией упущенных возможностней.

Каким он станет для вас предугадать невозможно – придется смотреть (ну, или прочесть мой подробный конспект серии – естественно, спойлеры ). Эта серия не настолько плоха, чтобы вообще отказаться от просмотра, ее нужно увидеть. В ней есть моменты, сделанные на редкость сильно и удачно, которые явно станут в ряд наших ключевых воспоминаний о сериале.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 5
Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 6

Спойлеры!

Вы помните момент в «Спектре», когда Блофельд признается, что стоял за всеми предыдущими злодеями Бонда? Сильвой, Шифром и всеми остальными? И как потом оказалось, что Блофельд – брат Бонда, который мстил ему за то, что ему не хватило семейной любви, и как это было убого и по-болливудски? В «Последнем деле» нам снова скормили тот же самый сюжет. У британского сыщика, признаем, он получился ярче и зрелищнее, чем у британского суперагента, но все же.

Причем, такой финал всей истории вряд ли появился из воздуха, его явно задумали уже давно. Еще в третьем сезоне появлялись намеки и то, что в английском называется foreshadowing – предвосхищение будущих событий.

К примеру, Шерлок там упоминает Лондонский Аквариум, сравнивая Магнуссена с обитающими там акулами. Именно в этом Аквариуме, в итоге, погибла Мэри. Именно к нему приводит Шерлока замаскированная под дочь Смита сестра. Майкрофт в том же сезоне упоминает и разрушающий все восточный ветер и «еще одного», имея в виду третьего отпрыска Холмсов. 

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 7

Эвр

Ключ к этом финалу – выбранный Моффатом и Гэттисом злодей. Выбор Эвр на роль финального босса сам по себе стал для многих поворотной точкой. Некоторым вся эта Санта-Барбара с внезапно возникшей из ниоткуда сестрой показалась настолько дешевой, что уже никакой контекст не исправил бы для них выбранного направления.

Мне, впрочем, этот выбор кажется если и не совсем удачным, то вполне оправданным. После Мориарти можно было либо воскрешать его, либо делать злодея максимально далекого от Джима, чтобы он не померк в сравнении. Напрашивающийся способ добавить ему веса и драматичности – личная связь с Шерлоком. Родственная, к примеру. 

Проблема в том, что в хорошем произведении с большим твистом в конце, в момент осознания в голове зрителя начинается отмотка назад – он переоценивает все прошлые события с учетом нового факта и мозаика складывается в прекрасное сложное нечто, которое поражает до глубины души. Вспомните «Подозрительные лица», «Бойцовский клуб», «Шестое чувство», да тот же «Мир Дикого Запада». Мы мысленно возвращаемся назад и видим, как случайные вроде детали обретают новое, куда более глубокое значение, все наполняется смыслом. 

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 8
Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 9

С «Последним делом» все обстоит ровно наоборот – стоит правде открыться, ты поначалу поражаешься и прогибаешься под мощным сентиментальным зарядом концовки (которая во многом опирается на доверие и любовь зрителей, заработанные в первых сезонах, а не в последних), но потом, стоит тебе задуматься и попытаться взглянуть на пройденный путь с учетом открывшихся истин – как весь этот путь начинает разваливаться на куски. Вместо того, чтобы сложиться в красивое гармоничное полотно кусочки мозаики обращаются в труху прямо у тебя на глазах. 

Даже те вещи, которые имели смысл до того, как ты узнал Главную Правду, превращаются в полный бред. И да, это проблема, способная обесценить не только концовку, но и весь сериал.

Итак, поначалу Эвр показалась мне удачным выбором. Заключение в суперпсихушке объясняет то, почему о ней никто ничего не слышал до этого. Повод упечь ее туда тоже выглядит достаточно весомым. Но на этом более-менее убедительные черты кончаются.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 10

Проблема первая – Неубедительность. Гений Эвр.

Суперспособности Эвр, которые иначе назвать не получается, кратко описаны, но не объяснены и ни разу не показаны в действии кроме как на записи бесед с директором, где все психозомбирование и подчинение выглядит потоком бессвязного бреда. Крайне топорная работа. Вы знаете, что на убедительности способностей Эвр висит вся серия, но вместо того, чтобы максимально впечатлить зрителя их демонстрацией, вы снова отделываетесь описанием.

Эта «подмена Трампа» кусает их за жопу не в первый раз. Я про то, что Дональд любит напускать туману: «У меня есть план в сто раз лучше программы Обамы», «Я найму лучших людей», но при этом никто не видел ни плана (ни одной его детали), ни этих людей. Сказать – не значит сделать, не значит – убедить. Но Трампа выбрали, после чего всерьез стали поговаривать о наступлении «эпохи постправды», в которую истина и факты уже не играют особой роли, важно лишь, что ты заявляешь, сколько внимания сможешь этим собрать и какой эффект получить. 

Потому что одно реально – несмотря на то, что заявления Трампа многократно опровергались, а бредовость и ложность некоторых была и так очевидна вменяемому человеку, это не изменило ничего. Всем насрать. То же самое и с дырами в сериале.

Это не минутка политоты, я всерьез задумался над тем, так ли уж важно современному зрителю получать доказательства тезисов, произносимых на экране. Скольким будет достаточно голословных заявлений о том, что Смит, мол, убил кучу народа? Сколько зрителей смутит то, что за дымом и зеркалами пафоса, экшена и опереточных твистов ничего нет? Часть зрителей, определенно чертыхнется, но будет ли их достаточно, чтобы повлиять на результат? Если нет, то это будет очередным звоночком – логика не важна, проработка необязательна, сожрут и так. Гэтиссы всего мира, за работу.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 11

Проблема вторая – нелогичность. План Эвр.

План этот изначально мне не слишком понятен. Лабиринт, разработанный специально для Шерлока, чтобы заставить его вспомнить и прийти к пониманию сестры, привести к ней, чтобы он мог ее спасти – это прекрасно. Нет, это правда здорово. Но я не уверен, что именно это мы увидели.

Мы увидели, как она на глазах Шелока, чьего сочувствия хочет добиться, хладнокровно убила 5 человек – фо фан. Затем поставила под угрозу жизни всех, кто Шерлоку дорог, призналась в убийстве друга детства – это круги ада, она и впрямь просто мучает Шерлока, заставляет смотреть в глаза своим худшим страхам. Я не понимаю, каким образом это должно было привести его к прощению и сочувствию сестре. План конечно хороший, но не продуман маленько.

Это снова напоминает о Бэтмене (как тот нелепый пафосный прыжок Шерлока на лодке) и Джокере. Джокер (в том числе Нолановский) убивал и взрывал, чтобы доказать, что наши привычные моральные и философские конструкты – пыль на ветру. Он учил Бэтмена, пытался сломать его, чтобы тот переродился и стал сильнее, воспринял мир, какой он есть. Рандомный, хаотичный, бессмысленный – таким его видит Джокер. Эвр словно делает то же самое, но четкой цели Джокера перед собой не ставит. Вообще неясно, чего она добивается этими мучениями.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 12

Проблема третья – невыразительность. Образ Эвр.

Внешний вид Эвр тоже могли бы сделать менее топорно. Как уже заметили многие, она похожа на девочку из «Звонка». Типичная сумасшедшая с дикой прической. В предыдущих сериях со всеми перевоплощениями она впечатляла куда больше. Через вид ее камеры/палаты, прическу, мимику, пластику можно было раскрыть так много, вместо этого мы пялимся на пустые стены и максимально бедный образ с лицом, лишенным всяких эмоций. Одна ее улыбка Ватсону в автобусе или ромашка за ухом в кабинете впечатляли больше – учитывая контекст. Еще одна упущенная возможность.

Как можно было все исправить?

Можно было представить Эвр не как реальную социопатку, которая на наших глазах убивает людей прикола ради (что потом сильно мешает ей сочувствовать), а как человека, чей интеллект был настолько велик, что провалился сам в себя, расщепляя личность, затрудняя восприятие реальности. Короче, как ту самую девочку в самолете, которая отрезана от мира и не знает, как достучаться до него, и которая видит в брате единственный шанс на эмоциональную связь.

Показывать ее убийства было нельзя, лучше было представлять Эвр как крайне опасную, но потенциально. Да, в детстве она убила ребенка, да, она могла общаться с Мориарти, но вешать на нее что-то было ошибкой. Мы можем бояться ее нестабильности, но любая откровенная вина убивает шанс на сочувствие. 

Что б вы так охотно демонстрировали убийства злодея в прошлой серии – вот там они были реально нужны, здесь же – мешают вашей собственной задумке.

Наша троица могла заявиться в больницу и обнаружить там полный ад. Опять же, типа Аркхэм асайлум. Охрана перебита, но не лично Эвр, а другими пациентами, которых она могла выпустить. Шерлок ищет ее, спускаясь в этот ад постепенно и по своей воле, его никто не водит за руку из комнаты в комнату. Он еще не видит сестру, но видит надписи на стенах, фото, документы, записи камер, постепенно составляя в голове мозаику. Он пытается не только воссоздать то, что тут произошло, но и понять сестру, представить, что твориться у нее в голове. 

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 13

Сестра хочет его понимания, но не обязательно осознает это. Она ведет Шерлока к себе (как физически, так и психологически), но не полностью отдавая себе в этом отчет. Она безумна и отрезана от мира, ее план сочинен и воплощен больше подсознанием, поэтому лабиринт выходит очень сюрреалистичным и понимается больше логикой снов, чем трезвым рассудком.

Шерлоку приходиться напрячь не только всю свою наблюдательность и «дедуктивные способности», но и научиться отключать логику, руководствоваться сочувствием, музыкой, намеками подсознания – все, чтобы найти Эвр и попробовать заземлить ее, создать для нее якорь и точку контакта с нашим миром. И концовка тогда останется той же, что мы видели в серии – они встречаются и, не говоря ни слова, общаются через музыку. 

Такой Эвр и должна была быть всю дорогу. В идеале, она была бы противоположностью брата – интуитивной, алогичной, но при этом столь же эффективной в решении задач, в создании и разрешении головоломок. Она могла бы дополнить его и научить чему-то за пределами холодного рассудочного восприятия мира.

Вспомните концовку «Паранормана» – она была бы идеальным примером. Герой в конце (спойлеры!) встречается с главной разрушительной силой, ей оказывается маленькая девочка, мстящая магией за свои страдания. Битва с этим воплощенным хаосом требует от героя самого сложного – понимания и сострадания. Он должен не убить ее, а дать ей понять, что она любима, заземлить ее. Чего-то подобного я ожидал и от Шерлока, вот только он так ничего и не сделал, помимо того, что Эвр заставила его сделать. Ее план воплотился так, как был задуман, а это значит, что Шерлок сам по себе ни на что не повлиял. И это следующая большая проблема.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 14
Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 15

Проблема четвертая – пассивность. Тупенький Шерлок.

Учитывая, что это – финал сезона, факт того, что Шерлок за весь эпизод практически никак не проявляет себя – это жопа и немаленькая. В конце концов, сериал строится вокруг его суперинтеллекта и умения решать любые задачи.

Он блестяще просчитал Мориарти, подстроив свою смерть и разобрав его преступную сеть, прячась в тени. Он банально, но все же перехитрил Смита, заставив его сознаться полиции. Он нашел способ устранить угрозу Магнуссена, пусть самый топорный и пораженческий, который было возможно. Эвр он просто подчинился. Она собрала для него подобие лабиринта, и он прошел по нему до конца, так и не угадав ни одного ее следующего шага, не перехитрив ее.

Лабиринт вел к осознанию Шерлоком чудовищного одиночества Эвр и чувству вины за то, что братья оставили ее одну, а потом и вовсе заперли на всю жизнь в психушку, лишив шанса на чью-либо еще помощь, любовь и сочувствие. Как и лабиринт из «Мира Дикого Запада», лабиринт Эвр вывел Шерлока к осознанию себя – как брата, который сторож сестре своей.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 16

Но понял он лишь то, так и тогда, что, как и когда Эвр того захотела. Она как маленького, с ложечки, накормила его фактами, который он должен был вспомнить и принять: у тебя была сестра, она убила твою собаку, только собаки у тебя не было, был друг, и сестру и друга ты благополучно забыл. И так далее – до самого осознания, что мне в общем-то жутко одиноко тут, на вершине интеллектуального совершенства, поэтому ты бы того, поиграл со мной.

То есть, финал одного из самых громких сериалов десятилетия был посвящен девушке, требующей внимания. Не будь она гением, она могла бы обновить аватарку, выложить фотки в купальнике или попросить зайти и переставить ей Винду. Но она гений, запертый в психушке, поэтому иного выбора не было, кроме как подчинить десяток ключевых личностей, взять тюрьму под контроль, 5 лет готовить непонятный план, припереться с запиской, затем заманить в психушку любимого брата, нелюбимого брата и любимого любимым братом простачка, чтобы провести их через серию заданий в стиле «Пилы», вместо ностальгии и сочувствия вызывая ужас и отторжение, закрывая себе путь к искуплению и прощению, затем всех усыпить, незаметно перевезти за сотни километров в родное поместье, усесться на кровать и разреветься. Я одна, мне плохо, а ты меня совсем не замечаешь. 

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 17

Мы сочувствуем Шерлоку, мы катимся вместе с ним по рельсам этих эмоциональных американских горок, но мы не восхищаемся им, а в этом вся суть персонажа. Мы должны чувствовать его превосходство над обычными людьми и над злодеями, возомнившими себя умнее всех, но тут этого нет. Представьте серию «Стрелы», где Оливер занимается бумагами компании, сидит на совещаниях и продает акции, ни разу не надев костюм, не выпустив ни одной стрелы. Может, это было бы и любопытно для развития персонажа, но как финал сезона и всего сериала…

И потом, эта нелепая штука с его памятью… 

Он забыл сестру и погибшего лучшего друга? Человек с супермозгами? Выпало из головы? Да, Эвр говорит о том, что он переписал себе память, но когда, как, с какой целью – почему нам не говорили об этом подробнее? Это звучит как брошенная вскользь отмазка. Это тоже не вызывает уважения к персонажу – Шерлок старенький стал, все забывает.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 18
Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 19

Но основная проблема именно в пассивности. Что он сделал за серию? «Дедуцировал», что у него есть сестра, она жива и на свободе? Все это сказал ему Ватсон прямым текстом. Придумал как заставить Майкрофта сознаться? Идея Ватсона. Проник в Шерринфорд? Они в любом случае прижали директора – он бы пропустил его к сестре так и так. Да, шутки с гримом позволили им избежать контакта с охраной, которая могла быть под контролем Эвр. Вместо этого они общались чисто с директором, который как раз и был под ее контролем. И заметил (и впервые допустил такую возможность?) опять же Ватсон. Когда было поздно. Причем, поняв это, вместо того чтобы тихонько огреть директора по голове, он его в лоб спросил – а вы, случаем, не шпион? И их повязали.

Далее Шерлок не замечает отсутствия стекла, подходит ближе, несмотря на все предупреждения, получает по ушам и оказывается в лабиринте. 

Директора с женой они так и не спасают – и при всей веселости концовки, эти смерти все еще у них на совести, у трех Холмсов и Ватсона. Руки они не захотели пачкать, охренеть. Потом Шерлок решает задачу с ружьем, но смерти троих братьев не останавливает. Снова беспомощность и поражение. Да и «дедукция» была не самой впечатляющей. Этот в очках, этот алкаш, остается третий, ой, а куда они делись? Как правильно заметил Василий Курмелев в наших «Лучших моментах финала в гифках», тут не хватает лишь мультяшных акул, кружащих в воде под связанными братьями. 

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 20

Дамоклов гроб

Затем идет гроб, довольно очевидный вывод и решение задачи без дедукции – «Просто скажи, что любишь меня». Потом ультиматум с выбором – кого убить , который снова решается отказом играть. В первый раз Эвр наказала за это убив «приз» – жену директора. В этот – могла наказать, усыпив всю троицу и убив Майкрофта во сне, швырнув его к ногам Шерлока с надписью «Ты выбрал». Ну, мы мучаем его или что? Повышаем ставки? Или будем убивать только героев, на которым всем плевать? Это бы и самопожертвование Майкрофта сделало более ценным. 

Гэтисс не захотел убивать персонажа, которого играет сам – вдруг сериал все же продолжат.

Шерлок не вычисляет ничего впечатляющего и в поместье. Да, сквозняк, да стены картонные, да песенка и могилы. Это не тянет на дедуктивный триумф сезона, слабовато. Тем более, эти разгадки никак не мешали плану Эвр, они были в него включены, более того – Шерлок соображал куда дольше, чем Эвр рассчитывала. Песенку он должен был разгадать еще в детстве, но… он у нас тупенький.

В начале я упоминал о том, что в ретроспективе весь сквозной сюжет начинает трещать по швам. Логических дыр очень много и придираться можно бесконечно, но не дернуть хотя бы за несколько нитей нельзя.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 21

Проблема пятая – безответственность. Логические дыры.

Вопросы к Эвр

Эвр сидит в психушке всю жизнь. Учитывая, что Майкрофт делает упор на то, что она «провела час в твиттере и предсказала три теракта», в интернет ее не пускают. Позволяют ли ей смотреть телевизор – тоже неясно. Из этого вытекает несколько вопросов:

Каким образом она вообще развивалась как личность, учитывая, что к ней никого не пускают и ограничивают ей использование информации? Напоминаю – она попала сюда еще в детстве. Какой бы ни был у тебя уровень интеллекта, ты не можешь с ноля воспроизвести самостоятельно всю человеческую культуру, а если даже и сможешь, то твой вариант будет сильно отличаться от того, что вышло у человечества совокупными усилиями абсолютно разных людей.

Как она не сошла с ума от скуки, ведь Шерлоку нужны постоянные дозы загадок, пищи для гигантского ума, которому нужно что-то переваривать? А ведь он – самый тупенький из троицы. 

Как она выжила, проведя десятки лет в пустой комнате? Ее эмоциональное состояние уже тогда было похоже на глубочайший уход в себя, маленькая паникующая девочка в самолете, которая не может нормально воспринимать мир, а ее лишили вообще всех внешних раздражителей и источников информации. Уже тогда Эвр должна была деградировать до той сомнамбулы, что мы видим в конце – молча смотреть в стену годами. 

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 22

Что ты сможешь увидеть в твитах, если ты не представляешь себе интернет? Возможно, она попала в него в первый раз.

Как она вообще могла познакомиться со Смитом и забрать записку? Предположим, она использовала на нем свою икс-меновскую нейролингвистику, и он все ей отдал, но для этого ей нужно было:

  1. Узнать о Смите.

  2. Узнать о его убийствах.

  3. Узнать о собраниях, затем о конкретном собрании, где дочь написала записку, о том, что записка у него.

  4. Забрать записку,

  5. Изучить дочь Смита, чтобы притвориться ею.

  6. Прийти к Шерлоку уверенной, что он ее не помнит и не узнает. Откуда она вообще знает, что он не помнит ее, а Виктора заменил на собаку в голове? Она еще и мысли читает?

Если собаки не было, почему Шерлок находит миску с этим именем? Да, Эвр могла накарябать его и положить там как реквизит для истории, но зачем все это? Или это очевидно сделано для зрителей, а не Шерлока.

Как в ретроспективе воспринимать начало серии, где Эвр в своей метафоре одиночества слышит голос Мориарти – «Это Последняя Проблема, Добро пожаловать»? С чего она его слышит? Кому он это говорит? Очевидно, опять же – зрителям. 

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 23

Вопросы к Майкрофту

Как Майкрофт согласился на визит Мориарти? Я могу понять скрипку, пусть и уникальный предмет искусства, но это просто дорогая вещь в его глазах. Отдали, спасли жизни. Но как он мог свести вместе двух мегапсихопатов, помешанных на Шерлоке (и не в хорошем смысле), дать им узнать друг о друге, об общем интересе и дать скооперироваться. Майкрофт больной?

Я даже не говорю о том, что это ставит под удар Шерлока – опасность для него увеличилась даже не вдвое, ее возвели в квадрат. Но опасность для Англии, для всего мира – насколько возросла она? Сколько терактов, покушений, переворотов, дефолтов, падений астероидов и выборов Трампа должна была предсказать Эвр, чтобы компенсировать такой риск? Я не уверен, что такая цена существует, потому что союз Эвр и Мориарти может оказаться опаснее чего бы то ни было.

Сама идея не просто рассказать Мориарти о Шерринфорде, а привезти его туда – уже гениальна. 

У Джима хватит средств и влияния, чтобы организовать налет на остров и освободить приглянувшихся психов. Ведь вместе с ними Мориарти мог понаделать черт знает что. Что если бы он влюбился в Эвр и захотел ее спасти, или хотя бы просто заинтересоваться ею, что если бы она взяла его под контроль и приказала вернуться за ней? Это не лезет абсолютно ни в какие ворота.

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 24

Вопросы к Мориарти

В чем вообще был план Мориарти по новой версии? По предыдущей – окей, более-менее ясно. Заставить Холмса спрыгнуть. По новой? Я даже представить не могу. Если он и впрямь хотел добиться от Шерлока самоубийства, то как на это посмотрела бы Эвр? Она точно не хотела смерти брата.

Если же они оба знали, что Шерлок выкрутится и прыгать не станет, то… нахрена вообще все это было, нахрена Мориарти вышиб себе мозги, зная, что Шерлок подстроит свою смерть, его друзья выживут, сеть Мориарти развалят, и все постепенно вернется в норму? Кто из них чего хотел от этого плана, теперь понять абсолютно невозможно.

Но хоть спасибо, что не живой.

Вопросы к Ирен Адлер

Почему ты не вернулась? Мы так ждали.

Вопросы к Шерлоку

Почему ты такой тупенький-то у нас?

Мнение Паши Пивоварова

Итог

Я убежден, что главным злодеем сериала является все же не Мориарти или Эвр, а Майкрофт, вернее – сценарист Марк Гэтисс, который его играет. Александр Башкиров уже доказывал на сравнении пилотов сериала, что Моффат изначально написал сериал совсем другим, куда более камерным и психологичным, Гэтисс же привнес театральщину, пафос и широкие жесты, которые в итоге не выливаются ни во что.

Не спорю, именно они позволили «Шерлоку» выделиться на фоне остальных британских детективов, которые были сдержанными, логичными и вменяемыми, но к сожалению вместе с визуализацией мыслительного процесса и прочими классными штуками пришел и весь болливудский бред, и постправда, где можно громко заявлять, но ничего не показывать.

Финал вышел громким, масштабным, размашистым, очень эмоциональным и напряженным. Но, если присмотреться, пустым. 

Персонажи разваливаются от прикосновения – ни логики, ни мотиваций. Сюжет трещит по швам от дыр и нестыковок, при этом не давая даже показушных демонстраций логических игр, которые мы так любим. Да, момент со скрипками в конце мне по-прежнему кажется очень сильным финалом всей истории. Шерлок приходит к семье, к сочувствию, к попыткам понять другого человека через что-то кроме холодного рассудка. Это красиво. Была бы столь же сильная серия, подводящая к этому – было бы так здорово.

Сентиментальный монтаж в конце, посвященный ремонту и новым делам, это просто сентиментальный монтаж, он работает на эмоциональной инерции от всего сериала. Работает и то спасибо. Эти две финальные сцены более-менее сглаживают впечатление и осознание пустоты и несбывшихся обещаний бьет не так сильно, но это не оправдание.

В итоге, финал все же вышел слабым. Если вам нужен позитив – учитывая, куда все скатилось в последних двух сезонах, это просто шедевр. Могло выйти гораздо, гораздо хуже.  

Рецензия на финальный эпизод «Шерлока» - Изображение 25

Наши предыдущие материалы по «Шерлоку»:

Игра на выпивание от «Канобу» – с игровым полем и триггерами