Рецензия на «Фантастическую четверку»
Вопрос «идти ли» не стоит. Не идти. Единственный оставшийся вопрос – как так вышло? В этом и попробуем разобраться.
Когда фильм умирает, а точнее – оказывается мертворожденным, это иногда до боли смешно, а иногда по-настоящему грустно. И я говорю не только о чувстве опустошенности из-за обманутых ожиданий, похожем на горечь от проигрыша команды, за которую болел («Империя», как можно было слить с преимуществом в 4 барака?), это еще и скорбь по тому фильму, что мы потеряли. По тому, что проглядывает внутри – хороший фильм, который не смогли дотащить до реальности, и он умер на монтажном столе, вывалившись на экраны недоваренным, недодуманным, бесполезным.
Я шел на сеанс, заранее готовя себя к худшему. Фильм разнесли в клочья критики, фанаты комиксов и простые зрители. Худшая экранизация комиксов этой новой эры ренессанса комикс-муви.
Все были в шоке, от того, что в 2015 году, после того, во что превратили жанр Сингер, Рейми, Нолан, Фавро, Снайдер и Уидон, на экранах все еще может появиться флоп такого масштаба.
Мы были уверены, что застрахованы от новых «Бэтменов и Робинов», что машина отлажена и комикс-блокбастеры будут становиться лишь совершеннее с каждым годом. После морального подъема, который принес фанатам комикс-муви Comic-Con со всеми его потрясающими трейлерами и хайпом по поводу надвигающейся армады киновселенной DC, никто не был готов к «Фантастической четверке».
Несмотря на то, что у меня была неделя в запасе, чтобы переварить этот факт и свыкнуться с новой реальностью (у нас фильм вышел на неделю позже по сравнению с Америкой), я тоже оказался абсолютно не готов к тому, что увидел.
Фильм однозначно вышел неудачным, и я могу сразу сказать – я не советую на него ходить (давненько я не выносил такой вердикт даже фильмам, что мне не нравились). Не советую не просто потому, что фильм плох, а потому что это тот самый редкий сорт плохого, из которого не вынести ничего хорошего.
Это не тот случай, когда фильм «настолько плох, что хорош» – здесь не выйдет получить садо-мазохисткое удовольствие как от того же «Бэтмена и Робина» или «Оттенков серого», зло посмеяться над тупостью создателей и уйти довольным.
И это не тот тип флопов, которые просто не попали в аудиторию. Есть фильмы, которые все ругают, а некоторым они бьют в самое сердце и становятся любимыми. Мне это очень хорошо знакомо, так как в пятерке самых дорогих мне фильмов «Элизабеттаун», «Хранители», «Новый человек-паук» и «Облачный атлас», которые многими считаются попросту провальными. Но «Четверка» вряд ли станет для кого-то жемчужиной на дне личной киношкатулки.
Проблема и не в том, что фильм отошел от канона. Если вы решили, что он провалился лишь потому, что Человека-факела сделали афро-американцем, а Доктору Думу устроили жутковатый редизайн, то нет, дело не в этом. Мол, комикс-фанаты подняли вайн из-за деталей, а сам-то фильм норм и я смогу получить удовольствие, ведь мне нет особого дела до этих мелочей. Не сможете.
У этого фильма проблемы на всех уровнях: сценарий, структура, бюджетные ограничения – список огромен и детали вроде каноничности в нем идут последними.
И это даже не тот тип плохого фильма, который покатит под пиво и заниженные ожидания. Это не «Генезис» и не «Мир Юрского Периода». «Четверка» смотрится крайне нудно, мучительно, в ней практически нет экшена, а финал разочаровывает колоссально. Худшего третьего акта давно не было даже в самых неудачных фильмах.
Это именно тот самый редкий тип плохих фильмов, которые опустошают больше всего. Потому что успевают понравиться, зацепить чем-то, влюбить даже – мимолетно, пустячно, как улыбка официантки – а потом умирают у тебя на руках. Долго, болезненно, необратимо. Смотреть на мертвых детей, сколь бы метафорично это ни было, никогда не смешно.
Да, это просто глупый фильм, а не живое существо, но именно это станет вашим трипом на два часа, реальностью в которой вы существуете – чья-то работа, удачные идеи, талантливые задумки, персонажи с высоким потенциалом будут умирать на ваших глазах. Все будет гнить, рассыпаться, фальшивить и заканчиваться ничем, а вы даже понять не сможете, что же именно произошло.
Почему на экране оказалась эта недоделка, эти обрезки с монтажного стола? Почему те интересные идеи, концепты и целые сюжетные линии, зародыши которых мы видим, проваливаются в никуда, так и не получая должного развития?
Это сложно назвать полноценным фильмом. Здесь нет даже ощущения стабильной художественной реальности, создать которую удается даже тупым комедиям, это один из базисов кино. Оно должно создавать ощущения живого мира, в котором люди что-то делают и за кадром, а не только в комнате перед камерой.
Сцены очень сильно обособлены, замкнуты сами в себе – здесь мы покажем знакомство, здесь строительство телепортатора, здесь неудачу, а здесь первый прорыв, а тут пошутим. Обычно мы не видим этих склеек и переходов, но у «Четверки» настолько отсутствует ощущение естественного потока истории и хоть какой-то баланс нарративных элементов, что все швы лезут наружу.
Динамика умирает, не родившись, история начинается медленно и так и не ускоряется до самого конца. Мы получаем первую экспозиционную сцену – окей, неторопливая атмосферная вводная в стиле «Нового человека-паука». Затем еще кусок экспозиции, еще один, и еще. И уже прошло полфильма, а мы все еще едем на первой передаче.
Темп повествования похож на пульс сбитого енота, это сводит с ума. Несмотря на то, что нам показывают новые этапы сюжета, однотонность создает ощущение заевшей пластинки, мы словно все еще в первом акте, смотрим некий бесконечный пролог к фильму, которого нет. Пролог обрывается и начинается ужасающий третий акт, где второпях собирают какое-то подобие конфликта, «сбора героев» и финальной битвы.
Известно, что у фильма были огромные проблемы на этапе продакшена. Транку обрезали обещанный изначально бюджет, выкинули из фильма весь экшен, чтобы не тратить денег, из-за чего сам сюжет начал разваливаться. Режиссер являлся на площадку пьяным и, похоже, насильно навязанную ему Кейт Мару заставлял работать в некомфортных условиях.
На этапе постпродакшена фильм перемонтировали уже без Транка, организовали досъемки и сняли несколько ужасных сцен с мертвыми диалогами, которые можно ставить в словарь как определение «белых ниток», которыми наспех зашивали дыры в сюжете. Эти сцены заметны прежде всего по ужасному парику Кейт Мары, который выглядит как соломенное гнездо и сильно палится на фоне ее обычной прически.
Ясно видно, что резали и перешивали фильм нещадно – даже по замученной до смерти структуре, по темпу, который то еле тащится, то проматывает огромные смысловые куски за три минуты. Надпись «Год спустя» выглядит контрольным выстрелом в голову картине.
Многих сцен из трейлера вообще нет в фильме – вероятно, целые сюжетные блоки, на которые они были завязаны, оказались на полу монтажной.
Этот скандал стоил Транку многого. Из-за того что с ним «сложно работать», его сняли с поста директора спин-оффа «Звездных Войн», хотя вероятнее всего, что студия просто трахнула директора и поставила его в такую ситуацию, из-за которой может сильно просесть вся его карьера.
В конфликтах студии и художника естественной реакцией будет стать на сторону творческой личности, а не безличного воплощения алчности, но тут сложно сказать, какова доля вины каждого.
Одно можно сказать точно – Транк успел показать даже в той ужасной версии фильма, что добралась до нас, что он мог сделать все хорошо. Видны интересные находки и удачные смелые решения, проклевывается иногда приятная атмосфера и любопытные отношения между персонажами. То есть дело не в том, что проект был обречен изначально из-за неудачной концепции или подбора режиссера и актеров. Все могло получиться, но потом что-то сломалось и проект начал сыпаться.
Практически весь первый час фильма выглядел многообещающе, только потом стало ясно, что эта дорога никуда не вела, а самостоятельно первая половина фильма не тянет на некое достижение.
Вторая половина не просто ужасна сама по себе, она извращает все то, что нравилось в первой, обнажает пустоту внутри того, что нам показалось заманчивым.
И все же, я назову вещи, которые до сих пор считаю удачными, как и те, что вызвали у меня больше всего вопросов.
- Неканоничный черный Джонни Шторм (в комиксах он всегда был белым) сам по себе меня не волновал. Джош Транк уже работал с Майклом Б. Джорданом и было логично позвать в свой следующий фильм знакомого актера на подъеме, с которым уже снял одно кино, где он так же летал по воздуху в компании других супер-подростков. А на цвет кожи этого актера можно и впрямь не обращать внимания – главное, он талантлив. Ник Фьюри тоже изначально был белым в комиксах, но если бы его играл не Сэмюэл Л. Джексон, мы бы многое потеряли.
- Но вот сам персонаж Факела получился наименее удачно из всех. Вместо пустоголового, но харизматичного весельчака Джонни сделали злым на весь мир подростком – типичнее и скучнее некуда. В нем нет задора, нет удали, нет характера.
- Еще хуже то, что их отношения со Сью не раскрыты никак. Они вообще не ощущаются как брат с сестрой. Чужие друг другу люди, которые изредка обмениваются односложными репликами.
- Сама Сью мне понравилась. Конечно, полноценного персонажа из нее не вышло – в фильме их вообще нет, но у нее были задатки. Способность видеть алгоритмы – это симпатично, да и вообще она выглядела достаточно убедительно и профессионально.
- Рид Ричардс тоже получился неплохо. Умный, но не заносчивый. Типичный рассеянный мечтатель, подкупающий своей безобидностью. Но не стоит обольщаться, ясно, что даже главный герой «В гости к Робинсонам» прописан куда более подробно, чем этот гений.
- Нечто, Бен Гримм, практически не получил развития, как персонаж. Он здесь, потому что он был в комиксах, но здесь словно никто не знал, зачем он в четверке, и с какой стороны его приставить к этим людям. Он вроде как просто таскается за Ридом повсюду. Зачем Ричардс потащил его с собой в иное измерение, как тот согласился на подобную авантрюру – поди пойми.
- Фильм делает акцент на том, что трансформация Бена была самой жуткой, что она его сломала, и Рида он за это ненавидит. Идея рабочая, но ее реализация выходит довольно топорной и однобокой.
- Если вы смотрели предыдущую версию «Фантастической четверки», то при сравнении самих команд, наверное, выйдет, что Рид и Сью получились у Транка лучше, а вот его версии Факела и Нечто настолько плохо раскрыты, что даже версия 2005 года вышла лучше. Особенно в случае Бена Гримма. Да, тут он более брутален и мрачен, но это крайне далеко от канона, а от него стоит отходить только тогда, когда тебе реально есть, что дать взамен. Здесь вышла явная недодача.
В фильме чувствуется отчетливый привкус ряда других картин: приключения умных детишек как в «Супер 8», кусок «Форсажа», акцент на эмоциях и простой жизни героев как в «Новом Человеке-пауке», и атмосфера все той же «Хроники» Транка, которая тут не могла не проявиться.
Но главное – вся эта вроде как логичная идея, что обретших способности детишек захочет подгрести себе армия, использовать их как оружие, будет охотиться на них, сломала весь тон оригинальной «Фантастической четверки», засунув персонажей на абсолютно непривычную и ненужную им территорию «Халка» и «Людей Икс».
Это мутанты в школе Ксавьера болезненно переживают трансформацию, это там исследуются проблемы самоидентификации и идеи «монстр я или сверхсущество». Это за «Халком» охотится армия и использует его в бою. Зачем нужно было перевирать самую сердцевину проекта, я не знаю. Естественно, на эти темы можно сказать еще много интересного, но у «Четверки» есть свои уникальные перки, которые можно и нужно было использовать вместо того, чтобы менять их на то, что уже делают другие фильмы.
В комиксах это была прежде всего история про семью, про группу ученых, по факту самых умных в мире, обладающих знаниями и технологии, опережающие мировой прогресс на запредельные величины. «Четверка» обычно сражалась с проблемами вселенского масштаба, путешествовала в другие галактики и измерения, как мы – к пруду на пикник, и сохраняла довольно позитивный тон, хотя были и более мрачные вариации, но это больше солнечный и оптимистичный тайтл.
Здесь же сменился не только тон – на мрачный и холодный, но ушло главное – ощущение семьи. Эта четверка – не семья и даже не друзья, это люди, которых сбили вместе обстоятельства, вроде выживших на необитаемом острове пассажиров.
Да, это вроде как ориджин стори, зарождение будущей семьи, но к концу фильма Рид и Сью не только еще не женаты, они даже не развили свои отношения хоть до какой-то значимой отметки. Вы состоите в более интимных и долгосрочных отношения с той секретаршей, на чью грудь вы пялитесь каждый день, проходя мимо, чем будущие мистер и миссис Фантастик.
Больше всего в глаза людям, конечно, бросаются не какие-то тонкости, а нелепый радиатор вместо рта у Доктора Дума, ужасные местами спецэффекты (сиджиай девяностых, ты вернулся) и полное отсутствие экшена (в фильме реально две экшен сцены, одна короче, чем это предложение, вторая, финальная – долгая, но ее это не красит).
Самое обидное то, что зрелищность и креативность даже в этих крохах – нулевая. Мы не видим ни одного сочного, запоминающегося момента применения способностей Четверки. Да, Факел летает и швыряется огнем, Сью управляет полями и кастует невид, Нечто крушит, Рид тянется. Ни одного момента, которого мы не видели в предыдущей экранизации десять лет назад.
Любопытный вывод в том, что несмотря на полный провал этого ребута, сиквел по-прежнему можно сделать отличным. Эту перезагрузку все еще можно спасти – здесь нет ничего испорченного в корне. Большая часть проблем фильма были именно на уровне конкретно этой картины, а все что касалось идей самого ребута, было довольно неплохо – с этим можно работать, если запастись напильниками, которые можно будет вставлять в жопу всем студийным урукхаям, что попробуют вмешаться в креативный процесс.
К сожалению (а для многих, не столь оптимистичных и великодушных – к счастью) шансы сиквела появиться на свет сведены к минимуму. Студия не захочет рисковать, ставя на картину, стартующей с такого первого захода. Люди просто не пойдут на продолжение, памятуя о и том, что увидели в первый раз.