Рецензия на «День независимости: Возрождение»
Сразу признаюсь, что первый фильм я так и не посмотрел. Собирался, ходил вокруг да около, вроде надо, американцы считают его классикой, повсюду встречаются отсылки к нему, но мне показалось, что я его вряд ли вытерплю, поэтому на сиквел я шел, зная об оригинале лишь то, что собрал в голове из референсов, цитат и обсуждений. Для всех тех, кто также не смотрел первый «День независимости», скажу, что вникнуть в историю сиквела это не помешает, просто истории старых персонажей будет значить для вас меньше, чем для тех, кто помнит их в молодости.
Итак, с первого нападения пришельцев прошло 20 лет. Герой-летчик Уилла Смита погиб, но у него вырос сын-летчик, весь в отца. Президент-летчик давно в отставке и находится не в лучшем состоянии, телепатический контакт с пришельцами дает о себе знать кошмарами и странными видениями. У президента выросла дочь-летчица, которая отказалась от полетов, чтобы заботиться об отце и работать в Белом Доме на нового президента. У дочки есть жених-летчик, тусующийся на лунной базе с другом-летчиком, влюбляющемся в летчицу-китаянку. В общем, профессии героев очень легко запомнить.
За 20 лет человечество успело освоить трофейные технологии, подчинить себе гравитацию, построить системы защиты против космических атак и объединить все нации, избавившись от войн и м междуусобиц. Посыл к глобализации, миру во всем мире и прочей дружбе народов, который чувствовался в первом фильме, звучит и здесь. Особенно, к дружбе с Китаем, который приносит голливудским фильмам огромную кассу, если им удается туда пробиться.
Отсюда в современных блокбастерах и берутся китайские доктора, космонавты, ученые, ну, или вот китайские начальники лунных баз.
Ах, если бы в России было раз в 10 больше народу и квота на зарубежное кино, мы могли бы увидеть в американских блокбастерах даже русского президента США. Он все равно должен был бы быть женщиной и негром, чтобы не выпасть из тренда, но с русскими корнями и акцентом как у Зари. Ай вил брейк ю.
К своему удивлению, мне удалось получить от фильма удовольствие. Это идеальный летний блокбастер – зрелищный, тупой, но не настолько, чтобы можно было выпасть из фильма. Новые герои не запоминаются и не влюбляют в себя, но из них складывается довольно аккуратная поленница, которая не раздражает. Старые герои смотрятся куда лучше и получают хорошие личные моменты.
Главным плюсом для меня стали неплохие идеи. Это странно, для столь позднего сиквела крайне шаблонной фантастики, но смотреть на новые технологии, корабли, прогресс человечества и самих пришельцев было интересно. Чувствовалось, что кто-то хоть 5 минут, но подумал над дизайном существ, над сюжетными поворотами и так далее.
Диалоги, впрочем, ужасны. Попытки показать какой-то быт лунных пилотов и их дружеское общение падают с экрана замертво. Попытка сделать еще одну президентскую речь в духе классического «We will not go quietly into the night! We will not vanish without a fight!» вышла очень слабо и создает впечатление, что после первых же двух фраз сценаристы поняли, что перебить оригинал не смогут, идея была глупой, и слились.
Местами фильм нагоняет скуку и отчасти это проблема наследия. Сиквел очень старается использовать наработки оригинала и всех старых персонажей, до которых может дотянуться, причем каждому дать что-то полезное, забавное или героическое в плане сцен. К сожалению, фильм не резиновый (хотя на вкус временами ощущается как таковой) и обилие линий старых и новых персонажей начинает давить и на ритм повествования и напрямую на зрительское терпение.
Если бы персонажи вышли яркими и харизматичными, это могло бы сработать, но по большей части они крайне шаблонны и даже пива с ними пить не хочется.
Да, старик-президент успевает понравиться, да и на Джеффа Голдблюма в старом амплуа смотреть приятно, но на этом все. Еще куча персонажей просто балласт, с которым так и не придумали, что делать. Ревизор, назначенный на позицию комик-релифа (персонажа, который отвечает за «хи-хи» типа Джар-Джар Бинкса) смотрится просто беспомощно.
И все же, картина смотрится неплохо, задумка сама по себе (трофейные технологии, таинственная новая раса, корабль размером с океан) достаточно любопытна, чтобы вытащить огрехи реализации – слабых персонажей и никакущие диалогов. Хорошая графика, достойный экшен и более-менее новые ощущения от того, насколько же все это огромное и страшное.
Естественно, фильм нельзя назвать равнозначным оригиналу по уровню культурного импакта (тот хоть и был тупым, как бублик, но на индустрию повлиял очень сильно и врезался в память целому поколению), даже не близко, это фанфик, приятная добавка к основному блюду.
Сиквел никак на индустрию не повлияет и рядом с первым «Днем независимости» встанет рядом разве что на приступочку, но скучный вечер скрасить он может. Единственное, где он может оставить зарубку – в категории оживления франшиз из прошлого века. Сделать в этом новом жанре фильм от которого хотя бы не тошнит люминесцентной протоплазмой, уже некое достижение.