146 308 32048

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Плюсы и минусы без спойлеров

25 марта 2016, 7:44
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 1
24 марта наступило, самый долгожданный супергеройский фильм вышел на экраны и… был тут же освистан критиками. У картины определенно есть проблемы, его впору называть «Бэтмен против Супермена против вагона проблем и костяной обезьяны: На заре волны увольнений в WB», и все же этот фильм способен нереально, до дрожи впирать.
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 2

От человека, не сумевшего перешагнуть через проблемы «Интерстеллара», «Эры Альтрона» и «Пробуждения силы» все ждали еще одного разноса, который бы влился бы в те 68% негативных рецензий, которые сейчас висят на томатах. Я и сам ждал от себя этого. Ждал, что окажусь в их числе, поведу Снайдера на эшафот и никакие былые заслуги, никакие гениальные «Хранители» не спасут его от простого вердикта: он визуалист, неспособный внятно рассказать историю.

С утреннего сеанса я выходил шокированным. Мне понравилось. Несмотря на проблемы я сумел получить от фильма удовольствие, ни разу не заскучать, ни разу не поперхнуться некой совсем уж возмутительной деталью – и в этом, видимо, и кроется секрет 78% положительных отзывов от простых зрителей на тех же томатах.

Да, это особое кунг-фу – суметь подготовить себя к минусам, сосредоточиться на сильных сценах, простить хаотичное повествование и не ведущие никуда сюжетные линии, выжать максимум из спорного фильма. Но похоже, что у большинства получилось.

Я не стану идеализировать фильм и говорить, что критики неправы. С перечисленными недостатками сложно не согласиться, я хочу донести лишь то, что это не «Бэтмен и Робин», не «Фантастическая Четверка» и даже не «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (этому говну, кстати, 87% критиков влепили зачет, а уж там бреда и логических дыр было столько, что хватило бы вымостить МКАД даже с учетом разворовывания в процессе). Это снова «Человек из Стали», только менее скучный, менее фейспалмный, но еще более хаотичный. И в нем есть Бэтмен. Лучший Бэтмен в истории кино, который рвет жопы. Но давайте попробуем по порядку.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 3
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 4
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 5

Спойлеры будут легкими, все это уже было ясно из трейлеров, но если вы их не смотрели – думайте сами. С этим фильмом пока неясно – лучше ли идти туда ничего не зная или же наоборот подготовиться к тому, что грядет. Я вот уже думаю, что, спалив костяную обезьяну в трейлере, студия сделала нам одолжение – если бы этот уродливый спецэффект стал для нас открытием при просмотре, все бы выбежали из зала с матом. А так этого тролля принимаешь как необходимое зло и остаешься на месте.

В фильме есть как минимум три реально неожиданных приятных момента, которые я не стану называть, но вот твиттер надрывается вовсю, чтобы заспойлерить всем как минимум один из них, так что будьте бдительны, поспите пару суток в темной запертой комнате до похода в кино. Если вы знаете азбуку Морзе и услышите подозрительно упорядоченные стуки – заткните уши и пойте про себя что-нибудь из ранних Radiohead. 

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 6

В начале фильма нам показывают битву Супермена и Зода – глазами Брюса Уэйна. Признаюсь, для меня эта часть так и осталась самой красивой, глубокой и ценной во всем фильме. Прогон одних и тех же событий с разных точек зрения, добавление новых слоев смысла – это вообще очень крутая вещь, достаточно вспомнить «Назад в будущее 2». Здесь же Снайдер наконец отлично показал то, что вышло крайне хреново в самом «Человеке из стали» – ужас простых людей, вокруг которых рушился и город, и мир. Параллели с 11 сентября от этого, конечно стали еще более навязчивыми, но что поделать. Наблюдать за дракой богов со стороны оказалось более интересно, чем изнутри. У всей сцены была глубина, великолепная атмосфера и она одна уже замечательно постулировала мотивацию Бэтмена открыть охоту на Супермена. Да и сам факт того, что этот фильм работает так плотно с последствиями «Человека из Стали», нельзя не отметить.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 7
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 8
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 9

Затем начинается запутанная и переусложненная история Лекса с его злодейским планом стравить двух героев. Самое хреновое в этой линии даже не то, что нам так нормально и не объясняют, зачем Лексу это сдалось и чего конкретно он хочет добиться, чьей победы желает. И не то, что она держится на сценарных костылях вроде секретных наемников, которые используют зачем-то вооружение, которое отследить обратно к ним может любой четырехрукий владелец закусочной. Самое хреновое в планах Лекса то, что они выглядят абсолютно ненужными – Бэтмен и Супермен и без него готовы были вцепиться друг другу в глотку. Да, подтолкнуть их можно было, но городить такой огромный огород ради этого точно не стоило.

Вот вам и первая большая проблема фильма – вся линия Лекса вторична и переусложнена, при этом ей явно не хватает объяснений, чтобы мы вообще понимали, с чего Лекс в это ввязался.

Сам Лекс в исполнении Айзенберга куда адекватнее, чем я представлял по взбешенным отзывам. Да, это не гениальный злодей, но вполне терпимый. Самое обидное – верится, что там есть интересный свежий персонаж. Сценаристы его представляли и явно знали, почему он так повернут на своей идее. Но времени не хватило – и вот мы получаем недораскрытого злодея с абсолютно невнятной мотивацией. Возможно, в режиссерской версии будет чуть лучше, но на эти дополнительные полчаса уже слишком много надежд. 

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 10

И тут мы подходим ко второму печальному выводу – фильм выглядит как мини-сериал, из которого монтажер, причем не самый талантливый, накромсал кусков и слепил якобы фильм. Многие сцены выглядят так, как будто написаны для более неторопливого и вдумчивого фильма, им нужен воздух, чтобы раскрыться, и они явно подразумевают некое подведение и продолжение, которого зачастую не получают. В конце концов, хочется заорать: «Погоди, останься в этой сюжетной линии, я хочу узнать больше, тут интересно и такая чудесная атмосфера, такие крутые версии персонажей, дай мне узнать их получше», но фильм летит дальше, переключаясь между сюжетными линиями с такой скоростью, словно кто-то сел жопой на пульт.

Сцены интересные, многообещающие, в них проступает мир – как Уэйна, так и Кларка и даже Лютора. Этот мир интересно исследовать, но нас раз за разом оттаскивают, тащат дальше по переусложненному сюжету. А как хотелось бы провести пару часов, слушая игривые перебранки Альфреда и Уэйна в бэт-пещере, у них там такая ламповая атмосфера. Или побегать полчаса с Бэтменом, разгоняя преступников, или посмотреть еще хоть пять минут на отношения такого домашнего Кларка и его Лоис. 

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 11
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 12

Если фильм вызывает настолько живой интерес к своим персонажам, даже если он сам не использует их как надо и смешивает в беспорядочную бурду, его уже не назовешь абсолютно никчемным.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 13
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 14
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 15

Смешно, но тот недостаток, который многие считали самым смертельным еще задолго до премьеры, оказался его самым огромным подарком. Да, Бен Аффлек в роли Бэтмена богоподобен. Его и написали очень хорошо, и актер справился на все сто. Он проецирует в первую очередь даже не таинственность, ум или страх, а бешеную неостановимую мощь, которая была видна уже в последнем трейлере, но еще больше раскрывается в фильме. В каждом его движении, позе, фразе чувствуется эта дремлющая сила. Никакого больше тебе вялого Бэйла, который дрался с Бэйном как обвисшая бабушка. Да, Китон навсегда останется в наших сердцах, но Бэтфлек – это самый правильный Темный Рыцарь, самый аутентичный и – наконец-то – соответствующий своим характеристикам вроде «величайший детектив», «ужас преступников Готэма» и «лучший боец в мире». Уже ради того, чтобы прочувствовать его в полную силу, стоит сходить в кино.

Очень обидно, что Альфреда вышло не так много – он получился просто прекрасно. 

Язвительный, ироничный, держащийся с Брюсом на равных – это уже совсем не тот молчаливый старый служка, который носит сумасшедшему хозяину подогретый ужин и вздыхает, что тот опять не взял с собой зонт. И да, Айронс и впрямь напоминает в этой роли престарелого Тони Старка, который пошел воспитывать себе сменщика. Не ждать нового сольного Бэтмена, увидев эту парочку, невозможно. В этом августе Бэтс еще мелькнет в «Отряде самоубийц», что поможет скрасить ожидание. 

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 16

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 17 YouTube
Финальный трейлер "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

Финальный трейлер на русском

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 18 YouTube
Отряд самоубийц - первый трейлер

Трейлер «Отряда самоубийц» на русском

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 19

По остальным персонажам сложно сказать что-то определенное – в массе своей они смотрелись адекватно, но не более. У Чудо-женщины, которой я вчера посвятил отдельную статью, оказалось совсем мало экранного времени. 

Лекс имел шанс понравиться и запомниться аудитории, если бы сценаристам дали донести свою задумку до зрителя, в текущем состоянии она выглядит не слишком убедительно. 

У Супермена тоже не так много времени на сольную историю, его мысли по поводу происходящего мы едва слышим, что тоже не радует.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 20
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 21

Промо сольного фильма Дианы

Заветная битва героев сама по себе смотрится очень неплохо. Конечно, мои позачерашние фантазии насчет комплексного плана Бэтмена не оправдались. Он полагается по большей части на криптонит, но использует его по-разному и эффект от него вышел достаточно интересным, драка не выглядит решенным делом даже в середине, в ней достаточно напряжения и динамики. Забавно, но на те слабости Супса, которые я перечислял в статье, давит не Бэтмен, а Лекс – вот он как раз использовал много перечисленных мною пунктов в своем комплексном плане. К сожалению, план этот, как я уже писал выше, все равно не выглядит убедительно и оправданно.

Финальная драка с троллем предсказуемо скучна. Она не так ужасна, как финальный бой в «Фантастической четверке», все смотрится на уровне, но смысла в ней все же не было, это искусственный элемент, который был нужен только для того чтобы помирившиеся герои могли из кого-то вместе сделать мачо-салат. Чудо-женщина проявляет себя в бою так хорошо, что кажется, что оба титульных героя могли бы просто постоять в стороне, а она бы порезала обезьянку сама. 

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 22
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 23

Еще один странный элемент – кошмары Брюса о постапокалиптичном мире, узурпированном Супсом. Вы видели их в трейлерах – солдаты с нашивкой Супермена, Бэтс в убойном плаще – это конечно упражнения в новом жанре «Купания Тора». Так же как эпизод с колодцем истины или как его там в «Эре Альтрона» выглядел неуместно и был нужен только для того, чтобы прорекламировать нам следующий фильм Тора, так и кошмары Бэтмена нужны только для того, чтобы заложить почву для будущего не совсем понятно чего. Отличие лишь в том, что сцена с купанием сама по себе не давала ничего (если вы не женщина или гей, которые могли хотя бы обмазаться полуголым Хэмсвортом в кадре), а сцены нуар-апокалипсиса дают нам пару лишних сцен Бэтмена, раздающего люлей еще более беспощадно и бескомпромиссно, чем в остальных драках.

Кстати учтите, с человеческими жизнями тут особо никто не церемонится – ни Бэтмен, ни Супс. На этом не заостряют внимания, в кадре никого вроде не убивают откровенно, но все, как в старых фильмах что одного, что другого – если остановиться и задуматься, то вот там за кадром эти люди, наверное, немного померли. Меня это, впрочем, ни капли не смущало – все выглядит вполне в рамках логики этого мира. Когда вы носитесь на бэтмобиле в третьем «Акхэме» и сбиваете людей на полном ходу, можно конечно успокаивать себя отмазой с электрошоком, но камон.

Есть в фильме, конечно, и пара отсылок к другим персонажам Лиги. Одна застигла меня врасплох и очень порадовала, это было круто. Но за пределы камео эти отсылки не выходят. Такие себе «сцены после титров» внутри фильма. После титров, кстати, ничего нет.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 24

Отличия от Marvel

Основное отличие я уже назвал, но оно кажется мне очень важным. Видно, что миры всех персонажей здесь живут своей жизнью и за пределами конкретной сцены, что случается далеко не в каждом фильме. У Marvel все очень функционально – сцена работает, но жизни за ее пределами нет, она не простирается вовне. Я продолжаю хвалить «Мстителей», «Стражей» и фильмы Marvel в целом, но как я уже когда-то писал, фильмы DC обычно куда хуже работают, но при этом в них есть эта глубина, атмосфера и внутренняя жизнь, а герои не замкнуты в тех строках диалога, что им написали. Marvel не пытается быть чем-то большим, чем развлекательное кино, и в этом плане их можно назвать бездушными даже, ограниченными, хотя и требовать от них чего-то большего странно, они замечательно справляются с задачей нас развлекать.

У Снайдера же в его хромающих хаотичных фильмах получается дать артхауса, авторского кино, показать кадры не просто красивые, но живые, выражающие позицию. 

Он ведь здесь снова показывает убийство родителей Бэтмена – зачем, казалось бы? Оказывается, сцена эта в фильме преподносится не как экспозиция, а как заставка на титрах (которые у Снайдера всегда запоминающиеся). И такой красивой и великолепно снятой мы смерть Уэйнов еще не видели, поэтому она не выглядит лишней.

Обидно, что грядущая «Гражданская война» (переведенная у нас как «Первый мститель: Противостояние», чтобы не дай бог не ставить слова Америка и Война рядом) гарантированно получит куда более хвалебные отзывы. Несмотря на то, что от оригинального комикса у них осталось еще меньше, чем у «БпС». Идеологическое противостояние двух героев тоже выродилось в нечто непонятное, похожее на ревность.  

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 25

Выводы

Так что в итоге? Получили мы фильм мечты о битве величайших героев комиксов? Однозначно нет. Это полный провал, который если и стоить смотреть, то ради кусков с Бэтменом? Тоже нет.

Итоговый фильм похож на диван из Икеи, который за бутылку вам собирал ваш алкоголичный сосед сверху, некогда преподаватель языкознания, ныне – мебельный абстракционист. Он так видит, и вы даже отчасти понимаете, почему.

О «Фантастической четверке» я писал, что в ней мелькают проблески хорошего, глубокого фильма, который покромсали в капусту и вывели к чему-то куда более примитивному. Тут похожая ситуация, но далеко не такая печальная. Здесь ни монтажеру, ни студии не удалось окончательно загубить то, что вложили в этот мир Снайдер и сценаристы.

А ведь у них многое получилось из того, что легко было провалить. Новый вариант Бэтмена, абсолютно непохожий на предыдущие, великолепные новый костюм и супсбастер-броня, крутой бэтмобиль (материал об истории бэтмобилей), заставляющий тамблер выглядеть разжиревшей блохой, и гармоничный мир соседствующих Готэма и Метрополиса. Да и реакция людей на Супермена, на последствия катастрофы – это тоже отчасти раскрыто, хотя оно не столько проговаривается, сколько ощущается в воздухе.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 26
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 27

В идеале, конечно, этот фильм выглядел бы совсем не так. Из него стоило бы убрать Чудо-женщину, ибо она здесь пока не нужна, вместе с остальными членами Лиги – чтобы не отвлекаться. Стоило убрать обезьянку, потому что этот «персонаж» даже в комиксах никогда не был интересен. И дальше – либо потратить освободившееся время на раскрытие мотивации Лютора и его сложного плана, либо выкинуть Лютора вообще и оставить только двух героев, которые очень по-разному смотрят на супергеройское дело.

Сила комикса Миллера, с которого все это рисовалось, была именно в том, что герои дрались не под воздействием гипноза, токсина и прочей херотуры, а потому, что их идеологии не оставляли им иного выбора. 

Это была не только и не столько физическая битва, сколько сражение идеологий, силы воли, готовности идти до конца. В фильме это все скрадывается из-за манипуляций Лютора – герои и без него недолюбливали друг друга, но выходит, что подрались все же по его указке. Значит, их обоих поимели, они оба проиграли – и это совсем другая история. Вот за это обидно.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 28

Если бы они встречались раз за разом, угрожая – останови свой беспредел или я приду за тобой – и только затем схлестнулись, потому что каждый считал бы, что спасает человечество от угрозы – это было бы не в пример круче. Этот фильм мы уже не получим и даже дополнительные полчаса на диске ничего не исправят. Мне кажется, очень много негативных отзывов продиктованы именно горечью по этой утрате – потере настоящей эпичной драмы о борьбе за свою правду – до конца.

Большинство отрицательных рецензий ругают фильм прежде всего за то, что это не фильм, а месиво из кучи недораскрытых линий, которые переключаются в крайне странном порядке. Тут сложно спорить – и впрямь месиво. Могу лишь повторить, что несмотря на все это, я пожирал это месиво с жадностью. Мне нравилось находиться в мире новой киновселенной DC и чувствовать ее пульс, видеть, что она жива и способна расширяться дальше. Сценаристы написали отличную вещь, которую затем сильно покромсали и испортили своими натягиваниями на студийные хотелки: а давайте Думсдея, а давайте еще больше про будущее. От этих студийных изнасилований погибло уже много многообещающих лент. «Человек-паук 3», «Новый Человек-паук 2», «Бэтмен и Робин» и так далее.

Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 29
Рецензия на «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» - Изображение 30

Да, «Бэтмену против Супермена» порядком досталось, до релиза дожила явно не лучшая версия изначальной задумки, но даже то, что хрипит и кашляет на экране все равно дышит мощью и размахом, атмосферой и огромным потенциалом. Будем ждать продолжений и надеяться, что к «Лиге Справедливости» студия сообразит, как не превращать в фарш собственное кино.