54 37 5238

Ретро: Jackal для Dendy/NES

13 декабря 2011, 7:06
Ретро: Jackal для Dendy/NES - Изображение 1
Приставку «Денди» российская детвора полюбила за две вещи: игровой видеосалон, который можно было устроить у себя в спальне, и возможность позвать Женьку с третьего подъезда и на пару зарубиться с ним во что-нибудь яркое и громкое. «Денди» - в девичестве японская NES – первой популяризовала в нашей стране, простите за выражение, мультиплеер: сначала были «танчики» (Battle City) и «контра» (Contra) на дешевых картриджах вроде 999999 in 1, но они быстро приедались… к тому же «Контру» при определенной сноровке можно было пройти минут за пятнадцать, а «Танчики» нельзя было пройти никогда. Тогда наступал черед игр посложнее, и одной из главных таких игр, несомненно, была Jackal.

За спиной этой, как и большинства других отличных игр эпохи NES, высится громада компании Konami. Оригинальный Jackal японцы выпустили для игровых автоматов еще 1986 году (оцените, кстати, уровень картинки для игрового автомата двадцатипятилетней давности – советские дети в это время жмакали единственную кнопку на чудовищном железном гробу под звучным названием «Сафари», да и то, если повезет), и базировалась она на железной начинке популярнейших автоматов Double Dribble – это, если помните, такой динамичный симулятор баскетбола с крупными планами спортсменов, когда им удавался особенно удачный бросок из-под кольца. Два года спустя игра была портирована на NES и (не поверите!) ZX Spectrum – и довольно часто ее можно было найти на картриджах именно с nes-версией Double Dribble, по крайней мере у меня был именно такой.

Ретро: Jackal для Dendy/NES - Изображение 2

Смысл Jackal был прост: два джипа (играть можно было и одному, но это уже совсем другая игра!) продираются сквозь масштабные укрепления вражеской армии – или некоей террористической организации, неважно – встречая на своем пути яростное сопротивление врагов. Враги отстреливались из укрытий, выскакивали на дорогу с гранатометами наперевес и трусливо прятались за броней танков; пеших можно было просто давить, с остальными приходилось гораздо сложнее. Потому что изначально джипы были оборудованы весьма посредственной пушкой, которая стрела медленно и слабо, и несколькими гранатами, толку от которых тоже было чуть: чтобы пройти хотя бы дальше второй локации, вооружение нужно было усовершенствовать. С этой целью по карте были раскиданы дома с заложниками, которых следовало освобождать. Причем заложники попадались двух видов: обычные, которых нужно было, точно в старой комедии, десятками сажать на заднее сиденье джипа (и доставлять потом к вертолету, который, видимо, отправлял их домой, в благословенные Соединенные Штаты), и МИГАЮЩИЕ – собственно, улучшающие оружие. Пушка пушкой и оставалась, а вот вместо гранат у игрока появлялись разные вариации ракетных установок, вплоть до боеголовок, разделяющихся на четыре части. С таким арсеналом еще можно было жить – но, опять-таки, если играло двое. Одному, даже под завязку экипированному вояке, приходилось тяжело (лазерные установки, боевые женские киборги и самые настоящие военные крепости – вот немногое из того, с чем ему предстояло столкнуться).

Ретро: Jackal для Dendy/NES - Изображение 3

То ли дело вдвоем! Игра немного подтормаживала в самые эпические моменты – а динамика там была ого-го, остановись на секунду, и вместо джипа останется куча дымящегося железа – но на это никто не обращал внимания. В четыре руки все было и интересней, и быстрее, и проще: один, обычно тот, кто поопытней, отвлекал огонь на себя, второй в это время спокойно разбирался с врагом. Особенностью карт в Jackal была не только вертикальная перспектива – они были немного шире, чем площадь телевизионного экрана, поэтому нередко пули и снаряды летели буквально из ниоткуда, и в поисках залегшего диверсанта приходилось обшаривать все, даже самые укромные уголки уровня. А иногда, напротив, Jackal сходила с ума и суживалась до размеров тесного коридора – невероятного опасного, простреливаемого со всех сторон: гранатометчики на стенах, танки из-за углов, зенитные установки на крышах, даже вертолеты над головами! Тут уже пот лился градом, никаких поблажек: только отточенные командные действия, только хирургически выверенные ракетные залпы, никакого права на ошибку. Структурно Jackal была идеально сконструирована для игры вдвоем, и дизайнеры постоянно держали в уме этот факт. Через какое-то время враги вообще отходили на второй план: гораздо важнее и интересней было вполглаза следить за напарником, прикрывать его в нужный момент и устранять потенциальную угрозу.

Ретро: Jackal для Dendy/NES - Изображение 4

В 1989 году Konami выпустила версии Jackal для PC и Commodore 64 – однако, как я не старался, оригинального порта для персонального компьютера мне найти так и не удалось. Однако мало кто знает, что в 2002 году Konami устроила аттракцион неслыханной щедрости и выпустила для PC сборник Konami Collectors' Series: Castlevania & Contra, куда вошли две первые части «Контры» и три классических «Каслвании», а бонусом была добавлена еще и шикарная Jackal (причем это касается исключительно версии для Северной Америки). На электронных аукционах, между прочим, такой диск уходит за сотни баксов! Впрочем, какую бы версию вы не взяли – хоть для PC, хоть для NES, да хоть даже для Spectrum – удовольствие от общения с классикой гарантировано. А Konami, кстати, продолжает выпускать Jackal и по сей день: последняя на сегодня версия датирована августом 2010 года и предназначена для мобильных телефонов. Некоторые вещи просто отказываются стареть, да.


37 комментариев