10 сентября 2015Игры

Круглый стол. Разработчики игр о конференции Apple

Компания Apple провела очередную конференцию, на которой показала новые модели iPad, Apple TV и iPhone. Первое устройство превращается в мини-ноутбук, второе — в домашнюю консоль, третье — в идеальную платформу для мобильных стратегий. Я поговорил с представителями трех российских компаний, занимающихся производством мобильных игр, чтобы узнать их мнение о новинках Apple.
Компания Apple провела очередную конференцию, на которой показала новые модели iPad, Apple TV и iPhone. Первое устройство превращается в мини-ноутбук, второе — в домашнюю консоль, третье — в идеальную платформу для мобильных стратегий. Я поговорил с представителями трех российских компаний, занимающихся производством мобильных игр, чтобы узнать их мнение о новинках Apple.

Сергей Орловский, основатель Nival

Канобу: Как сильно tvOS повлияет на игровой рынок?

Орловский: Заменит консоли.

Канобу: Это вы шутите так?

Орловский: Нет, я вполне серьезно. Уже года два как говорю, и вот это начало происходить. Сначала они сделали геймпад для iOS и рекомендовали разработчикам его поддерживать, затем приложения для Apple TV (хотя я и не понял, как устройство с геймпадом общается — они зачем-то изобрели новый девайс). Теперь это можно рассматривать как очень серьезную заявку на замену консолей.

Канобу: В том числе из-за экосистемы?

Орловский: Да, экосистемы Apple и Google значительно мощнее, чем экосистемы Sony, Microsoft и уж тем более Nintendo. А так как прогрессом движут экосистемы, то замена одних другими — это вопрос времени, а не возможности. Хотя у Microsoft еще есть шанс побороться, они, наконец, разумные вещи начали делать с точки зрения платформы.

Канобу: То есть вы верите в эти апокалиптические прогнозы, что это поколение консолей станет последним?

Орловский: Почему апокалиптические? Я эти прогнозы сам давал и продолжаю их придерживаться. Просто появляются дополнительные аргументы в их пользу.

Канобу: При этом новое поколение консолей чувствует себя как никогда хорошо.

Орловский: Ну и прекрасно. Никто не говорил, что это поколение будет плохим. Оно просто станет последним [смеется].

Канобу: А как же мои любимые игры…

Орловский: Да все твои любимые игры останутся с тобою. Просто одна экосистема заменит другую, а игры будут такими же — прекрасными, замечательными, может, даже лучше и интереснее. Запуск нового Apple TV как раз может привести к тому, что на iУстройствах появятся дорогие игры — за те же 50 долларов. Оно по производительности уже приближается к текущему поколению консолей, только в пять раз компактнее.

Круглый стол. Разработчики игр о конференции Apple - фото 1

Канобу: Рассматриваете ли вы возможность переноса уже существующих игр вашей компании на Apple TV?

Орловский: Да, текущие проекты перенесем — в этом ничего сложного нет, может они и сами заработают, потому как мы геймпад к ним давно прикрутили. Новые также выпустим на Apple TV со временем. Основная проблема, которая есть — это разница вертикального/горизонтального экрана. Я являюсь сторонником вертикального экрана для мобильных игр, а для телевизора нужен горизонтальный. Но его все равно придется делать, так как помимо Apple TV есть еще Steam и консоли.

Канобу: Но если говорить в целом: Apple показала что-то прорывное?

Орловский: Я считаю, что iPad Pro и 3DTouch могут многое изменить на рынке. Наконец-таки огромное число людей смогут избавиться от ноутбука, потому что объективно говоря это почти как ноутбук уже. Я очень верю в большие планшеты, а для нас, как разработчика стратегий, это вообще идеальное устройство.

А 3DTouch в корне изменит интерфейс. Если брать стратегии, то, согласись, с контролем на планшетах было все сложно: нужно и командовать, и выбирать юнитов, и следить за ними, и еще палец все загораживает. А теперь «сильным» нажатием выбираем, а легким — отправляем. Понятно, что мгновенного перехода не случится, потому что разработчикам надо еще поддерживать предыдущие устройства. Но такой переход может произойти в течение нескольких лет.

Канобу: iPad Pro — мощное устройство, значит игры начнут «хорошеть» на глазах?

Орловский: Если честно, пока все упирается в оперативную память. Если там 2 гигабайта, как говорят источники, то это серьезный шаг вперед вдогонку за конкурентами. Если все-таки один, то это будет сдерживать рынок от качественного роста еще два-три года.

Об этом мало кто говорит, но основной затык сейчас — в батарее и энергопотреблении, а не скорости чипа. Раскрою небольшой секрет. Мы в играх для мобильных платформ ограничиваем качество картинки не потому, что устройство не тянет, а потому что высокое качество мгновенно сжирает батарейку. То есть я легко могу увеличить количество полигонов в два раза, но от аккумулятора ничего не останется за несколько часов, и греться он будет как утюг. Поэтому поднимать скорость графического процессора особо не нужно, а вот снизить энергопотребление — это очень важная задача.

Но я верю, что эта проблема будет решена. И тогда мы увидим совершенно другой рынок мобильных игр.

Круглый стол. Разработчики игр о конференции Apple - фото 2

Александр Енин, руководитель мобильного направления Mail.ru Games

Канобу: Как вы считаете, насколько сильно tvOS повлияет на игровой рынок?

Енин: Если посмотреть на успехи Android TV на игровом поприще, то они очень скромные и скорее всего такая же история произойдет и с Apple TV. По крайней мере никаких принципиальный изменений между этими двумя платформами сейчас не наблюдается, чтобы ожидать другого.

Канобу: Рассматриваете ли вы возможность переноса уже существующих игр вашей компании на Apple TV?

Енин: В данный момент серьезных намерений этим заниматься у нас нет. Возможно в будущем, когда рынок Apple TV станет достаточно большим или мы увидим тенденцию к его быстрому росту, то мы рассмотрим такой вариант. В портфеле у нас есть игры, которые хорошо подойдут для портирования на эту платформу.

Канобу: Будете ли вы помимо портов с других iOS-устройств делать игры в первую очередь под Apple TV?

Енин: Поскольку Apple TV анонсировали только вчера, то в наших планах такой разработки не стоит, но мы готовы сделать такую игру, если появится выгодное предложение.

Канобу: Как вы оцениваете технологию 3DTouch для мобильного гейминга? Будете ли вы ею пользоваться, или это ограничит возможности пользователей, которые не перейдут на новые модели iPhone?

Енин: У этой технологии отличные перспективы. Я уверен, что она сможет значительно улучшить юзабилити игровых продуктов в правильной реализации. Но скорость внедрения этой технологии в игры будет очень сильно зависеть от появления аналогичных функций на Android-устройствах, так как большинство мобильной разработки сейчас делается с упором на запуск как на iOS, так и на Android.

Канобу: С технической точки зрения, насколько интересными вам показались iPad Pro и iPhone 6s/6 Plus s. Выход этих устройств способен дать значительный толчок к развитию индустрии мобильных игр?

Енин: Мне кажется это маловероятным. Мощности предыдущих iPhone 6 уже было достаточно, чтобы делать очень крутые игры и до сих пор игр, которые в полной мере задействуют их потенциал, появилось не так много. И вряд ли тенденция изменится, такие игры требуют больших бюджетов и долгой разработки, а это большие риски.

Круглый стол. Разработчики игр о конференции Apple - фото 3

Сергей Бабаев, директор по развитию Nekki

Канобу: Как вы считаете, насколько сильно tvOS повлияет на игровой рынок?

Бабаев: Еще рано прогнозировать как tvOS повлияет на игровой рынок. Это далеко не первая попытка прийти к светлому будущему, когда все будут играть на своих телевизорах, не вставая с дивана. Рано или поздно оно, конечно, настанет — в это верю, но текущие попытки носят исследовательский характер. Скажем, Android TV выглядит интересно, мы даже запустились на нем, но аудитория небольшая (10 000 скачиваний). Apple похожа на ту компанию, которая способна дать нужный толчок индустрии, но даже у нее случаются осечки и неудачные продукты, поэтому праздновать пока нечего.

Канобу: Рассматриваете ли вы возможность переноса уже существующих игр вашей компании на Apple TV? Насколько интересной вам кажется функция «переноса прогресса» с телефона на планшет, Apple TV?

Бабаев: Да, конечно, перенести проект не очень сложно — отчего не попробовать, я за эксперименты, если они обходятся малыми ресурсами.

Идея с переносом прогресса правильная. Об этом давно говорят большевики, но хорошей реализации кроссплатформенных проектов с единым прогрессом практически нет (я вот ни одной игры не могу вспомнить). Если Apple протолкнет эту идею в массы через реализацию в своей экосистеме — это послужит отличным примером для других платформ и всех разработчиков. К слову, в эту же сторону пытается смотреть MS с единой Windows 10. Раз столько титанов индустрии делают этот шаг, то что-то должно получиться.

Канобу: Будете ли вы помимо портов с других iOS-устройств делать игры в первую очередь под Apple TV?

Бабаев: Думаю рано делать игры только для Apple TV. Точно так же, как коммерчески ориентированная компания не может себе позволить делать игры только для VR, это некое исследование, вклад в будущее — в таком контексте можно рассматривать, не глубже.

Канобу: Как вы оцениваете технологию 3DTouch для мобильного гейминга? Будете ли вы ею пользоваться, или это ограничит возможности пользователей, которые не перейдут на новые модели iPhone?

Бабаев: Наверное, найдется интересное применение во взаимодействии пользователя с GUI. Какое — с ходу не скажу. Блокировать доступ к функционалу игры у пользователей с младшими моделями устройств, конечно, не стоит. Да такое приложение скорее всего и сам AppStore не пропустит. Но найдутся и те разработчики, которые попробуют на новой технологии построить основную механику игры — в будущем такого применения не уверен, точнее, уверен, что оно провальное.

Канобу: С технической точки зрения, насколько интересными вам показались iPad Pro и iPhone 6s/6 Plus s. Выход этих устройств способен дать значительный толчок к развитию индустрии мобильных игр?

Бабаев: Как потребителю мне понравился iPad Pro, к новому айфону сдержанное отношение. Что касается толчка к развитию, iPad Pro, возможно, обеспечит еще большее погружение и новый уровень исполнения проектов, оценим мы это не сразу, но в ближайшее время появятся такие игры.

Комментарии 109
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Cowboy Wheatley
Cowboy Wheatley
Как пользователь, я могу сказать следующее. Тот, кто сумеет сделать удобный и доступный геймпад для устройств Apple (Apple TV/iPad Pro) совместимый с большинством игр, сорвет банк.