21 апреля 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

Раз, два... Раз, два, три... приём?

Последние два месяца моя жизнь проходит под лозунгом "а покой им только снится". Если оглянуться назад, то вроде бы ничего супер-сложного и не было сделано: business as usual. Но, с другой стороны, так всегда кажется, особенно когда, например, долго ищешь по всей квартире забытый телефон: надо было сразу посмотреть в кармане вон того пиджака, ага.
Последние два месяца моя жизнь проходит под лозунгом "а покой им только снится". Если оглянуться назад, то вроде бы ничего супер-сложного и не было сделано: business as usual. Но, с другой стороны, так всегда кажется, особенно когда, например, долго ищешь по всей квартире забытый телефон: надо было сразу посмотреть в кармане вон того пиджака, ага.

Что случилось за последнее время из событий, которые стоит отметить?

Раз, два... Раз, два, три... приём? - фото 1

Во-первых, Kickstarter. Совершенно правильно ощущения от этого формата описал в своей заметке Горячев. Эта новая платформа не является какой-то волшебной палочкой, которая способна превратить навоз в золото. Вообще, результат напоминает старую буддистскую притчу про то, что посох дают только тому, у кого он уже есть, а у кого нет - не дают. Или, в интерпретации Ивинского из CD Projekt’a, у студии, у которой и так есть деньги - полным полно предложений вложить ещё; а у студии, у которой не хватает на зарплаты, шансов привлечь дополнительное финансирование как раз крайне мало.

Глядя на проекты на Kickstarter’e, лично я не могу не отметить, что больше всего хочется дать денег как раз тем, кому они уже не нужны. Тим Шэфер - душка, умница, большой профессионал, если вы не видели съёмок из его офиса - это не просто какой-то закуток, это большая такая игровая фабрика. Якуб из “Аманиты” заезжал к нему в гости во время GDC 2012, и тоже удивился: столько народу! И столько проектов! Среди вакансий Тима, кстати - вакансия финансового директора, способного разрулить входящие и исходящие потоки. Т.е. не совсем типичные для инди-студий обороты.

Так вот, как раз к Тиму у меня - самый большой кредит доверия. Он умеет, он может, и он найдёт отличный способ потратить с толком собранные деньги.

Раз, два... Раз, два, три... приём? - фото 2

Также я готов профинансировать и The Banner Saga. Потому что они игру уже почти завершили, и игра выглядит превосходно. Такой проект не стыдно издать и в российской рознице. Я им написал “письмо поддержки” и узнал в тот же день, что несколько моих знакомых европейских издателей тогда же отправили им предложения об издании на своих территориях. И это никак не случай, который можно описать “игра не нашла поддержки в традиционной модели и была вынуждена идти на панель”.

А вот кто меня напрягает, так это господин Фарго. Если вы читаете мой твиттер-аккаунт, то наверняка видели сломанные копья в дискуссии, где я выступал злым, завистливым, циничным обличителем Фарго. Просто потому, что никак не сходится арифметика у товарища. Да и репутация у него так себе. Не говоря про “успех” последнего проекта студии, Hunted, на котором многие издатели региональные потеряли денег. Т.е. бесит немного читать - “мне не верят издатели, а вот вы, игроки, поверили, и я вас люблю” - чья бы корова мычала.

Мой собственный прогноз - релиз в 2014 году, второй раунд финансирования (или продажа прав на консольную версию какому-нибудь мейджору в обмен на такое финансирование). И дай бог, чтобы игра вышла хорошая.

Раз, два... Раз, два, три... приём? - фото 3

Вторая новость, которая лично меня зацепила - это релиз “Ведьмака 2” на X360. Я знаю детали сделки (сделок) CD Projekt’a и могу сказать, что это и финансовый успех, и качественный - у игры сейчас средний рейтинг в 90%.

Да, была уже ранее провалившаяся попытка перенести “Ведьмака” на консоли (с помощью дурацкой французской конторы WSG, которая обанкротилась в процессе), и Х360 версия вышла не одновременно с РС, но овчинка выделки стоила.

И это хороший пример инди-командам на вырост: можно делать не только в цифре, но и с розницей (1М копий продано второго “Ведьмака” в рознице на РС, между прочим). И можно также делать на консолях, за свои деньги, без попадания в рабство к издателю.

Были бы сейчас времена расцвета российской разработки - хорошо бы пошёл на консолях “Анабиоз”, например. Да и S.T.A.L.K.E.R., чего уж там. Ну да ладно.

Раз, два... Раз, два, три... приём? - фото 4

Третья новость - это релиз “Ботаникулы”. Команда в 7 человек, без офиса, из бедной (но доброй) Чехии, продолжила ставить рекорды: за $10 (в России, на EPIC’e - за 195 рублей) выходит чудесная игра с рейтингом 88%. Выходит на всех платформах (я играю на Mac’e сейчас), выходит на различных цифровых каналах, и даже через Humble Bundle.

На что я обратил бы ваше внимание - так это на то, что игра даёт редкий пример независимой от цифровой платформы разработки. Какие у “Аманиты” по проекту источники дохода?

1. App Store
2. Собственный сайт
3. Немецкий издатель, с большой помпой запускающий проект в рознице
4. Польский издатель N1 (CD Projekt)
5. Российский издатель для розницы (1С-СК)
6. Российские цифровые платформы: EPIC, IgroMagaz и проч.
7. Европесйкие цифровые платформы (до фига)
8. Humble Bundle
9. Steam
10. GOG

и т.д.

При этом у большинства игр 9-й пункт даст 90% продаж, а для “Аманиты” - ну, может, 1/5 от всех сборов, не более. А то и вообще 10%.

И вот пока некоторые разработчики ноют по поводу того, что Steam - монополист, “решатель судеб” и т.д., такие таланты как Якуб двигают вперёд и игры, и бизнес-модели. “Аманита” - молодцы. Считаю моральным долгом поддержать рублём.

// а украинские сайты, которые после обзоров игры ставят прямым текстом ссылку на торрент, я бы лично глушил вместе с сайтами педофилов - потому что надо быть последним му*аком, чтобы воровать у чешской студии гениальную игру, доступную любым способом оплаты по цене двух банок пива //

Раз, два... Раз, два, три... приём? - фото 5

Отдельно, кстати, я хочу отметить работу “братской” цифровой платформы Kanobu - EPIC’a. Не буду называть имён, но сегодня, в субботу, я решил пробежаться по основным цифровым магазинам в России, и посмотреть на происходящее. После унылого, загробного форума одной из крупнейших я попал на EPIC и увидел баг - по слову “Ботаникула” игра не находилась, только по-латински удавалось её зацепить.

Об этом я и пожаловался в твиттере. Через полтора часа EPIC всё исправил. Для русскоязычного игрового магазина - это подвиг. Да вообще, для любой платформы такая скорость реакции на “саппорт тикет” - это предмет гордости. И если платформа сохранит такую чуткость к игрокам, к покупателям - то будет у нас, наконец, крепкий лидер в местной цифровой дистрибуции. Не потому, что он - самый большой, или имеет “жирный трафик”. А потому, что он слушает игроков, и изменяется, развивается маленькими шагами - но постоянно, каждый день, и даже на выходных. И это очень хороший пример.

Чем ещё с вами поделиться?

Весь март я занимался Германией. Немецким рынком. Larian Studios, где я работаю с конца прошлого года, сейчас разрабатывает две огромных игры, обе востребованы немецкой аудиторией (которая традиционно любит стратегии и ролевые проекты) и для обеих мне надо было найти партнёра-издателя.

Я встретился со всеми компаниями-игроками на этом рынке. Навестил Ubisoft Deutschland (с прекрасной репутацией, кстати - на контрасте с глобальным офисом, немецкий офис рекомендуют абсолютно все участники рынка), побывал в каких-то совсем уже местных дистрибуторах, и т.д.

До последнего мы не знали, с кем будем работать. Впервые я попал в шкуру CD Projekt’a, которые продавали второго “Ведьмака” на Россию и мне (тогда в составе Snowball’a), и “Акелле”, и “Новому Диску”, без личных преференций каких-либо - просто на основе плана и здравого смысла.

Это, конечно, отдельная история. И контакт студия-издатель очень хорошо показывает все накопившиеся в традиционной бизнес-модели проблемы. “Маркетинг-шмаркетинг”, друзья мои, жив как никогда - на вопрос “а как вы будете нашу игру продвигать” мы не раз и не два получали в ответ “план продвижения”, скопированный с какой-то другой игры, которую компания издавала полтора года назад, например. Леность неистребима, я так понимаю - а леность ума, тем более.

Раз, два... Раз, два, три... приём? - фото 6

И этот поиск, этот опыт, он снова поставил передо мной вопрос, а что такое - хороший издатель? И что такое “издание игры” вообще? А ответ такой - хороший издатель, это тот, кто понимает покупателей/игроков; кто способен построить коммуникацию; и кто понимает игры; и, как результат, умеет донести проект ровно до тех, кому он будет интересен. Не навязывая, не “впаривая”, а просто положив на стол в нужный момент по нужной цене.

Для примера, я когда приезжаю в Москву, то хожу на рынок за овощами. Понятное дело, что все люди разные, и с точки зрения аудитории “покупателей овощей” я отношусь к определённому сегменту, со своими заморочками. Так вот, я стараюсь поддерживать “инди-студии” - то есть людей, которые сами что-то привозят, которые честно описывают свой товар. Такие продавцы (студии) разбросаны по территории вперемешку с профессиональными торгашами, которые продадут и ослиные уши под видом свежих лисичек. Что бы сделал издатель на рынке? Он бы собрал всех независимых в одном углу рынка, написал бы - “прямые продажи от собственников”. Ввёл бы единый формат ценников, со свободным местом под описание региона, и даты сбора (морковки, например). И позволил бы мне набрать лук, огурцы и помидоры у разных бабушек, а заплатить потом в один подход в центральной кассе.

Вот это и есть в моё представлении работа издателя. Не пытаться мне впарить гнилые помидоры под видом свежих, не отжимать у меня лишние 50 рублей через некорректные весы, не продавать мне ненужные товары… А просто так спозиционировать продукт, чтобы я его легче смог найти и получить.

Подобного на игровом рынке, увы, пока крайне мало. Что в Европе, что в Германии, что в России. И это, конечно, отдельная тема для разговора: как нам жить в ситуации, где старая издательская модель ушла, а новая ещё не появилась. Steam Steam’ом, но это только платформа, а не издатель, и никак не рецепт к развитию отрасли.

На этом с вами прощаюсь. Если есть вопросы - задавайте в комментариях, или отправляйте через твиттер.

S.

Комментарии 81
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Altodafe
Altodafe
Интересно, а что так в Германии РПГшки любят? Хотя в принципе стереотипно считаю их пекарями как и наших.
riffrider
riffrider
Интересная статья.