Процессоры для геймеров

Статья 19 октября 2010, 12:33

И снова здравствуйте!

Как я и обещал в одной из предыдущих записей, сегодня мы поговорим о выборе процессора для игр. Немного общих моментов, на которые стоит обращать внимание при выборе процессора.

Количество ядер - в последнее время этот параметр выходит на первое место по важности. Хотя игровая индустрия не поспевает за развитием технологии, но все же большинство современных игр уже спокойно и корректно используют 3-4 процессорных ядра. Больше четырех ядер на текущий момент играм не нужно. Хотя не стоит забывать, что параллельно с играми у нас часто крутится музыка, качаются торренты, Windows занимается вечным задумчивым и непонятным процессом и т.д. Вот где пригодятся лишние парочка ядер!

А вот экономить и брать двухъядерный процессор для игр уже не оправданно, так как даже высокая частота ядер далеко не всегда спасает.

Тактовая частота - раньше играла решающую роль в выборе процессора. Сейчас все далеко не так однозначно. Стоит раз и навсегда запомнить, что не в гигагерцах счастье. И высокая частота процессора еще не значит высокую производительность. Дело в том, что тут многое зависит от особенности архитектуры процессора и внутренних оптимизаций, контроллеров и т.п.
Любителю игр еще важно учитывать тот факт, что переплачивать за более быстрый по частоте процессор в рамках одного и того же семейства процессоров зачастую не имеет смысла. Разница в частоте в 100-133 МГц будет практически неотличима, а разница в цене может превышать все разумные пределы. Да и разгон (даже автоматический) ликвидирует эту разницу в частоте, и вы сэкономите круглую сумму денег, которые лучше вложить в видеокарту.

Объем кэш-памяти - на этот параметр традиционно обращается мало внимания, а зря. Как показывает практика, игры очень любят большой кэш, так как он позволяет им мгновенно получать данные и не лезть за ними в относительно медленную оперативную память. В динамичных играх это может быть решающим фактором. Прирост только от удвоения объема кэш-памяти может достигать 15-20%. Часто компании-производители идут на обрезание данного параметра в целях удешевления производства и конечной цены процессора, а это может очень сильно сказаться на игровой производительности, будьте внимательны!

Яркими примерами можно назвать процессоры Intel Celeron поколения Conroe. Основанные на прогрессивной архитектуре, имея довольно высокую тактовую частоту, они все равно демонстрируют в играх не самые впечатляющие результаты. В чем же дело? А вот тут как раз и всплывает сильно урезанный объем кеш-памяти. 512 Кб или 1 Мб в рамках данной архитектуры оказывается очень мало, и в целом мощные процессоры заваливают игровые тесты.

Противоположный пример - новые Core i7-980X. Шестиядерный процессор имеет такую же тактовую частоту, как и бывший флагман Core i7 975X, однако умудряется выигрывать у него в игровых тестах. Но постойте! Как я только что писал, игры не получают прироста от шести ядер в процессоре. И снова виновата кеш-память. Дело в том, что в новинке ее 12 Мб против 8 Мб у бывшего флагмана. Вот в чем секрет.

P.S Для тех, кто хорошо разбирается в характеристиках процессоров из моего последнего примера, оговорюсь, что 980-й имеет заниженную частоту UCLK, и это не позволяет совсем корректно сравнивать его с процессорами предыдущего поколения. Я в курсе этого и просто делаю некоторые допущения ;)

Наличие фирменных технологий - в последнее время все основные игроки процессорного рынка один за одним продвигают новые технологии, кричат о суперэффективности своих процессоров и демонстрируют, как они в пух и прах разносят конкурентов. Среди всего этого набора фирменных «примочек» любителей игр будут интересовать две.

1) Hyper-Threading или SMT - технология компании Intel, которая позволяет задействовать одно физическое процессорное ядро как два логических. Как это возможно? Дело в том, что в конкретный момент времени в процессорном ядре может быть задействована только часть блоков, в то время как другая часть простаивает. А почему бы не сказать, что это ядро у нас работает за двоих, и отдать эти блоки на это время «другому» ядру? См. картинку:

На практике поддержка данным процессором этой технологии может дать солидный прирост производительности в играх. Особенно ярко это выглядит для двухъядерных процессоров. Наличие этой технологии позволяет им наравне сражаться со многими конкурирующими «истинными» четырехъядерными процессорами.

А вот для четырехъядерных процессоров эта технология в играх пока не дает никакого прироста, иногда даже наоборот! Снова мы приходим к тому, что никакие из современных игр не могут задействовать более четырех процессорных ядер.

Наличие или отсутствие этой технологии активно используется Intel для дифференцирования линеек своих процессоров, обращаю внимание!

2) TurboBoost\TurboCore - название у технологий в версиях Intel и AMD разные, а суть одна и та же. Она заключается в том, что если текущие задачи не задействуют равномерно все ядра процессора, то он может поднимать тактовую частоту наиболее загруженных, а простаивающих, наоборот, снижать, или даже «отключать» неиспользуемые ядра. Если ваша игрушка понимает и использует только 2 ядра из вашего крутого 4\6-ядерного процессора, то это не проблема - он разгонит их на 10-20%, а неиспользуемые пока будут отдыхать. В итоге энергопотребление и тепловыделение не превысит рассчитанные рамки, а мы будем радоваться возросшей производительности.

В то же время, если вы планируете самостоятельный разгон процессора, то данные технологии станут скорее обузой, и их лучше отключить. Переплачивать за них или нет - решать вам.

Вечный вопрос, AMD или Intel, уже устарел - у обеих компаний есть удачные и неудачные процессоры. Тут глупо спорить, нужно смотреть на каждый конкретный случай.

Итак, вы спросите - так какой же процессор лучше всего купить для игр? И... не получите точного ответа!
В наиболее дешевом сегменте я бы обратил внимание на трехъядерные процессоры AMD. Возможность разблокирования четвертого ядра, низкая цена и неплохие характеристики делают их прекрасным выбором.

Если вы готовы потратить на процессор 4-5 тысяч рублей, можно обратить внимание на Core i3-530, который не перегружен лишними технологиями, при этом несет в себе прогрессивную архитектуру за разумные деньги. Наличие всего двух ядер компенсируется поддержкой Hyper-Threading. В стане AMD, благодаря последнему снижению цен, правят бал истинные четырехъядерники серии Phenom II X4 9xx, которые тоже станут неплохим приобретением для игр.

Если денег у вас еще больше, в районе 6000 рублей, то королем бала является Core i5 750\760. Отличие от старших 800-х процессоров заключается в отсутствии поддержки Hyper-Threading. А мы только что выяснили, что четырехъядерным процессорам для игр она совершенно не нужна. При этом имеет место солидная экономия денег.

Приверженцы AMD здесь вспомнят о недавнем выходе процессоров серии AMD Phenom X6. Проблема только в том, что 6 ядер современным играм не нужны, а общая слабость архитектуры по сравнению с решениями конкурентов не позволяет ему демонстрировать выдающиеся результаты в играх. Хотя как вариант для апгрейда платформы AMD - отличный.

Если тратить на процессор еще больше, то выбор совсем сужается до топовых процессоров серии Intel 9xx, тут AMD пока не может противопоставить им чего-то серьезного. Другое дело, что такая переплата не отразится эквивалентным приростом производительности в играх. Покупка столь мощных процессоров может быть оправдана в случае использования Multi-GPU конфигураций и топовых видеокарт. Иначе это просто деньги на ветер.

Пока же мир замер в ожидании анонса новых видеокарт от AMD и ответа на это от NVIDIA. Следите за моим блогом и будете в курсе событий! В одной из следующих записей вас ждет руководство по выбору оптимальной оперативной памяти.

57 комментариев

Интересно. Сохраню, потом прочитаю.

19 октября 2010

Вопрос. Есть ли смысл переходить с двуядерника прошлой архитектуры на двуядерник нынешней?

19 октября 2010

Если речь о переходе на Core i3-530 или подобного - смысл есть. У АМД прирост от перехода с прошлой на нынешнюю будет менее выражен.

19 октября 2010

На мой взгляд сейчас очень актуальны процессоры от АМД - хорошая производительность для гейминга за разумные деньги, тем более с учетом кризиса) Тем более не забудте что АМД активно ведет работу по плавному переходу! АМ2 - АМ2+ - АМ3, в отличии от Интел.

19 октября 2010

Ага, я на материнку с сокетом АМ2, воткнул проц под АМ3 всего лишь перепрошив биос ^^

19 октября 2010

Спасибо. Давайте я более конкретизирую. У меня есть процессор E8400. Если закрыть глаза на то, что мне придется покупать другую материнку и платы DDR3, переход i3-530 выглядит оправдано?

19 октября 2010

Полагаю, что не всем так везет?

19 октября 2010

Для игр и задач кодирования, шифрования, работы с изображениями - да. Учитывая, что чистая доплата за процессор будет не так велика и возможность дальнейшего апгрейда до 750-го процессора.

19 октября 2010

Да, но такой подход имеет свои минусы. Это если совсем углубляться в детали.
Кстати, новый сокет от AMD не будет поддерживать старые процессоры, так что в плане перспективности нынешние Phenim II X6 предел производительности. Это снижает привлекательность AM3 в качестве платформы на долгое время.

19 октября 2010

Автору спасибо! Очень познавательно!

19 октября 2010

Лучше бы вместо расплывчатого "трёхъядерные процессоры от AMD" просто написали бы - Athlon II X3 445 и н**пёт. Хороший потенциал за низкую цену.

19 октября 2010

Кстати про Phenom x6. Во всех тестах которые я видел, проц. держится молодцом. И по цене примерно столько-же стоит как и Core i5 760-й. При этом АМД выигрывает у 760-го порядка 30-40 % производительности в неигровых тестах. А в Адоб Премьер и 3Д макс, так вообще в 2 раза. В игровых тестах все намного печальнее...здесь интелу пока что равных нет.

19 октября 2010

Для меня ее грустнее, что 760-й даже на слабом кулере за 4ГГц в разгоне уходит, АМД это пока трудновато. В итоге при равной или дальше большей частоте за счет потенциала, 760-й очень неплохо выглядит и в остальных тестах.

19 октября 2010

Старался к конкретным моделям не привязываться, ведь идет постоянное обновление модельных рядов. Сегодня 445-й, завтра 455-й и т.п.

19 октября 2010

Если собрались апгрейдить комп берите мать на 1365 сокете. Потом 6 ядерник от интела вставите и 3х канальная память это круть. А в 1156 хер вы туда чё вставите и 2 канала с памятью всего. И да SSD купите. Щас за 10 тысяч 120 гегов легко можно купить и семёрку 64 бит. Она заточена под SSD поддержкой функции RTT. Вот поистину будет всё литать потомучто мремя задержки у винта 12 млс против 1 млс у SSD не идёт не вкакое сравнение. Тоесть хоть какой бы проц не купили всёравно система будет неотзывчивой притупливать из за винта. И насчёт долговечности SSD то наработка состовляет много милионов часов часов этого хватит более 5 лет слихвой

19 октября 2010

сколько же любителям поигратть на пк нужно всего знать : (

19 октября 2010

Да, тут фиг поспоришь.

19 октября 2010

1366 сокет через год тоже будет заменен. Хотя на текущий момент он предоставляет самые обширные возможности и максимальную производительность.
P.S 3-х канальная память не так круто, как кажется :) Для серверных задач рулит, в обычных не все так однозначно.
P.P.S. Что за функция RTT?

19 октября 2010

Круто... мой процессор король балла...

19 октября 2010

даа, обладателям интела например в этом плане не везет, а насчет амд хз, никогда особо не интересовался, просто когда покупал для себя, посмотрел на сайте амд, поддерживает ли новая прошивка заданный проц )

19 октября 2010

Есть догадка что RTT это функция, которую сейчас реализуют на хардварном уровне некоторые производители ссд. Равномерное использование всех ячеек памяти в чипе, чтоб не гробились по одному, а служили дольше.

19 октября 2010
Wer

Добавлю от себя :
1156 сокет брать не стоит по одной простой причине : нет северного моста а это => Графическая система - 2-е карты х8/х8, либо одна в х16. Как следствие никаких кросфаеров и SLI.
Процы же на 1365 являются полноценной железкой с полноценными мамками, с производительностью не ниже чем у процов 1156 сокета а по цене некоторые не отличаются вообще.
----
Сам щас правдо сижу та такой железке : Core 2 Duo E8500 3.16 | 3GB DDR3 RAM | GeForce GTX 470 Palit |
Доволен в полне =) но думаю попозже брать i7 или болие новые процы на 32нм технологии.

19 октября 2010


Король бала тот, у кого денег полные штаны : (

19 октября 2010


Пк геймеры настолько суровы!
Хотя грустно даже, если не знаешь много всего о железках, собирать новый блок страшно

19 октября 2010


еще всякие драйверы и цена нормального блока в разы дороже консоли : (

19 октября 2010


Да ты прав 1156 это урез от 1356 выпущенный в том году но стоивший тогда очень много. В этом году самый сок его покупать и на будущее сгодится. У меня тоже 470 ASUS и 6xDD3 и корпус есчё c положительным давлением всем саветую пыли вообще нет в нём.

19 октября 2010


Ну вот просто сложилось так, что консоль позволить не могу (даже не из-за денег, хотя они не последнюю роль играют)
Была бы возможность не колебался бы, но компьютер как ни крути - нужен

19 октября 2010

RTT увеличивает срок службы SDD. Трёхканалка и нерулит ?? ты сам не рулиш. Во первых X58 чипсет на 1366 сокете даёт возможность прямого общения с память, и шестиядернику когда ты его туда поставишь через год будет как раз. А двухканальная архитектура загнётся и проц будет в холостую работать. Мало думать настоящим надо думать и о будущем. А то что будет новый сокет это и малахову понятно, но он стоить то будет как чугунный. Так что щас умный вариант 1366 сокет и самый дешёвый проц 930 например. У меня такое добро стоит 10 стоит SSD 10 Мамка 10 Проц. Очень даволен. Рвёт всех. А через год если небудет хватать поставль шесть ядер и всё копец опять всем будет

19 октября 2010

Кроссфайр и слай для топовых конфигураций, когда не жалко пару тысяч вечнозелёных выложить за видеосистему. Я считаю, что для игр вполне достаточно даже нетоповой видеокарты актуального поколения (5850 на примере амд). Сам пока сижу на 4850 и в ус не буду дуть до скорого выхода шестой серии.

19 октября 2010

+
Напиши в следующем посте про ИБП, я в них совсем запутался. Как расчитать мощность и какой тип в каком случае лучше подходит. От ценового разброса глаза разбегаются. Или хотя бы ссылку на нормальную статью по ИБП

19 октября 2010

wizardars
Что за корпус такой ? а то у меня пыли постоянно прес =\раз в 3 недели чищу системник полностью.. хотя сейчас (последние 1-2 года) системник открыт.

19 октября 2010

Смешно :) У меня у самого топовая система на X58 и я тестировал её как с 2-х, так и с 3-х канальным режимом :) Кроме как в синтетике и для бенчей, они мало где прирост дает. Возрастающая пропускная способность компенсируется ростом латентности памяти. Впрочем в играх процентов 5 можно отыграть.
Прямое общение с памятью - это встроенный в процессор контроллер памяти. он есть и у процессоров на 1156 сокете.
1156 сокет имеет свои минусы, 1366 сокет свои :)

19 октября 2010

ИБП - отдельная и довольно специфичная тема... тут одним материалом трудно обойтись и, боюсь, будет много специфичных терминов.
Раньше была одна хорошая статья по ним с основами, но вот сейчас что-то найти её не могу.
Как вариант вот обзорчик - http://www.xard.ru/post/16993/default.asp

19 октября 2010

Еще раз спасибо.

20 октября 2010

http://www.meijin.ru/portal/page/portal/ptl/shoptvdscr?goodsid=59608

Вся хитрость в том что на вдув должно быть больше чем на выдув. Тоесть поток будет заходить через фильтра а выходить из щелей, а не так что поток будет заходить через фильтры и через щели в блоке и выходить только через выдув

20 октября 2010
Qui

Спасибо (=
Коротко, информативно - то, что надо.

20 октября 2010

не совсем понял автора
вы хотите сказать что Phenom X6 не самый производительный процессор для игр среди серии AMD?

20 октября 2010

Ну не знаю.
Мне нравится AMD Phenom II X6 1090T 3.2GHz 9Mb Socket-AM3.
По производительности не уступает Intel Core i7-930 2.8GHz 8Mb.
По цене камни равны, а вот материнки под АМ3 значительно дешевле.

20 октября 2010

Я думаю он это и хотел сказать. В играх у 1090 производительность такая же как и у 965го. 1090 можно предложить скорее владельцам рабочих станций, со всеми вытекающими, чем геймерам, плюс 1090 в том что можно произвести апгрейд лишь одного процессора на системе с 790FX. И если вы покупаете компьютер для игр, то 6 ядер от АМД вряд-ли станет лучшим выбором.
P.S. Насчет сокетов и процессоров-за тех прогрессом не угнаться и врядли стоит ждать санди бридж (1155) до начала 2011го или скажем бульдозер, который должен появиться летом, покупайте для конкретных задач, которые будете решать сегодня. А завтра, видно будет. ;)

20 октября 2010

Pnenom X6 самый производительный для игр от AMD. Но топовым решениям от Интел он в этом вопросе проигрывает.
onlyPC в целом прав.

22 октября 2010

Процессор хорош, но конкретно в играх слабее конкурента. И если кому важно - то на равных частотах и, тем более, в максимальном разгоне, ситуация для АМД будет еще грустнее.
С ценами на платформу трудно спорить, хотя с другой стороны 6Гб у интеловской платформы памяти против 4Гб у амд тоже кому-то важны.

22 октября 2010

Автор, а всё-таки? Что лучше для игр? Phenom x6 (допустим 1055) или Phenom x4 965, с учётом на будущее...?

24 октября 2010
XeL

+

16 ноября 2010

Intel Core i5 760 имхо лучший вариант, он у меня уже третий год и менять его даже не думаю. При желании спокойно разгоняется до 3,6Ггц (при наличии хорошего охлаждения конечно), но такие частоты для игр пока не нужны, так что это задел на будущее.

12 мая 2013

А вот мне моего i5 750 уже маловато. Вопрос в том, стоит ли ждать Haswell, или разориться на хороший IvyBridge?.. Приличный ап даже сейчас рублей в 20 встанет. И это без видеокарты, коя у меня и так кучу деревянных стоит...

12 мая 2013

зажрался ты

12 мая 2013

Да уж. Я думал консольный геиминг дороже...

12 мая 2013

Чего это вдруг? Типа я должен вечно на первом поколении core сидеть? Да ну его... И не сказал бы я, что консольный или ПК-гейминг дороже или дешевле. Есть у меня и Xbox360, и PS3, и устаревающий ПК. При наличии игр (про пиратство я сейчас не говорю) денег улетает примерно одинаково.

12 мая 2013

Писец ты задрот... ТЫ из дома выходишь вообще? :D

13 мая 2013

Странная логика... Откуда бы я деньжищи на это все брал, если б дома сидел?.. Хотя оправдываться и разубеждать не собираюсь. Настрой явно не на разговор.

21 мая 2013

Прекрати кудахтать :)

21 мая 2013

Типа мини-вброс? Как-то это несерьезно и неинтересно.

21 мая 2013

Вброс? Ты слился.

22 мая 2013

Ясно. Школота в треде.

22 мая 2013

Не читал , но осуждаю!

22 сентября 2013

Есть пара неточностей(например в плане тактовых частот - между 100 и 133 МГц разница глобальна, тк все нынешние процессоры работаю на параллельных потоках и в результате при равных множителях получаем кардинальную разницу частот (2к и 2.7к) - но это скорее вопрос к системной шине матери, а не процу), а так очень даже полезная статья.
.
//флагманский пользовательский процессор у AMD(FX-8350) конечно по мощности не столь силен как Intel(хотя и не везде), но когда цена AMD 7к, а Интела 12к, да и еще стоит ATI-видео - приходится задумываться.

22 сентября 2013
8 декабря 2013

Аркадий Реутов

Оценили 66 человек

    Канобу
    Ваш браузер немного устарел

    Обновите его, пожалуйста, до версии 9+
    или воспользуйтесь альтернативными браузерами: