37 74 17456

Про смерть печатной прессы: ответы на вопросы

26 октября 2010, 21:12
Про смерть печатной прессы: ответы на вопросы - Изображение 1
На прошлой неделе я написал для Kanobu.ru текст про причины смерти печатной прессы. Редакция заинтересовалась этой темой и попросила меня ответить на несколько вопросов касательно игровых СМИ - они ниже. Если у вас есть еще вопросы – пишите в комментариях, постараюсь ответить.

- Есть ли у игровых журналов шанс выжить, поменяв формат (скажем, став менее информативными и более развлекательными и аналитическими, или читателю-игроку такое не интересно, ему подавай только новости и рецензии)?

Нет, проблема в смерти бумажной специализированной прессы в целом. Разве что игровые журналы перестроятся в мужские (или женские), но только зачем? Тот же Maxim и без того пишет про игры.

- А умирает ли вообще кто-нибудь? По последним данным, AIR некоторых игровых журналов только вырос...

И 70-75% этого AIR приходится на журналы, скачанные из торрентов. Если издание живет за счет рекламы и сможет убедить рекламодателей в ценности этой аудитории (теоретически она не хуже той, что платит за журнал), то проблем быть не должно. Но тут есть вторая проблема – сейчас все не очень хорошо с рекламой в целом и игровой рекламой в частности.

- Почему к игровой прессе некоторые специалисты относятся с пренебрежением? Неужели она столь низкокачественная?

Нет, если сравнить ее с центральными телеканалами, то отличий особых нет. Просто, скажем так, лучшие образцы обычной прессы (не наши) значительно превосходят лучшие образцы игровой (тоже не наши). Насколько Time лучше Game Informer, настолько покойный российский Newsweek был лучше «Страны Игр».

- Говорит ли тот факт, что единицы игровых журналистов вырываются за пределы «игрожура», о качестве и престиже игровой журналистики в России?

Я бы не сказал про «единицы». Бурковский, Зуев, Амирджанов, Климов, Кузьменко, Ставицкий. Можем посчитать игровых разработчиков, которые покинули индустрию, например.

Люди периодически меняют работу, кое-кто уходит из одной отрасли в другую, это совершенно нормально.

- Почему среди отечественных игровых журналистов принято критиковать и «подначивать» друг друга? Такое наблюдается только в России, или за рубежом все то же самое?

В игровой журналистике в основном работает молодежь, а они любят подкалывать друг друга. На Западе в молодежной прессе то же самое.

- В чем, на ваш взгляд, отличается подход в работе отечественных игровых журналистов и западных игровых журналистов? Сопоставим ли уровень профессионализма, и если нет, то почему?

Разницы "в среднем по палате" нет. Если сравнить с Восточной Европой, то уровень нашей прессы на голову выше, по крайней мере в сравнении с теми, кого я видел лично. Американская и британская пресса отличается - если средний уровень тот же, то верхний несколько выше. Я видел Брайна Кресценте с Kotaku в деле – зверь!

Про смерть печатной прессы: ответы на вопросы - Изображение 2

- Почему журнал Game.EXE ныне обладает в памяти людей каким-то чуть ли не божественным статусом? Есть ли шансы у каких-то ныне существующих игровых журналов достичь такого же авторитета?

Потому что в Game.EXE были яркие тексты, тщательно отобранные авторы и он очень редко писал откровенный бред. Сейчас и «Страна Игр», и «Игромания» тщательнее следят за текстами, но Game.EXE был первым и в памяти остается лучшим.

- Почему закрылись русские CGW и PC Gamer? Лицензионные игровые журналы так чужды нашему читателю?

Не было понятно, на кого они ориентированы, чем они отличаются от других. «Страна Игр» - мультиплатформенный журнал. «Игромания» - самый большой журнал. ЛКИ – журнал для тех, кто хочет знать больше, «PC ИГРЫ» - большой журнал про ПК, для тех, кому не нравится «Игромания».

А что такое CGW? Маленький журнал про игры с фотографиями красивых женщин? Так для этого есть Maxim – там баланс другой, но интересного больше. PC Gamer начался как журнал об играх не для всех (помните яркую колонку Подшибякина про то, что пираты-читатели изданию не нужны? Отличный ход), но потом из него начали лепить клон «Игромании», а это место заняли «PC ИГРЫ», вышедшие позже, но правильно спозиционированные.

- Каковы ваши взгляды на перспективы "Страны Игр"? Насколько содержание журнала отвечает интересам аудитории консольных игр в России? Почему журнал перешел на ежемесячный формат?

Если честно, я очень редко читаю «Страну Игр». Специально сравнил июльский и сентябрьский номера, но особой разницы не заметил. Спецматериалов на номер больше, но качеством они друг от друга не сильно отличаются. Тексты пишут те же люди, на вопросы отвечают те же разработчики. Разве что журнальный формат «раз в месяц» просто привычнее, два раза в месяц – это и не еженедельник, но и не ежемесячник.

Про соответствие интересам аудитории консольных игр. Она сейчас неоднородна, поэтому, наверное, стоит говорить о ядре аудитории СИ – мужчины от 15 до 25, доход средний и выше среднего, интересующиеся консольными играми. Интересам этой аудитории отвечает вполне: превью, рецензии, интервью, материалы об истории игр. Качество текстов не самое высокое, но у конкурентов (и в онлайне) оно еще ниже, альтернатива – только англоязычный Интернет.

Смена периодичности произошла, на мой взгляд, в рамках программы по сокращению издержек. Тиражи явно упали (обратите внимание, в последних пресс-релизах (game)land хвалится AIR, а не тиражами), значит, зачем вкладываться в бумагу, если читатели все равно журнал качают?

- Сколько, на ваш взгляд, осталось жить «Навигатору»? Почему его дни сочтены, могла ли редакция избежать такого исхода?

До конца года; со следующего года скорее всего журнал выходить не будет. Проблема в позиционировании, о котором я писал выше. Зачем читать «Навигатор», когда есть «Игромания», ЛКИ или «PC ИГРЫ»? Что в нем уникального?

- По-прежнему ли незыблемы позиции «Игромании»? Чему научила руководство ИД «Техномир» история с «Игроманией Лайт»? Почему люди уходят из журнала? Что вы ожидаете от новой редакции журнала?

Я уверен, что «Игромания Лайт» была правильным решением, и закрывать ее, не дав проекту пожить на рынке, было преждевременно. Но случился кризис, вполне очевидно желание ИД «Техномир» не рисковать в такой ситуации. Было бы лучше, если бы «Лайт» стартовал годом раньше, тогда до начала кризиса он успел бы окрепнуть.

Чаще всего люди уходят из журнала потому, что им стало неинтересно. Работа в прессе, несмотря на все жалобы журналистов, несравнима с работой в другой индустрии – занимаясь продажами бетона, например, сложно спать до двенадцати и ходить на работу под настроение, доделывая дела из дому. Обычно такую журналистскую халяву во всем мире компенсирует относительно невысокая зарплата, но, насколько мне известно, в «Игромании» она была вполне на уровне. Соответственно, я считаю, что причина - потеря интереса. Сложно хорошо и с душой заниматься одним и тем же много лет, особенно журналистикой. Чай не бетон.

Про смерть печатной прессы: ответы на вопросы - Изображение 3

- Как вы оцениваете журнал ЛКИ? Каковы ваши прогнозы в отношении этого издания? Каковы ожидания от новой редакции?

Честно? Он взрывает мой мозг. Я могу понять, зачем кому-то разбираться в играх так подробно и расковыривать механику, но обычно такие вещи делаются в онлайне на Gamefaqs или фанатских форумах.

Новой редакции надо превратить журнал в зарабатывающий проект. Это непросто, я не уверен, что в случае с ЛКИ это вообще возможно. Я бы не взялся.

- Высоки ли в России шансы выжить у игровых журналов, посвященных преимущественно PC-играм? Или, напротив, в России более жизнеспособны журналы про компьютерные игры, в отличие от мультиплатформенных изданий? Изменится ли здесь что-нибудь в ближайшие лет 5?

В России журналы про ПК имеют больше шансов на жизнь, потому что средний игрок на ПК в вакууме беднее среднего консольного игрока. У второго скорее есть нормальный интернет, откуда он может узнавать об играх быстрее и удобнее. Да и вообще ПК-геймеров в России сильно больше.
Я думаю, что радикального перелома в соотношении ПК/консоли за пять лет не наступит, но число приставок продолжит расти опережающими темпами.

- Предположим, лет через 5 в России не останется или почти не останется игровых журналов. Что будут делать их бывшие сотрудники - пойдут в индустрию, продолжат писать про игры, но в онлайне? Или им придется менять сферу деятельности?

Журналов не будет – будут сайты, блоги и так далее. Кто-то уйдет на другую работу, кто-то перейдет в онлайн. Зависит от человека и от того, чем ему интересно заниматься.

- Что делать топовым редакторам игровых журналов? Найдут ли они себя в индустрии, или придется менять сферу деятельности?

К игровым журналистам в индустрии традиционно относятся настороженно, но если человек что-то умеет делать, то работу найдет скорее, чем кто-то совсем со стороны: просто за счет того, что знает, с кем надо общаться.
Опять же, зависит от человека. Может нравиться играть в игры, но делать их или продавать – совершенно другая профессия, не всем это будет интересно. Это как любить вкусно поесть и любить готовить: первое совершенно не означает второе.

Поэтому многие наверняка перейдут в журналистику, но не про игры, а про гаджеты, например. Или про автомобили, кино, политику и так далее.

- Есть ли, на ваш взгляд, в игровой журналистике какая-то особенная профессиональная специфика, которой нет в других областях журналистики?

Игровая журналистика очень молодая, в отличие от общественно-политической, например. Зато у игровых журналистов в основном есть чувство юмора, которого часто нет у обычных. Есть еще привычка не проверять факты: она и у массовой прессы есть, но там за такое могут и выгнать с позором (или оштрафовать на много денег), а в игровой прессе максимум, что грозит – остракизм на форуме и строгий выговор.

- Что, на ваш взгляд, читают про игры в России люди в возрасте от 25 лет, имеющие хорошее образование и достаток выше среднего?

Сайты, блоги. Ag.ru, например, читают очень активно – рецензии, не новости или форум. Времени у таких людей обычно мало, они выбирают рецензента или ресурс, с которым совпадает их мнение, и дальше читают преимущественно его.

Если нет проблем с языком, то такие люди переключаются на западные сайты, но по тому же принципу.

Про смерть печатной прессы: ответы на вопросы - Изображение 4

- Если бы вам сегодня предложили стать главным редактором или издателем игрового журнала, согласились бы вы, или нет, и почему?

Нет, моя нынешняя работа мне сейчас более интересна, я думаю, что я на ней многое могу сделать.

- Представим фантастическую ситуацию: к вам приходит инвестор-олигарх, дает неограниченный бюджет и просит вас сделать игровой журнал своей мечты. Каким бы был этот журнал?

Мифический русский Wired, в бумаге и в онлайне одновременно. Я только не думаю, что такой журнал окупался бы.


74 комментария