Приятная тоска. Вспоминаем фильм «Капитан Фантастик»
Жизнь Бена (Мортенсен) и Лесли Кэш (Трин Миллер) изменилась после рождения первенца. На фоне пережитого во время беременности стресса и увенчавшей ее постродовой депрессии у Лесли развилось биполярное расстройство. Лед супружеских отношений затрещал, грозя утащить на дно еще одну счастливую семейную пару. Будучи крайне неординарным и умным человеком, Бен решил помочь супруге весьма необычным способом. Сначала они на несколько лет отгородились от общества, поселившись на отдаленной ферме. Позже, купив участок настоящего леса, решили превратить это место в рай на земле, небольшую личную утопию.
Сам Бен — завидный семьянин и выдающийся отец. О столь заботливом и участливом родителе многие могут лишь мечтать. Почти все свободное время он проводит со своими шестью детьми — ходит в затяжные походы; обсуждает прочитанные книги; учит игре на музыкальных инструментах, охоте, садоводству и прочим занимательным вещам. Для них он не просто любимый отец, а что-то среднее между наставником и супергероем, вкладывающий в их души все самое лучшее, до чего только может дотянуться сам. Обыватели видят в Бене сбрендившего идеалиста и косматого хиппи, силой вынудившего семью отречься от цивилизованного мира. Вдобавок к этому он подвергает собственных детей изоляции, лишает их счастливого детства и надежды на достойное будущее.
В глазах общества он всего лишь очередной деспот, не сумевший отыскать точки соприкосновения с семью миллиардами соседей.
После многих лет такой жизни Лесли совершает самоубийство. Обаяние «Капитана Фантастик» заключается в том, что под тяжестью расставания с матерью и любимой женой, болью и непомерной тоской, банальным непониманием, как жить дальше, кроется крайне жизнеутверждающая история с колоритными действующими лицами. Это оптимистичный и местами забавный рассказ о принятии жизни во всем ее многообразии, о сокрытой в любой семье силе и важности оставаться самим собой, не поддаваясь давлению окружающих; и, что неожиданно, о безграничном потенциале человеческого разума.
Тем не менее, это довольно меланхоличная картина, эффект от которой сравним с прогулкой по молчаливому осеннему лесу. Это кино скорее чувствуешь, чем понимаешь. Во время просмотра будет щемить сердце, особенно когда на экране одни лишь настраивающие на философский лад пейзажи. А написанная Алексом Сомерсом, вокалистом и гитаристом исландской пост-рок-группы Sigur Ros музыка делает каждую сцену еще глубже.
Хотя в процессе просмотра фильм создает мучительное и болезненное впечатление, в финале это все равно бесконечно вдохновляющая и жизнеутверждающая картина. Драм, которые умеют непринужденно, с легкой улыбкой говорить о сложном, не погружаясь при этом в уныние и тоску, катастрофически мало. «Капитан Фантастик» — именно такая уютная трагедия, умное, красивое и очень редкое кино.