Превью Final Fantasy XV
Для тех, кто недостаточно пристально следил за историей разработки Final Fantasy XV, напомню, что она насчитывает уже 10 лет и пережила как минимум одну полную смену всей концепции игры. Нынешняя Final Fantasy XV – это роуд-муви о четырех закадычных товарищах, катающихся на своем кабриолете по обширным землям, сражающихся с диковинными монстрами и ищущих способ вернуть трон принцу, который уже должен быть королем.
О сюжете я, к несчастью, ничего не могу говорить, однако значительная часть пройденного мной сегмента игры была и так показана в трейлерах и в вышедшем вчера большом видео от самой Square Enix. На его основе можно легко догадаться об очень многих элементах сюжета – попробуйте сами.
С геймплеем же и четверкой героев довольно успешно знакомила прошлогодняя демоверсия, Episode Duscae (Duscae – это регион, в котором разворачивается действие третьей главы игры; в демку вошла от силы треть его площади, а то и вовсе четверть). Принц Ноктис серьезный и понурый, качок Гладиолус серьезный и брутальный, очкарик Игнис серьезный и интеллигентный, и только блондин Промпто без устали пищит, визжит, хихикает, шутит, паникует и в целом отдувается по эмоциям за всю партию.
У каждого из четверки – своя специализация в бою и вне боя. Ноктис рыбачит, Гладиолус ищет предметы, Игнис готовит, а Промпто делает фото всего подряд. Последнее – отличнейшая находка. На каждом привале друзья просматривают сделанные снимки, на которых запечатлены и недавние бои, и сюжетные моменты, и просто сами герои – позирующие или застигнутые врасплох. Эти фото и позволяют взглянуть на все произошедшее с иного ракурса, и отлично подчеркивают, какой путь проделали четверо друзей.
Во время боев Игнис пользуется кинжалами, Гладиолус – двуручными мечами, Промпто – пистолетами. Ноктис же универсал: ему подвластны все виды оружия, включая легендарные, недоступные остальным, и телепортация. Управляем мы только принцем; напарникам же можно лишь приказать сделать суперприем при условии, что соответствующая шкала достаточно заполнена. Из-за этого Final Fantasy XV ощущается менее тактической, чем любая другая номерная часть серии: вместо тщательного планирования поведения всего отряда тут приходится полагаться только на одного героя и трех (а то и больше) AI-болванчиков, никак вам толком не подконтрольных.
В финальной версии игры сохранилась проблема, бывшая очевидной еще в прошлогодней демоверсии: бои в FFXV слишком хаотичные, в них слишком много всего происходит, но на слишком малое из этого может повлиять сам игрок. Напарники постоянно тупят, получают кучу урона, выходят из боя и начинают громко звать Ноктиса на помощь: половину какого-нибудь непростого сражения можно провести, бегая за ними и поднимая на ноги. Они, конечно, тоже могут выручить героя в случае, если тот растеряет все здоровье, но этим их помощь обычно и ограничивается.
Обычно они оказываются полезны разве что в роли пушечного мяса. Вышеупомянутая телепортация позволяет Ноктису временно покинуть бой, зацепившись на какой-нибудь уступ повыше, и регенерировать здоровье и ману в то время, как товарищи отвлекают врагов на себя. При этом они и не подумают отбежать от какой-нибудь атаки по площади, а иногда могут и вовсе заблудиться. У меня был случай, когда я спрыгнул к противнику, которого надо было обязательно убить, чтобы пройти дальше, а трое напарников остались смотреть на бой сверху, никак в нем не участвуя. Вскоре после этого получилась обратная ситуация: упав на этаж ниже, Ноктис быстро забрался назад при помощи телепортации, а трое его никчемных друзей остались торчать внизу, давая восхитительные советы вроде «бей врага в спину» (а с чего ему поворачиваться спиной, если отвлекаться не на кого?). Самое смешное, что то же самое происходит в официальном ролике от Square Enix – выходит, это еще и распространенная проблема в этом месте.
Если что-то хочешь сделать, делай это сам. Ноктис может принести в бой до четырех видов оружия, и критически важно, чтобы они друг друга дополняли. Так, довольно быстро я раздобыл копье, которое атаками восстанавливало ману, а впоследствии получил мощный меч, который эту ману постоянно расходовал, и чередовал их. Против находящихся вдалеке слабых противников хорошо подходил пистолет, а против толп мелких врагов, кишащих вокруг, – задевающий сразу нескольких двуручный меч.
В один из четырех слотов для оружия можно вставить и магию. Она в FFXV в буквальном смысле штучная: каждое заклинание представляет собой энергию, запечатанную в склянку, и склянка эта при использовании разбивается.
Сами заклинания, бесспорно, эффектны и эффективны, однако их всегда очень мало. За недолгое время, проведенное за игрой, я так и не нашел, где приобрести сосуды для изготовления новых, и скрафтил парочку из предназначенных для восстановления маны эфиров – но и они моментально кончились. Для Final Fantasy, серии, в которой магия всегда была неотъемлемой частью боев, это решение кажется очень странным.
Мана же в Final Fantasy XV расходуется не на магию, а на атаки особым оружием, телепортацию и увороты. Здесь можно просто зажать кнопку уклонения, и Ноктис сам будет уходить от вражеских атак. Это, правда, малоэффективно, и по возможности стоит их парировать, чему способствуют подсказки на экране.
Когда герои не сражаются, они, как правило, колесят по миру на своей машине под названием «Регалия». В дневное время ее можно поставить на автопилот – то есть предоставить возможность вести Игнису. После заката же он за руль не садится и настоятельно рекомендует провести ночь в безопасном месте, но можно его не послушать и самому сесть на переднее сиденье.
Рулить, впрочем, особо и не нужно: «Регалия» попросту не может съехать с дороги. Да, достаточно просто жать на газ и выбирать направление на поворотах. Удовольствия от вождения, само собой, ноль. При этом удовольствия от езды – масса.
Дело в том, что в магнитоле есть куча треков из предыдущих частей Final Fantasy. Для фаната Final Fantasy VII колесить по скалистым краям под Cosmo Canyon, гнать по шоссе под Chase, отправляться на рисковое путешествие в ночь под Judgment Day – незабываемый опыт. Поначалу доступны треки из первой части, седьмой и с десятой по четырнадцатую, однако паки композиций из других выпусков можно докупать в магазинах.
Немного жалко, что ретро-музыка пропадает, стоит только остановить машину: я бы с удовольствием сразился с Титаном из FFXV под тему Титана из FFXIV! Впрочем, саундтрек самой FFXV тоже очень, очень хорош.
Открытый мир реализован по довольно стандартной схеме: то тут, то там понатыканы бесхозные травки или драгоценные камни, которые можно собрать для крафта или продажи; на дорогах расположены кафе – аналоги вышек, позволяющие открыть карту окрестностей и взять сайдквесты и заказы на убийство распоясавших представителей местной фауны. Побочные задания не вызывают большого энтузиазма. «У меня сломалась машина, принесите мне аккумулятор»? Да, конечно, может быть, как-нибудь в другой жизни.
Впрочем, рано или поздно ими заняться придется: другого источника денег у команды героев нет, а тратиться придется. На заправку, на еду, которая поднимает характеристики на весь следующий день, на ночевку, на полезные предметы и экипировку.
Весь текст в игре переведен на русский язык, причем локализаторы действительно старались. Что же до технических вопросов, то показанная нам версия была заметно сырой: за то время, что я провел за игрой, она намертво зависла раза четыре. Местами картинка казалась неприлично замыленной, а качество графики словно ухудшилось в сравнении с прошлогодней Episode Duscae. Впрочем, возможно, это впечатление сложилось из-за того, что тогда я играл на PS4, а в этот раз – на Xbox One. В любом случае, было довольно очевидно, что команде Хадзиме Табаты еще есть над чем работать, и перенос даты релиза удивления не вызвал.
От финальной версии игры, которая выйдет 29 ноября, я жду в первую очередь неожиданных сюжетных ходов (потому что на данный момент дальнейшее развитие истории кажется мне довольно предсказуемым) и большей тактической глубины. В той версии Final Fantasy XV, что мне показали, не была доступна пауза, позволяющая поразмыслить над дальнейшим ходом боя и раздать команды – а такая функция может заметно изменить впечатление от сражений.
А еще хотелось бы видеть больше Ирис. С ней гораздо веселей, чем с «сосисочной вечеринкой», в которой Ноктис проводит все свое время.