90 166 9888

Прекрасно-светлое условно-бесплатное будущее

26 апреля 2012, 9:20
Прекрасно-светлое условно-бесплатное будущее - Изображение 1
Тут, конечно, не все привыкли платить за игры и на это есть куча причин. Особенности психологии, доступность контента, кое-кто из вас, даже выстроил в голове идеологическую систему защиты “Это не я вор, это издатели плохие”. Двоемыслие по Оруэллу, одной рукой хвалить разработчиков в форумах, другой качать игры. Хорошо, что эта привычка скоро умрет.

Ставки меняются. Не все замечают, но сейчас мы торчим в середине витка эволюции, на остром повороте, за которым бизнес полигональных пистолетов и сисек перестанет быть прежним. Все мутирует к лучшему. Я обещаю вам землю блаженных, рай на земле. А заодно, клянусь, что в этом раю вы наконец-то откроете кошельки и достанете платежные карты.

Самое смешное, по вашей собственной воле.

И я знаю, потому что я уже это видел. Ситуация в играх сегодня напоминают общую положение дел в интернете лет десять назад. Тогда среди онлайн-компаний завелась маленькая, непонятная бизнес-модель. Сначала к ней отнеслись с острожностью, не все верили, но она распространялась, как вирус. Где-то в 2006-м для нее придумали термин – Freemium. Сегодня большинство ваших любимых сервисов работают по этой модели.

Назовите сайт поколения Web 2.0 и это Freemium – Dropbox, Last.fm, Google Docs. Все знают, как они работают? Феррари бесплатно, радио и освежитель на зеркало за 2 бакса в год. Ранние адепты модели первыми поняли, что в интернете слишком людей, а популярность в таких условиях важнее отгороженности. Вот тут капиталист Фред Уилсон описывает суть: _Если вы дадите людям что-то бесплатно, они приведут к вам 10 друзей, один из которых будет готов заплатить. _

Ок, а как это связано с играми?

Дело в том, что количество игроков на планете растет и у нас тоже появился аналог freemium. Я конечно, имею ввиду free-to-play. Три года назад это была модель для китайцев, два года назад – для экспериментов и неудачников. Но сегодня.., вы, наверное, удивитесь, если узнаете, сколько разработчиков работает по этой модели.

Несколько примеров: Nival и делает King’s Bounty: Legions и Prime World. Gas Powered Games (Supreme Commander) занимается Age of Empires Online. Blizzard свинчивает условно-бесплатную версию Dota. У ЕА есть Battlefield Play4Free, Battlefield: Heroes, Warface и Need for Speed: Online.

Пока что к ней относятся осторожно, не все в нее верят. Но количество студий в условно-бесплатном секторе растет, как снежный ком.

В этом году Starbreeze (Syndicate) объявила, что готовит Cold Mercury. Arenanet собирается запускать Guild Wars 2. Splash Damage (Brink) анонсировала Rad Soldiers. Бывшие разработчики S.T.A.L.K.E.R. переключились на Survarium.

Прекрасно-светлое условно-бесплатное будущее - Изображение 2

Понятно, почему. Условно-бесплатные игры требует меньше денег на старте, могут покрыть большую аудиторию, их нельзя пиратить, а главное, они способны зарабатывать несколько лет. Сравните, например, Demigod и League of Legends, обе запустились в 2009-м году, но кто помнит первую? Во вторую, между тем, каждый день играют 4 миллиона человек.

Единственное, что останавливает модель от победного марша так это сложности монетизации. Мы пока что не знаем, как перевести Skyrim на F2P. Тем не менее, это может измениться в течении двух-трех лет.

Самое интересное начнется в 2014-м, когда Microsoft и Sony запустят новое поколение консолей. Бюджеты AAA вырастут в полтора-два раза, риски подпрыгнут и мы увидим, как издатели с разработчиками бегут из больших игр.

В этом прекрасном будущем не станет пиратства, зато будет выбор: платите пять баксов за шапку или десять за пулемет. И многие будут платить, потому что выбора не останется.

PS: Если есть сомнения, посмотрите, на Valve. Эта компания обладает интуицией невероятной силы, ее идеи обычно опережают время на несколько лет и как раз сейчас она занимается free-to-play Dota 2.