15 февраля 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

Право автора

Одним холодным январским вечером я тыкал разные кнопочки в программе Sony Vegas, тщетно пытаясь постичь азы любительского видеомонтажа. В качестве подопытного кролика использовались снятые с помощью Fraps похождения моего аватара в Battlefield 3 – последней суровой игре для настоящих мужиков. Настоящие мужики особенно красиво и массово гибнут в ней на карте Operation Metro (режим «Захват флагов»), так что тематика и общий настрой будущего пятиминутного ролика были выбраны сразу: медленный и величественный реквием под грустную музыку. Даже название выдумывать не потребовалось: когда-то давно с помощью старого латинского вокабулярия я составил красивую фразу – In memoriam de bellatorae sterni gladiis, что по моей задумке должно было переводиться как «Памяти воинов, павших от вражеских мечей» (правда, как выяснилось позже, на самом деле перевод звучит несколько иначе – «В память о солдатах разбросаны мечи»). Дурное дело, как известно, нехитрое, и за пару часов пафосный ролик был готов. Дело оставалось за малым – найти подходящий саундтрек и наложить его на готовый видеоряд.
Одним холодным январским вечером я тыкал разные кнопочки в программе Sony Vegas, тщетно пытаясь постичь азы любительского видеомонтажа. В качестве подопытного кролика использовались снятые с помощью Fraps похождения моего аватара в Battlefield 3 – последней суровой игре для настоящих мужиков. Настоящие мужики особенно красиво и массово гибнут в ней на карте Operation Metro (режим «Захват флагов»), так что тематика и общий настрой будущего пятиминутного ролика были выбраны сразу: медленный и величественный реквием под грустную музыку. Даже название выдумывать не потребовалось: когда-то давно с помощью старого латинского вокабулярия я составил красивую фразу – In memoriam de bellatorae sterni gladiis, что по моей задумке должно было переводиться как «Памяти воинов, павших от вражеских мечей» (правда, как выяснилось позже, на самом деле перевод звучит несколько иначе – «В память о солдатах разбросаны мечи»). Дурное дело, как известно, нехитрое, и за пару часов пафосный ролик был готов. Дело оставалось за малым – найти подходящий саундтрек и наложить его на готовый видеоряд.

Тут тоже долго думать не пришлось. Когда-то очень давно я услышал по радио песню прекрасной француженки Эммы Шаплин Misere, Venere – и, влюбившись в голос и общую мелодику, с превиликим трудом раздобыл пластинку 1997 года Carmine Meo. Обошелся тот компакт-диск мне весьма и весьма недешево, однако я не пожалел ни копейки потраченных денег: альбом и вправду оказался великолепным. Он до сих пор в оцифрованном виде живет на моем плеере, не потерявший за пятнадцать лет ни актуальности, ни благородного величия. И второй трек с него, Spente Le Stelle, как нельзя лучше подходил к свежеиспеченному видео – классический реквием с бросающим в дрожь сопрано блистательной мадмуазель Шаплин. Так что я залез в папку с mp3-файлами, выбрал нужный и просто добавил его в медиатеку Sony Vegas. Через несколько минут отрендеренный файл я скинул на флешку, воткнул в USB-слот телевизора, просмотрел еще раз на большом экране, остался вполне доволен результатом… и, конечно же, сразу полез загружать ролик на YouTube.

Еще несколько минут томительного ожидания – и вот они, плоды мучительных трудов: мой шедевр в сети, готовый к миллионам просмотров восхищенными зрителями со всего мира! Какое-то время я честно сдерживал себя от проверки счетчика просмотров, но, в конце концов, мятущаяся душа не выдержала. В перерыве очередного хоккеного матча, шедшего тем же вечером, с книжной полки был поднят айпад, в адресной строке браузера которого автор трясущимися пальцами набрал нужные буквы. Каково же было авторское разочарование, когда YouTube встретил его грустным смайликом и надписью: «Это видео содержит материалы от партнера EMI, который заблокировал это содержание для показа в вашей стране в целях соблюдения авторских прав». Миллионы зрителей остались ни с чем. Их безумный интерес и отчаянное желание посмотреть на массовую гибель солдат на самой глупой карте в Battlefield 3 разбивались о черный прямоугольник с безжалостным приговором. Напрасно безымянного инженера подбрасывало взрывом к потолку под выводимую Шаплин фа 3 октавы: для компании EMI, очевидно, появление моего ролика в общем доступе было сродни производственной катастрофе – графики прибылей ухали вниз, акции стремтильно теряли цену, популярные исполнители разрывали контракты. Сама же Эмма Шаплин, по мнению представителей EMI и YouTube, должно быть, бледнела и заливалась безутешными слезами всякий раз, когда безвестный анонимус жал на кнопку воспроизведения этого преступного, непотребного видео (и, само собой, ежесекундно теряла МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ).

Право автора - фото 1

Эта история меня несколько ошарашила, поскольку я и вправду долго не мог понять, что же противозаконного я совершил, выложив злосчастный ролик. Диск я купил на свои деньги? На свои. Эмме Шаплин и компании EMI я заплатил вполне конкретную денежку, с ними я, казалось бы, в расчете. Ведь не собираюсь же я перепродавать песни с диска, сдавать его в прокат, использовать альбом для наживы (YouTube пока, слава богу, не берет денег за просмотры)? А даже если бы и брал – мне-то, как автору, какая выгода с того, что в ролике звучит Spente Le Stelle? К тому же нигде, не в каком виде это видео не акцентирует внимание на звучащей фоном песне: если бы кто-то захотел вместо покупки оригинального альбома найти этот трек в YouTube, никакой, даже самый изощренный поисковый запрос не привел бы его на страницу с моим роликом. Не говоря уже о том, что госпожа Шаплин, при всем моем бесконечном к ней уважении, не является самой известной певицей в мире, а использование отдельно взятого произведения в качестве атмосферного саундтрека только сделает ей лишнюю рекламу – думаю, многие вообще услышат этот голос впервые именно в этом ролике… а некоторые, надеюсь, заинтересуются настолько, что раскошелятся и купят пару песен французской певицы. Однако, как я понял, никакой логики в подобной системе нет, и никакого смысла в ней искать не стоит. EMI и YouTube не защищают ничьи права, и в особенности им плевать на карьеру певицы Шаплин (как и многих других авторов и исполнителей, чьи имена занесены в базу данных портала). Они защищают исключительно свои интересы, они защищают свои деньги, они готовы вцепиться в горло любому, кто с их точки зрения потенциально опасен – будь на то воля компаний, они бы запретили вам без письменного разрешения насвистывать мелодии любимых песен на улице. Важно понимать, что ни о какой защите авторских прав тут речи не идет, тут вообще не работает понятие этих самых авторских прав. Если руководствоваться здравым смыслом, все просто и понятно: я выпустил диск и получаю деньги с его продажи; любой, кто продает его (или использует для получения финансовой выгоды любым другим способом) без моего ведома и не платит мне роялти – преступник. Все, точка. Остальное – от лукавого, вроде разговоров о налоге в пользу общества защиты авторских прав с каждого продаваемого физического носителя.

Ладно, черт с ним, с моим роликом (хотя обидно до сих пор – такое ощущение, что ушат помоев на голову вылили). Гораздо интереснее ситуация обстоит с книгами, фильмами и видеоиграми. Если вы откроете любой англоязычный роман, то на одной из первых страниц увидите список песен, которые упоминаются по ходу текста – с указанием авторства стихов и музыки, а также наименованием звукозаписывающей компании, которой принадлежат права на тот или иной трек. Будьте уверены: писатель заплатил за использование каждой из них, иначе роман бы не вышел в печать. Та же ситуация в кинематографе и игровой индустрии – посмотрите титры Fallout 3, к примеру. Причем никого не волнует тот факт, что если ты создаешь произведение о шестидесятых, то и твои герои должны слушать по радио музыку шестидесятых. Не потому, что ты хочешь получить КУЧУ ДЕНЕГ за счет одного только упоминания Hey Jude на сто тридцатой странице, а потому, что в то время ты просто не мог не слышать на улице Hey Jude! Некоторые ситуации доходят буквально до идиотизма: вспомните титульный ролик той же Fallout 3.I Don’t Want to Set the World On Fire, песня группы The Ink Spots, записанная в 1941 году, должна была звучать еще в первой части игры, однако Interplay тогда не смогла договориться насчет лицензии. Только вдумайтесь: сорок первый год! Разумеется, использование этой песни в игре Fallout нанесло бы непоправимый моральный и финансовый вред наследникам участников The Ink Spots.

Самое смешное, что дифференциации нет и не предвидится. Дальше будет только хуже и строже. Сегодня вы не можете загрузить безобидный ролик на YouTube и легально покупать контент в iTunes, а завтра вы вообще забудете, что когда-то музыка звучала отовсюду и для каждого. Для новых кинолент и игр будут писать саундтреки «в стилистике сороковых» - вместо того, чтобы использовать настоящие записи сороковых, из динамиков на автобусных остановках и в метро ваш слух будет радовать лишь реклама очередной обувной распродажи, а операционная система Windows начнет ежедневно строчить отчеты куда следует о том, что именно проигрывается в вашем WinAmp. Это даже не будущее – это почти-настоящее, и это неправильно. Возможно, закон на стороне звукозаписывающих компаний… но никто, слышите, НИКТО не вправе запретить вам слушать, играть и петь ту музыку, какая вам нравится, а если вы снимаете кино или пишите рассказ – НИКТО не вправе брать с вас деньги за то, что ваш персонаж любит разделывать людей под песни «Металлики», в данном случае даже сами члены группы «Металлика». Культура и бизнес с рождения враждуют друг с другом, но культура – она, понимаете ли, важнее: бизнес – занятие проклятых, а творчество – призвание бессмертных. Отстаньте от Эммы Шаплин, пусть она поет о мертвых солдатах.

P. S. Запрещенный к показу на YouTube ролик можно посмотреть здесь.

Комментарии 78
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
f4me
f4me
Наболело, да? Все к чертям катится. Sopa и остальная хрень, это только начало. Привет, цифровое будущее, блеать! =(