27 октября 2013Игры
Обновлено 09.12.2015

Помни их! #7: Сергей Супонев

Пусть и с некоторым запозданием, но очередной выпуск «Помни их!» все-таки увидел свет. У вашего покорного слуги очень много планов и идей, вот правда не всегда хватает сил и времени справиться с их реализацией. Но не будем обо мне. Рубрика не предполагает трепетных душевных излияний о себе любимом, поэтому перейдем сразу к делу.
Пусть и с некоторым запозданием, но очередной выпуск «Помни их!» все-таки увидел свет. У вашего покорного слуги очень много планов и идей, вот правда не всегда хватает сил и времени справиться с их реализацией. Но не будем обо мне. Рубрика не предполагает трепетных душевных излияний о себе любимом, поэтому перейдем сразу к делу.

Каждый ребенок заслуживает детство, но не у всякого оно действительно было. Простое слово из семи букв содержит в себе, куда большее смысла, чем кажется на первый взгляд. Несправедливо называть детством лишь период жизни, определенный какими-то возрастными рамками. Оно является скорее психоэмоциональным состоянием, ценность которого познается в виду его временности. У всех оно чувствовалось по-разному. Мир взрослых оказывается не таким притягательным, как считалось ранее. Здесь слишком много тревог, и понять это можно только испытав их.

В тяжелое для страны время, когда народ находился на распутье, когда политический и экономический кризис превратил жизнь в борьбу за выживание, где ни один из ее участников не мог быть уверенным в завтрашнем дне, на телевидении появился человек, осмелившийся разжечь огонь добра в этом мраке и согреть им сердца молодых поколений. Этим человеком был Сергей Супонев.

Счастье в секундах маленьких, острых… Щедрое к детям и скупое для взрослых
— Андей Лысиков apellatus Дельфин “Дверь”

Он появился на свет 28 января 1963 года в селе Хотьково Московской области. Со школьной скамьи Сергей мечтал стать режиссером, однако при выборе факультета в ГИТИС, семнадцатилетний Супонев понял, что для режиссерского кресла ему не хватает жизненного опыта, поэтому Сергею ничего не оставалось, как выбрать театральную стезю. За два года учебы он понял, что сделал неправильный выбор и поступил в МГУ на факультет журналистики, правда его студенчество было беспардонно прервано воинской службой, которая не только не помешала карьере начинающего журналиста, но и подарила ценный опыт общения в коллективе и игре на музыкальных инструментах.

После службы Супонев не без успеха эффективно совмещал работу с учебой. В частности, получил должность администратора в музыкальной редакции Центрального телевидения СССР, где до поступления в МГУ подрабатывал грузчиком. К 1984 году все программы, посвященные государственным праздникам, были созданы при его непосредственном участии.

Следующие два года Сергей работал в отделе пропаганды, после чего был задействован в создании сюжетов для программы «До 16 и старше», рассказывающей о проблемах молодежи. Затем появилась программа «Марафон 15», ориентированная на подростковую аудиторию она быстро снискала популярность.

Вклад Супонева в развитие детского телевидения было трудно не заметить, чем и объясняется желание Влада Листьева видеть одним из своих сотрудников именно Сергея. Так Супонев стал вести программу «Звездный час». Просуществовавшая десять лет телепередача, по сей день считается одной из самых успешных за всю историю российского телевидения, имея такие рейтинги, какие господину Эрнсту даже не снились.

Детские программы по творческим, материальным затратам и по телевизионному ремеслу более сложные. Взрослому человеку достаточно посадить в кадр какого-нибудь дядьку, и он будет его смотреть, а ребенку этого мало. Ему нужно, чтоб все мелькало, сверкало, переливалось, чтобы менялись картинки на экране, чтобы музыка звучала, была компьютерная графика, чтобы экран был живой.
— Сергей Супонев

Однако настоящее признание Супонев получил с выходом его авторской программы «Зов джунглей», за которую он впоследствии получил премию ТЭФИ. Она представляла из себя концептуально переосмысленный аналог «веселых стартов» и полюбилась всем телезрителям от мала до велика.

Программа “Зов джунглей” Сереже ночью приснилась. Я говорю: "Почему джунгли? Может, лучше “Зов русского леса”? А он: “Нет, отец! Джунгли — это яркие краски, птицы, звери, невероятные приключения — детям это так нравится!” Он всегда знал, что детям нравится.
— Евгений Кузьмич Супонев

Кроме того, к одной из больших заслуг Сергея в качестве ключевого флагмана формирования российского детского телевидения, справедливо будет отнести программу “Денди - новая реальность”, появление которой было обусловлено растущей популярностью компьютерных и видеоигр на всем постсоветском пространстве. За все время существования передачи, Сергей познакомил российский детей с неведанным ранее миром интерактивным развлечений, обозревая продукцию для Sega, Dendy, Nintendo и Game Boy.

В чем заключался феномен успеха Супонева? В отличие от многих своих коллег по цеху, детское телевидение Сергей не воспринимал как работу, он считал это служением. Выпустив наружу, таящегося внутри ребенка, Супонев разговаривал с детьми их языком, не используя витиеватости мира взрослых.

Детей воспитывает все, что их окружает. Продукция, сделанная не для них, воспитывает детей в гораздо большей степени, чем продукция, сделанная для них.
— Сергей Супонев

Сергей всегда находился в творческом поиске, пребывал в состоянии изобретателя новой игрушки. Считая, что создание универсальной детской программы такая же несбыточная мечта как и желание того, чтобы детство не кончалось, Супонев придумывал все более оригинальные проекты. Если бы не он, то такие замечательные передачи, как “Царь горы”, “Семь бед - один ответ”, “Дисней-клуб” и могли вовсе никогда не выйти в эфир.

В 1997 году Сергей попробовал себя в кино, исполнив роль отца Дугласа в экранизации известного романа Рэя Брэдбери “Вино из одуванчиков”. Вместе с тем, его основным видом деятельности оставалось детское ТВ.

Среди своих друзей и близких, Супонев прослыл большим авантрюристом : был без ума от охоты и рыбалки, увлекался экстремальными видами спорта. В особенности любил яхтспорт, дайвинг, гидроциклы и езду на снегоходах.

Экстрим, адреналин. Лихачил на машине, гонял на моторке. Когда появился этот снегокат, мы с женой его почему-то сразу возненавидели. “Со мной ничего не будет, я умру своей смертью”, — уверял нас сын.
— Евгений Кузьмич Супонев

Жизнь столь яркого человека трагически оборвалась 8 декабря 2001 года. Катаясь на снегоходе по льду реки Волги, он не справился с управлением и на полном ходу врезался в деревянные подмостки речной пристани. Полученные в результате аварии травмы оказались летальными.

Сергей Супонев умер в возрасте тридцати восьми лет. Однако за свою короткую жизнь он сделал очень многое. В какой-то степени он был Питером Пеном. Нестареющий ребенок, преданный друг, радующий детей яркими забавами и прививающий им чувство доброты. Ушел рано, но оставил после себя громадное наследие, воспитав тех, кто теперь сам примеряет или только готовиться примерить на себя роль мамы или папы.

Твой звездный путь на этом свете пролег с экрана в души к детям.

Комментарии 23
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Strange_black_cat
Strange_black_cat
спасибо за хорошую статью.
Immoral Orange
Immoral Orange
Шикарная статья, чувак!
finnska
finnska
Человек был фантастический, поколение выросло на его передачах.