Почему вам стоит начать смотреть «Кремниевую долину»
Впервые наткнувшись на описание этого сериала, я был заинтригован, мне была интересна тема, поэтому я ждал от него много. Но когда первая серия, наконец, вышла, я был разочарован. Возможно, из-за того, что настроился на нечто вроде «Пиратов кремниевой долины» и просто не смог принять другой, более легкий тон в походе к теме.
В общем, поначалу сериал приходилось смотреть чуть ли не через силу – плоские карикатуры вместо персонажей, доведение до абсурда любой сцены, вымученные шутки. Мне казалось, что внутри дешевого ситкома заперта крайне интересная история молодого стартапера, продвигающего свою идею.
Но стоило мне перестроиться и привыкнуть к подаче «Долины», я понял, что это и есть та самая история стартапера. Да, бросающаяся из крайности в крайность, но от этого не менее правдивая.
У меня даже создалось впечатление, что сериал просто становился лучше со временем – живее, смешнее, а местами – серьезнее и вдумчивее, но стоило вернуться к пилотному эпизоду, я понял, что никакого проседания качества по сравнению с последними сезонами я не чувствую – «Долина» была такой с самого начала. Похоже, все дело в восприятии – на этот сериал нужно просто настроиться, дать ему шанс, привыкнуть к его чувству юмора и взгляду на мир передовых технологий. Хотя многим и перестраиваться не приходиться, он заходит с первого раза.
И все же, слабые стороны здесь безусловно есть – многих будет раздражать слишком нарочитая «ситкомовость» сериала, здесь нет закадрового смеха, но есть музыкальные отбивки шуток, гиперболизированная неуклюжесть, робость и неудачливость главного героя, есть слишком резкие перепады тона между откровенно комедийными и условно серьезными сценами. Но постепенно происходящее начинает раскладываться для зрителя на слои и условности перестают раздражать. За огрехами и перегибами становится видна мысль авторов и жизнь действительно интересных героев, стереотипных, но при этом узнаваемых, сильно отличающихся от других экранных нердов.
С завязкой сериала все довольно просто – талантливый программист живет в стартап-инкубаторе с другими инди-разработчиками и потихоньку работает над своей идеей – поисковиком для музыки, который, похоже, никому не сдался. Но созданный им алгоритм сжатия и поиска по архивированным данным – революционны и за этими компонентами и начинается охота.
Местные аналоги Билла Гейтса и Стива Джобса оба предлагают нашему герою деньги, но первый хочет купить лишь процент в его компании, финансируя таким образом дальнейшее ее развитие, а второй – просто выкупить разработку целиком и лишить автора всякой возможности что-то сделать с ней дальше. У бедного кодера начинается приступ паники от важности решения, которое ему предстоит принять.
Это простая, но достаточно интересная завязка, но судьбу сериала в большей степени решало то, куда смогут увести эту историю авторы, насколько долго все это будет интересным – и вот тут сериал действительно удивляет в хорошем смысле. Развитие задумки вышло действительно нетривиальным и интересным.
Во многих сериалах рано или поздно начинает напрягать количество неприятностей на квадратный метр. Героям постоянно нужно преодолевать какие-то трудности, поэтому если они озвучили некую цель – будьте покойны, в этой серии (а может, и в этом сезоне) они ее не достигнут, что-то обязательно случится. Кончится бензин, нападут зомби или цель окажется недостижимой в принципе: тот город давно взорвали, искомый человек давно умер, а потайная сокровищница давно найдена и разграблена.
«Долина», к сожалению, упала в эту яму глубже, чем любой другой сериал на моей памяти. Неприятностей у героев очень много, обломы и подставы на каждом шагу – и такая нереальная невезучесть начинает напрягать не только из-за своей надуманности, но и из-за того, что ты уже мечтаешь вместе с героями, чтобы у них все получилось. Смотреть на очередной их провал уже попросту больно. Хочется, чтобы они уже дошли до вожделенной цели и у них все было хорошо. Сериал на этом, конечно, закончится или станет скучным, но иррациональное, выстраданное желание остается.
К счастью, после некоторой пробуксовки именно это «Кремниевая долина» и начинает делать – не строить бесконечные препоны на пути к цели героев, а позволять им все же достигать этой цели, формулировать новую и идти к ней.
Да, зачастую это оказывается пирровой победой, удача омрачена сопутствующими минусами, но по крайней мере, это не топтание на месте. Герои развиваются, а статус кво регулярно меняется. Причем это не метания из стороны в сторону по надуманным причинам, а довольно логичная эволюция, где причины изменений можно проследить.
Некогда «Теория Большого Взрыва» стала прорывом для гик-культуры, популяризировала ее, показала, что жизнь типичных нердов может быть интересна не только им самим, что они могут быть не только карикатурами на задних ролях в комедийных сериалах, но главными героями.
За прошедшее со старта «ТБВ» десятилетие многое изменилось, и он сам по себе воспринимается иначе, особенно в сравнении с «Долиной».
«Теория» часто строит шутки и целые сюжеты на кумирах гик-культуры – «Стартреке», «Звездный войнах», комиксах Marvel и DC, но за это время большая часть элементов гик-культуры, особенно таких крупных, как эти, стали культурой массовой. В теоретическую физику или видеоигры «ТБВ» не стремится залезать глубоко, ограничиваясь односложными шутками.
«Долина» же осмеливается быть целиком и полностью про жизнь стартаперов, про битвы за инвесторов, споры, чей код лучше, про разработку идей для приложений. Не про любовь, дружбу и семейные ценности, а про вещи достаточно далекие от среднего зрителя. Про свое – подробно, с головой уходя в этот мир.
Естественно, это не первый сериал, погрузившийся в свою нишу не только формально. «Форс-мажоры» глубоко уходят в особенности юриспруденции, «Миллиарды» – в деятельность брокеров, а шоу про работу копов или врачей во всех деталях – не сосчитать. Но сериалов про кодеров, айтишников, инди-разработчиков, которые были бы действительно про код, сервера, DAU, MAU и конверсию – не было.
При этом, я не говорю, что «Долина» идеальна в плане достоверности – давно известно, что в этом аспекте там много косяков, это вам не «Мистер Робот», но мне кажется, что показать уникальный мир, собственно, Долины, огромного инкубатора, где каждый пытается придумать идею на миллион, у сериала выходит неплохо. Конечно, это гипертрофированный образ, но по крайней мере ничего подобного мы раньше не видели – место вышло довольно интересным.
Думаю, «Долина» подкупает меня даже не отличным юмором (на первый взгляд он кажется простоват, но тут попадаются очень тонкие и талантливые шутки), и не героями, которые безусловно запоминаются и влюбляют в себя, а сюжетной линией.
Мне интересно следить за тем, чего ребята – вместе или по отдельности – добьются в итоге. Интересно, какую именно форму в итоге примет алгоритм архивации Ричарда и видеочат Динеша, сможет ли сериал показать убедительную версию нового интернета.
Причем, это интерес именно к идеям, которые в сериале всегда были на очень достойном уровне. Так же как в «Остановись и гори» мне интересны больше не персонажи и их взаимоотношения (хотя и они там прописаны и обыграны потрясающе), а прежде всего обстоятельства рождения идеи портативного компьютера, многопользовательской игры, чата и прочих вещей, которые мы привыкли принимать как данность.
«Кремниевая долина» – это сериал про революционные идеи и титанический труд, необходимый для того, чтобы реализовать их, придумать, в какой форме они будут максимально востребованы – как подать их миру, как найти на это деньги, на какие компромиссы можно пойти, а какие полностью убьют потенциал изначальной идеи и так далее.
История часто скатывается в фарс, но вопросы, на которые приходится отвечать героям, выбор, который им предстоит сделать, от этого не становятся менее настоящими. Почувствовать себя на их месте, в жестоком и динамичном мире Долины, где все решают идеи и умение правильно их упаковать, действительно интересно.
Конечно, этот сериал можно смотреть и просто ради шуток на грани фола и симпатичных героев. Ради факапов Ричарда, препирательств Динеша и Гилфойла, злоключений Джареда, эскапад Эрлиха, безумных выходок Гевина Белсона. Но можно и разглядеть в нем довольно пессимистичную сатиру на современный мир технологий, его тенденции и его принципы.